{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

LA-на-Дону

Cлово – Игорю М. Намаконову.

Как турист я много раз проезжал через Ростов-на-Дону, и у меня сложилось о городе впечатление. Его можно выразить короткой фразой: транспортный хаб у реки. Без негативного окраса, без эмоциональной связи и целостного образа. Очень резануло сочетание «человейников» со старой купеческой застройкой. Запомнился ландшафт с перепадами высот. Река. И всё.

В этот раз, когда поездка была плотно спланирована и заполнена общением с яркими представителями местного профсообщества, сформировалась абсолютно новая картина. Спасибо за это Торгово-промышленной палате Ростовской области и лично Оксане Коростиевой, лидеру своего региона по развитию креативных индустрий, которая организовала мой приезд.

А я обращаю внимание, что если вам нужно сдвинуть с места развитие региональной инфраструктуры, то бизнес-миссии ФКИ — эффективный для этого инструмент.

Теперь по порядку про Ростов-на-Дону.

Здесь выбирают модульный подход к развитию пространства

Как-то на программе по прокачке сообщества в Дзержинске Нижегородской области я познакомился с Александром Кулешовым, который возглавляет первый креативный кластер Ростова – C52. Такое название кластер получил из аббревиатуры адреса: Суворова, 52.

Нужно сказать, что подход к неймингу прижился в городе и теперь новые кластеры тоже такие названия получают — например, D30 на Донской, 30. Мне кажется, яркий отличительный метод.

Внутренний двор кластера D30

Александр рассказал мне про модульный подход к развитию своего пространства: площади в здании арендовались постепенно в зависимости от спроса и развития сообщества.

Главное, что делала команда C52 — развивала среду и привлекательность места, выступала держателем общей идеологии. Никаких госсредств. Всё от оборота и естественного спроса.

В одну из своих турпоездок я специально заехал в C52, чтобы сложить впечатление о городских креативных индустриях. И беглый взгляд дал мне картину живого пространства, но многого, как оказалось, я всё равно не уловил.

С Эдуардом Асланяном, партнёром кластера С52

Что нового я узнал в этот раз

• Пространство не в собственности, а в аренде. Но собственник вообще не лезет в концепт и правила, поэтому кураторы делают, что считают нужным. Так, например, на крыше есть потрясающий летний кинотеатр, а пространство открыто круглые сутки 365 дней в году.

• Главные индустрии в кластере, если судить по сданным площадям, — это IT, фото, тату, мода, ремёсла.

• Спрос на аренду выше имеющегося предложения. В очереди на расширение в C52 стоят текущие же резиденты. Даже при том, что цена выше рыночной в городе — 300 руб./м2.

• Парни уже берут на развитие новые пространства. Новое, которое взяли, заполнили арендаторами за первый месяц.

• Общий объём площадей, на который уже есть спрос и который хоть завтра готовы закрыть кураторы C52 — 5000 м2. При этом площадь С52 около 3000м2, то есть ещё два таких места можно смело открывать. Такое количество проявленных креативных предпринимателей уже есть в городе.

Очевидно, что скрытый спрос ещё выше.

В частности, на заседании Комитета Торгово-промышленной палаты Ростовской области по развитию креативных индустрий об этом сказал Сергей Зуев, сооснователь пространства D30 и учредитель театрального кластера «Линии». По его оценке, количество недостающих площадей — 10 000 м2.

На заседании ТПП Ростовской области

Меня вообще удивил факт существования театрального кластера в Ростове-на-Дону.

Сегодня здесь работают 5 независимых труп. Пространство всего 700 м2, которое находится в здании бывшей макаронной фабрики в армянском районе Нахичевань.

Есть зал для выставок. Есть свои спектакли-бестселлеры, на которые билеты проданы на месяцы вперёд. Один из таких — «Морфий» по Булгакову: минималистичный и аутентичный, играют всего два актера. Мне удалось попасть на один из показов, и я точно советую его посетить.

Спектакль «Морфий» в театре «Линии»

Что интересно, по разным оценкам, сейчас в городе около 15 независимых театров и все востребованы. Например, в «Линиях» даже в подсобном помещении идут спектакли, один из которых — «Мухи» — нам очень рекомендовали к просмотру. После «Морфия» верю, что постановка стоит того.

По Ростову-на-Дону можно совершить гастротур

Между нашими встречами мы очень много ходили по городу и мне бросилось разнообразие гастроконцептов. И, конечно, это заслуживает отдельного турмаршрута, поскольку без рекомендаций разобраться сложно — глаза разбегаются. Как понять, что скрывается за неоновой вывеской «Хинкали и эклеры»?

Вывески ростовских заведений

А таких оксюморонов довольно много. Но при этом нейминг и брендинг, в целом, максимально со вкусом: «Рогалик», «Какавочная», «Министерство культуры» и др.

Я точно рекомендую местечко «Начало» на Московской, 81. Уровень готовки (рецептура) и атмосфера (интерьер, обслуживание, музыка) очень хороши. Хумус из баклажанов до сих пор бередит мои вкусовые рецепторы.

«Начало» на Московской, 81, Ростов-на-Дону

Город не засыпает, просыпается архитектура

Атмосфера города включается на полную с наступлением темноты. Ростов-на-Дону умеет работать со светом. Архитектура становится более проявленной и подчёркнутой.

Виды вечернего Ростова-на-Дону

Начинаешь замечать множество маленьких заведений. Улицы заполняются красивыми людьми и музыкой.

Я был в городе в середине недели, но казалось, что идёт какой-то фестиваль. А это был обычный ростовский вечер.

Улицы Ростова-на-Дону после заката

Гуляя и анализируя новые факты и свои впечатления, я вспомнил, что в «Лагере креативных лидеров», который поддерживает ФКИ и который я открывал пару недель назад в Ульяновске модулем по креативному мышлению, учится два человека из Ростова-на-Дону. Всего отобрали 10 человек со всей страны. Из 1500 тысяч кандидатов. 150 человек на место. И двое из Ростова! С одним из них — Анастасией Ерёменко — на пресс-конференции в Интерфакс мы открывали Акселератор креативных предпринимателей Ростова-на-Дону.

С Анастасией Ерёменко, автором онлайн-платформы для поиска поставщиков экологичных тканей

«Но где Ростов-на-Дону на карте креативных индустрий?!» — восклицаю я

Уж сколько событий я провёл и посетил с 2020 года, когда креативные индустрии стали набирать обороты в России, но я никогда ничего толком не слышал о Ростове-на-Дону.

Нет ни центра развития, ни проектного офиса.

Нет зафиксированных приоритетных направлений.

И при этом не хватает площадей для креативных предпринимателей!

«Добили» меня на следующий день в центре «Новый Ростов» (типа «Моего бизнеса», но исключительно для Ростова), который поддерживает молодых предпринимателей города.

Самым востребованным сервисом в центре оказалась регистрация торговых знаков. Занавес!

То есть и уровень предпринимательской осознанности оказался выше того, что я вижу обычно в регионах.

В итоге обо всём этом мы говорили на расширенной встрече с замглавы города Юрием Овчинниковым.

На встрече с замглавы Ростова-на-Дону Юрием Овчинниковым

Я обозначил важные условия запуска инфраструктуры, которые мы в ФКИ разработали совместно с Минкультом. И сразу на встрече были отданы поручения соответствующим департаментам. Будем следить за развитием событий.

Алгоритм работы с креативными индустриями в регионе

Эфиры на местном радио и ТВ дали мне возможность выразить все свои впечатления и удивление по поводу неприметности Ростова в публичном поле креативных индустрий и, надеюсь, вовлечь в наблюдение за изменением этого статуса широкую публику.

В эфире ростовского телевидения

Ростов-на-Дону как давно созревшее яблоко в креативных индустриях

Пока я ехал обратно сутки на поезде (именно столько сейчас идут поезда из Ростова до Москвы; самолёты не летают) меня Ростов догонял разными интересными фактами. Я узнал, что из Ростова компания TradingView, которая является мировым лидером в своем сегменте. А ещё в этом году началось строительство завода по производству ноутбуков от ростовской компании, которая владеет патентами на уникальные разработки, обеспечившие прямой контракт с Microsoft.

Думал я обо всём этом и в определённый момент осознал, что Ростов-на-Дону как давно созревшее яблоко в креативных индустриях: его срочно надо срывать и перерабатывать. Спросите, во что? Вот Эдуард из C52 мне подсказал: «Ростов, он как Лос-Анджелес». И действительно, подумалось: холмистый, город-декорация, буйство света ночью, музыка отовсюду, толпы туристов, речные пляжи. Разве что Аллеи звёзд не хватает. Вот её бы и собрать из креативных лидеров, которых просто надо вывести в публичное поле.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда