{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Правда о работе на маркетплейсах: прогореть проще простого

Маркетплейсы увеличивают объемы по сбыту товаров и услуг с невероятной скоростью. Только за 2020-й год они увеличили свои обороты в два, а то и в три раза. Казалось бы, маркетплейсы упрощают жизнь предпринимателям, которые не хотят заниматься маркетинговыми стратегиями. Просто приходишь на площадку, где уже миллионы покупателей, и спокойно продаешь. Но зарабатывают на маркетплейсах далеко не все. Разбираемся, почему так происходит и что нужно делать, чтобы получать прибыль с этих площадок.

Что такое маркетплейсы

Маркетплейсы — это торговые площадки, на которых поставщики продают свои товары и услуги онлайн. Например, Wildberries, Ozon, «Беру» или Lamoda. Если сравнивать работу на маркетплейсах с созданием собственного интернет-магазина, можно провести аналогию с арендой квартиры или ее покупкой.

Чтобы у вас была собственная квартира, нужно потратить много времени и денег: копить или брать кредит, вкладываться в ремонт. И только потом вы сможете в ней жить. С арендой гораздо дешевле и быстрее. Это, конечно, не ваша квартира, зато там уже сделан ремонт, и можно сразу въезжать.

Интернет-магазин — как своя квартира. Нужно много всего сделать до того, как вы получите клиентов.

Маркетплейс — как квартира в аренде. Сайт запустили, маркетологам заплатили, склады организовали — многое сделали за вас.

Казалось бы, с точки зрения финансовой грамотности и экономии времени, выгоднее арендовать квартиру. А как с бизнесом?

Что нужно знать, прежде чем выходить на маркетплейс

Маркетплейс в любом случае зарабатывает, а вот поставщик часто теряет прибыль. У этого есть несколько причин.

Личный кабинет и модерация

Прежде чем начать продавать на маркетплейсе, нужно пройти обязательные процедуры. Например, зарегистрироваться в системе и оформить карточки товаров. На некоторых маркетплейсах с того момента, когда вы загрузили информацию о товаре, и до того момента, как модератор увидит ее, может пройти неделя. Если модератора не устроит карточка, вам придется менять ее и заново отправлять на модерацию. Все это время товар не отображается на сайте и не продается. Вы теряете время и деньги.

Комиссия

По сути, комиссия — это плата за использование площадки, за труд работников службы логистики и за маркетинг. Вы платите в том числе и за продвижение, но, если задуматься, это плата не за то, что ваш товар будет в топе, а за то, чтобы в топ выходил сайт маркетплейса. Его активно рекламируют и продвигают, а вот ваш товар при этом может затеряться среди многочисленных товаров других производителей.

Комиссия может составлять от 3 до 38% от оборота, но не ниже той суммы, которая указана в договоре. Это опасно для низкомаржинальных товаров. Например, если маржинальность вашего товара 30 рублей, а комиссия — 50 рублей, вы уже уйдете в минус.

Есть еще такие понятия, как скрытые и дополнительные платежи. Помимо комиссии вам придется оплачивать различные опции: например, если вы хотите поднять свой товар в поиске.

Кассовый разрыв

Когда вы сами реализуете товар, можете получать деньги день в день. У маркетплейсов обычно есть правила вывода средств. Они прописываются в договоре, и у разных маркетплейсов сроки могут отличаться: например, раз в месяц или два раза в месяц.

Предположим, вы вложили деньги в закупку товара и продали все на маркетплейсе, но получите заработанное еще не скоро. В итоге нечем платить зарплату сотрудникам или не на что закупить новую партию товара. Это нужно предусматривать заранее, планируя работу с маркетплейсами.

Товарные остатки и порча товара

Чтобы покупатели получили ваш товар, часто вы должны сами позаботиться о том, чтобы на всех складах все было в наличии в достаточном количестве. Хотите продавать по всей России — обеспечьте склады товаром. Это значит, что вы буквально замораживаете свои деньги в товарных остатках.

Ваш товар могут заказывать много раз, но так и не купить его. За логистику, то есть за каждое перемещение товара, вы платите деньги, и если товар не покупают, то вы эти деньги просто теряете. Часто перемещения товара «съедают» сумму прибыли от продажи, особенно, если товар низкомаржинальный.

Товар могут потерять, а в момент возврата на пункте могут не проверить и принять неполный комплект или не тот товар. Следующему покупателю привезут этот же товар, и тогда не избежать негативной ситуации: покупатель пишет гневный отзыв не только в адрес маркетплейса, но и в адрес вашего бренда.

Демпинг

Маркетплейсы проводят акции и делают скидки на товар, чтобы привлечь покупателей. В некоторых случаях, если вы не согласны, ваш товар могут снять с продажи. Также оператор маркетплейса может заблокировать карточку товара, если вы продаете его дешевле на других площадках.

Нет прямого контакта с покупателями

Так как сбытом занимаетесь не вы, а маркетологи площадки, вы не можете спрогнозировать линейку сбыта, лично пообщаться с покупателями и предложить им альтернативу. Единственное, что вам доступно, — это обрабатывать отзывы покупателей.

У маркетплейсов есть много других особенностей. Это не значит, что там невозможно заработать, но нужно правильно выбрать стратегию и хорошо подготовиться.

Как грамотно использовать маркетплейсы

Если вы владеете инструментами маркетинга и самостоятельно генерируете трафик, вам не нужно вести его на маркетплейс, чтобы что-то продать. Например, платить за рекламу и приводить людей из нее на маркетплейс — странно. Получается, что вы за свои деньги приводите трафик не только для себя, но и для конкурентов.

Наоборот, маркетплейс нужно использовать как одну из входных точек в вашу воронку продаж. То есть вы получаете трафик и работаете с клиентами дальше, чтобы они совершали повторные продажи у вас. Для этого надо проработать несколько важных моментов.

Ассортимент

Проведите АВС-анализ и разработайте продуктовую матрицу. Выделите основной продукт, подумайте, есть ли у вас товары, которые можно продать дополнительно или «в связке» с основным, пропишите «тропинку возврата» клиента. Также важно учитывать движение товаров и расходных материалов. Постоянный учет поможет избежать стоп-листов и переизбытка позиций, планировать продажи и корректировать ценовую политику.

Упаковка товара

И это не обертка. Это все этапы, на которых клиент контактирует с вашим продуктом: реклама, аккаунт в социальных сетях, контент, сайт, упаковка продукта, персонал. У вас может быть качественный, замечательный товар, но если у вас невнятная упаковка, неудобный, «виснущий» сайт и некомпетентные менеджеры по продажам, все инвестиции будут напрасны.

Клиентская база

Используйте контакты людей, которые уже купили ваш товар. Это важно, чтобы клиенты возвращались к вам снова, и вам не нужно было все время совершать «холодные» продажи. Напоминайте клиентам о себе: делайте рассылки, оповещайте об акциях, скидках, презентуйте новинки и спецпредложения. Это повысит лояльность клиентов и подтолкнет их покупать снова. Подключите автоматизированную CRM-систему — это поможет вам возвращать клиентов и тратить на работу с базой меньше времени.

Психологические методы влияния на аудиторию

Разберитесь, какие психотипы клиентов существуют, и что будет для них триггером. Сегментируйте аудиторию и делайте предложения, используя нужные аргументы. Например, для одних клиентов важна безопасность, для других — экономия, а третьи покупают ради престижа. Зная, что для разных типов клиентов важно, вы сможете работать с возражениями и быстрее вести клиентов к покупке.

Материал подготовлен Московской академией экономики и развития (МАЭР).

0
3 комментария
Nikolay Kenig

Все красиво написано, но все проще.
Люди не умеют считать себестоимость отгружаемого товара.
Применительно к вб её нужно умножить на три это и будет ценой товара.
Если вы не можете обеспечить конкурентную цену с учётом х3, то лучше на вб не начинать.

Ответить
Развернуть ветку
Академия МАЭР
Автор

"Люди не умеют считать себестоимость отгружаемого товара" абсолютно согласна. Так сложилось, что ВБ и прочие маркеты, стали окрытой дверью в мир бизнеса и люди с удовольствием несут туда свои товары... А вот изучить основы ведения бизнеса, забывают.
Считать себестоимость, необходимый уровень торговой наценки, маржу, прибыль, оборачиваемость запасов..., не говоря про другие финасовые и маркетинговые показатели, предприниматели не умеют.

И изучать экономику мало кто готов.

На счтёт наценки х3, отчасти соглашусь, но только отчасти)), по тому что наценка даже х3, не гарантирует топ выдачи и продажи и самое важное, нет гарантии, что не появится конкурент, который пойдет по стратегии демпинга, а все мы уже знаем, что на маркет плейсах "решает" цена.

Тем, кто выходит на ВБ сегодня, нужно прислушаться к вашей рекомендации, а что делать тем, кто уже вышел на ВБ с наценкой х3, но столкнулся с демпингом и сегоднч оказался в ситуации - товар на складах, наценка на сегодня составляет х1.3, новые продавцы продолжают демпинговать, потому что им кажется, что сейчас они поработают на х1,3, а вот потом они поднимут цены?)

Какие варианты решения видите?

Спасибо за комент), буду благодарна продолжению диалога)

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Решение одно, это установка маркетплейлистами минимальной цены ниже которой ни кто не сможет опуститься. И выставление очередности продажи товара маркетплейлистами(это когда на один товар несколько продавцов с разной ценой, но продают они по очереди не зависимо у кого какая цена).

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда