{"id":14280,"url":"\/distributions\/14280\/click?bit=1&hash=c291fcfc43f419a1579e64e39746c746a194f7fcb7e35c6db5ddb6b8dad03dbe","title":" \u0423\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043d\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u0432 \u0418\u0422 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Съезд ШКИ от первого лица 1.0

Контекст

С 6 по 8 декабря 2023 года в Москве, в павильоне «Атом» на ВДНХ, в рамках международной выставки-форума «Россия», прошёл Cъезд школ креативных индустрий. Впервые представители образовательных учреждений нового формата из 49 регионов России встретились, чтобы обсудить накопленный за 3 года опыт, сформированные образовательные программы, компетенции преподавателей и выпускников, взаимодействие с рынком и интеграцию учащихся в бизнес-процессы.

Сегодня в 67 школах креативных индустрий учатся более 7000 подростков. Запланировано открыть порядка 230 школ к 2030 году, а это более 25 000 учеников одномоментно.

Первый Съезд школ креативных индустрий — важный шаг в качественном и количественном росте ШКИ, синхронизации процессов и компетенций.

Cъезд организовали Министерство культуры России и Российский фонд культуры при поддержке Федерации креативных индустрий.

Общее фото участников первого Съезда ШКИ

Спикерами и гостями события стали представители Президентского фонда культурных инициатив, Агентства креативных индустрий, Высшей школы экономики, VK, Федерации интеллектуальной собственности, Института развития профессионального образования Министерства просвещения России, а также отраслевые лидеры и эксперты таких компаний, как Sila Sveta, Kuzin Machinery, анимационной студии «Ярко», Good Story Media и других.

Важной частью программы Съезда стали специализированные круглые столы, лекции, мастер-классы и практикумы с участием представителей школ креативных индустрий.

Как всё начиналось

Идея съезда появилась в Петербурге на экономическом форуме, когда студийцы (так называют учащихся ШКИ) рассказали о своих лучших проектах на встрече с Надеждой Преподобной, статс-секретарём – заместителем министра культуры РФ.

Открытая встреча с Надеждой Преподобной на ПМЭФ
Общее фото участников после встречи на ПМЭФ

После нескольких выступлений ребят стало ясно, что за пару лет сложился разнообразный опыт ШКИ и нужно обмениваться наработками, чтобы расширить спектр возможностей всей сети школ креативных индустрий. Лучший способ это сделать — собрать ключевых акторов процесса в одном пространстве для предметных дискуссий. Но сразу возник важный вопрос: какой формат позволит этого достичь? Концепция события тогда ещё не сформировалась, но вопрос был правильный.

А правильный вопрос — это половина правильного ответа.

Собрали орггруппу из представителей Минкультуры, РГИСИ и ФКИ, которая в течение нескольких месяцев разрабатывала подход. Событие в итоге не просто закрыло потребность в коммуникации и обмене опытом, а привело ШКИ на следующую ступень развития: формирование профессионального сообщества.

Площадка для события

Отдельного внимания заслуживает площадка, на которой прошёл Съезд. Событие официально включили в программу выставки-форума «Россия» на ВДНХ, и Съезд состоялся на главной сцене в только что открывшемся павильоне «Атом».

Масштаб и сложность экспозиции семиэтажного здания, три этажа которого расположены под землёй, с самого начала задали вектор мысли:

Думай глобально, системно, современно!

Павильон «Атом» на ВДНХ

Угловой экран на сцене в форме стрелки — совершенно неожиданное решение. Такая композиция как бы намекала участникам на слом привычных парадигм и необходимость двигаться вперёд.

Угловой экран на сцене Съезда ШКИ

День первый: синхронизация участников

Сюжет Съезда ШКИ подразумевал, что за три дня случится постепенный переход от выступлений экспертов к выступлениям самих участников — от накопления к самовыражению. Потому первый день посвятили тому, чтобы составить единую картину мира у руководителей и педагогов ШКИ.

Погружение в контекст

Пока все собирались, в зале играл специально записанный саундтрек, подготовленный как нейромедиатор. В первый час участники изучали рабочую тетрадь Съезда, тоже разработанную специально для форума. К ней мы ещё вернёмся.

Участники Съезда ШКИ собираются у главной сцены
Представители ШКИ изучают рабочую тетрадь

И вот, когда все расселись, а градус ожидания вырос максимально, наступило ЗТМ. Экран в затемнённом зале павильона «Атом» прорезал обратный отсчёт: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. На экране появился презентационный ролик

Открытие первого в России Съезда школ креативных индустрий

«Благодаря школам по всей стране подростки уже получают востребованные в современном мире знания по дизайну, анимации, интерактивным технологиям виртуальной и дополненной реальности, фото- и видеопроизводству, звукорежиссуре, звуковому дизайну и электронной музыке…»

Три минуты впечатляющих фактов и установок на работу для участников Съезда, которые закончились аплодисментами солидарности.

Приветствие участников

Выход модератора.

«Нужно констатировать, что ШКИ сегодня — это первый уровень образовательной траектории в креативных индустриях России. ШКИ буквально растят будущих креаторов страны. Поэтому важно дать им актуальное практикоориентированное дополнительное образование. Оно поможет им в выборе профессии»

Ещё раз делаем акцент на рабочую тетрадь как важный фактор деятельного вовлечения в процесс.Сверху опустился экран: официальное обращение министра культуры России Ольги Любимовой, в котором говорится о важности ШКИ и даётся напутствие участникам Съезда. Вступительная официальная часть окончена.

Видеообращение Ольги Любимовой к участникам Съезда ШКИ

Статус развития ШКИ

На сцену вышла Юлия Алейникова, директор филиала РГИСИ в Калининграде и один из кураторов модельных ШКИ. Юлия представила текущий статус развития школ и озвучила ключевые вопросы, которые выявили в предварительном онлайн-опросе участников Съезда.

Вот главное из её выступления:

→ Проекты ШКИ в регионах уже меняют локальный культурный ландшафт и задают тренды

→ Продуктовый подход ШКИ создаёт дополнительный потенциал развития учебных заведений

→ Профориентация позволяет моделировать реальные ситуации самостоятельного выбора подростка

→ Основная задача ШКИ — личностное раскрытие подростков

Первая дискуссия

Выступление Алейниковой помогло очертить круг проблем, с которыми столкнулись в работе руководители школ и система в целом. И первое обсуждение случилось тут же на открывающей сессии с федеральными экспертами:

→ Жанной Алексеевой, заместителем директора Департамента образования, региональной политики и проектной деятельности, руководителем Ведомственного проектного офиса Минкультуры России

→ Сергеем Матвеевым, президентом Федерации интеллектуальной собственности

→ Арсением Мещеряковым, руководителем Школы дизайна НИУ ВШЭ

→ Софьей Троценко, основателем Центра современного искусства «Винзавод»

Пленарная дискуссия на Съезде ШКИ

Сильно зацепили и вызвали последующую дискуссию тезисы Сергея Матвеева:

→ Первое, чему нужно учить в ШКИ — работать с правами на интеллектуальную собственность. Индустрия появляется, когда мы заявляем права на свой творческий результат.

→ Индустрия работает, когда права интеллектуальной собственности двигаются: передаются, покупаются и продаются.

→ Управлять интеллектуальной собственностью помогают цифровые технологии. В 2021 году построили блокчейн-инфраструктуру. Проще говоря, это регистратор прав: сделки заключаются в пару кликов и без юристов.

«Без этих составляющих ШКИ будут школами творчества, а не креативных индустрий»

Сергей Матвеев, президент Федерации интеллектуальной собственности

Первое поручение

Позднее тема, заданная на пленаре, отозвалась ещё раз в «Открытом триалоге» с Надеждой Преподобной, замминистра культуры РФ, и Натальей Пахомовой, ректором Российского государственного института сценических искусств. Прямо во время Съезда было дано поручение найти способ интегрировать в ШКИ управление правами на результаты творческой деятельности.

«Интеллектуальной собственностью нужно заниматься системно. В следующем году у ШКИ появится алгоритм работы с авторским правом на творческие продукты учащихся»

Надежда Преподобная, замминистра культуры России

Сюжеты выступлений

Спикерская программа первого дня была насыщенной:

→ Про накопление проектного потенциала ШКИ через опыт грантовой поддержки от ПФКИ рассказал Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив.

→ Портрет российского подростка, его потребности и запросы в развитии и образовании обсудили с директором Института молодёжи Николаем Бажитовым, основателем i3.school Вадимом Полюгой, замруководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ и автором проектов по изучению образовательной среды как педагогического феномена Наташей Логутовой.

→ Лучшие кейсы действующих ШКИ представили директора модельных школ из Кемерово и Калининграда.

Экспертная сессия на Съезде ШКИ

Сюжеты всех панелей Съезда были заранее проработаны, и каждый спикер понимал вектор своего выступления. Благодаря этому получилось многое подсветить и в отчуждаемой форме представить участникам материал для самостоятельной работы. Верным спутником в этом процессе была рабочая тетрадь. Кроме описания и программы события, тетрадь содержала методы деконструкции каждой секции. Таким образом, последовательно заполняя тетрадь, можно было собрать свой карманный Съезд.

Обложка и страница из рабочей тетради

Открытые дискуссии

Чтобы обсудить друг с другом узкие вопросы, преподаватели разных студий и директора школ разделились на автономные группы. Педагоги говорили о том, как учить, директора — как управлять процессом и создавать эффективную образовательную среду.

Здесь энергия и потенциал Съезда раскрылись максимально. Запланированные два часа переросли в четыре, и никто не хотел расходиться. Но впереди были ещё два дня, поэтому участникам предложили, во-первых, отдохнуть — многие попали с корабля на бал, — во-вторых, отложить коллективный порыв к взаимодействию до завтра, когда наступит День стратегирования.

Участник Съезда задаёт вопрос экспертам

Организаторы ставили на первый день важную цель: сформировать единую экономическую, общественную и образовательную рамку деятельности ШКИ. Но динамика обсуждений и азарт участников, достигнув цели, запустили ряд предметных узкоспециализированных и порой неожиданных дискуссий, которые обязательно требовалось оседлать в предстоящие дни.

В следующей части опишем второй день Съезда и не только...

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда