{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как купив франшизу пройти 7 кругов ада и выбраться из него?

Честный рассказ о появлении школы робототехники и программирования R:ED LAB

Большинство историй успешного успеха начинаются либо со случайного везения, либо с тотального разочарования. История школы Roboschool (а позднее R:ED LAB) это скорее про второе. Наш феникс неоднократно восставал из пепла и мы готовы поделиться опытом, чтобы те, кто сейчас читают этот текст набили меньше шишек на своем пути.

Итак, часть первая. «Покупаем дырку от бублика франшизу школы».

4 года назад, в далеком уже 2018 году (сейчас можно считать это допотопными временами), наши руководители – акционеры компании «Арман» (вошла в топ-50 рейтинга крупнейших системных интеграторов России в области информационных и коммуникационных технологий) принимают решение, что хотят попробовать себя в образовательной робототехнике. Анализируя какие решения уже есть на рынке, выходим на одного из давних партнёров – финансовый холдинг в Белоруссии, который управляет в том числе крупнейшей, на тот момент, сетью школ робототехники в стране. Едем на встречу с главой компании, знакомимся с продуктом и получаем моральное удовлетворение: объем издержек небольшой (всего-то комплект конструкторов и ноутбуков, пару педагогов и аренда помещения), а вот спрос на обучение – колоссальный. Более того, можно было сдавать оборудование и целые классы робототехники школам в аренду. Финансовые результаты впечатляли, запуск выглядел очень простым, и мы почувствовали приближающийся успех. Быстро приняв решение попробовать, мы оплатили франшизу и готовились получить полноценный бизнес. Однако, нас ждал сюрприз: фактически, по цене франшизы мы получили только вывеску школы. Купленная франшиза оказалась конфетой в красивой обертке с сомнительной начинкой, а точнее вообще без начинки.
Итак, по пунктам:

  • Конструкторы, которые использовали в белорусских клубах, по меркам СПб были уже прошлым веком. Для нас это означало закупку более дорогостоящего оборудования, что увеличило стартовые инвестиции сразу на 50%. Вариантов не было - мы приобрели оборудование.
  • Коллеги при продаже франшизы рассказали о прекрасной организации уроков и методиках. Фактически, учебно-методический комплекс включал в себя общие рекомендации по организации учебного процесса, несколько примеров уроков и сборок роботов. Казалось бы – никаких ограничений, придумывай что и как преподавать – полная свобода. Но мы пришли из крупного производства и что значит «учить детей» знали, разве что, из своего далекого детства. Да и знали о процессе с другой стороны. Пришлось срочно найти методистов и начать разрабатывать свои методики, что тоже существенно удорожало проект.
  • «Контрольным выстрелом» стало взаимодействие со школами: белорусская модель (аренда помещений в школах или сдача школам оборудования в аренду) прекрасно работает, но только в Беларуси. В нашей стране все оказалось не так просто. Первая же попытка арендовать помещение в школе с треском провалилась. Проверяющие органы оперативно помешали функционированию учебного класса и для дальнейшей его жизнедеятельности от нас истребовали перечень документов, подготовка которого была сравнима с поиском единорога на дне Марианской впадины. При этом, оборудование уже в школах, а образовательный процесс был начат. Мы приняли решение на год просто оставить школам наши робототехнические наборы «БЕЗВОЗМЕЗДНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ». Обучением они занимались сами, получая доход и отчитываясь вышестоящим инстанциям о запуске робототехники. Детишки были довольны, директора были довольны, а вот мы были в печали.

Часть 2. Надежда умирает последней.

Технически у нас была франшиза, фактически – полное непонимание куда двигаться дальше. Оборудование оказалось значительно дороже, образовательный процесс не расписан, помещения – нет. Мы решили двигаться в направлении собственных учебных центров. Впереди было много работы. Нужно было разработать УМК, заняться документами, адаптировать все под наше законодательство и набрать штат сотрудников. Но и тут отсутствие опыта в подобных вопросах сыграло с нами злую шутку. Хоть выбор точки казался очевидным – напротив школы, мы не учли то, что помимо ближайшей школы нам также нужны ученики соседних. Как итог, 2 собственных учебных центра красиво расположились у школ, но трафика этих школ хватило только на 50%-ю заполняемость.

Часть 3. Работа над ошибками.

Под конец года мы собрались подвести итоги, которые были, скажем прямо, «не фонтан». Затраты превысили ожидаемые в несколько раз, часть оборудования стоит в школах и не приносит нам денег, центры не заполняются. Зато шишек набили на годы вперед (спойлер – оказалось, что это мы еще не набили шишек, а так – побаловались).

Что в этой ситуации делает нормальный бизнесмен? Правильно, закрывает проект и двигается дальше. Что в этом случае делаем мы? Правильно, увеличиваем объем затрат на 2019 год и ставим перед собой новые амбициозные цели! Да, мы немного «больные на всю голову», но мы очень верили в проект, а социальный подтекст придавал ему еще больший авторитет в наших глазах. Но только в наших. Видели бы вы глаза наших финансистов, когда они смотрели смету на 2019 год!

Кстати, поскольку от белорусской франшизы практически ничего не осталось, мы приняли решение с 2019 года продолжать как самостоятельный проект. И еще мы начали задумываться: а почему бы нам самим не сделать собственные конструкторы по робототехнике? Чем мы хуже тех же датских или японских разработчиков? А раз мысль пришла – нужно ее реализовать, так подумали мы в начале 2019, рисуя перед собой красивое будущее, где все дети в России занимаются на наших крутых конструкторах.

Но о том, какие шишки (не шишки – шишкиииищееее!) мы набили в 2019 году, как боролись с ковидом и как создали свой крутой конструктор расскажем в следующей части.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда