Эвент-менеджер vs Продукт-менеджер: переквалификация возможна?
Меня зовут Аня, и я 15 лет работаю эвент-менеджером. Что только ни приходилось делать за эти годы: тест-драйвы, тимбилдинги, съемки, выезды сотен человек в Китай, на Кубу, в Суздаль, квесты, конференции, квесты на конференциях, BTL-акции, онлайны, офлайны, детективы, эммерсивы, забеги, заплывы, фестивали, гонки героев, и… банкеты. И примерно 15 лет я пытаюсь объяснить родственникам, что я не «пьянки организовываю» и не «клоунов нанимаю», да простят меня люди этой прекрасной профессии. Такое незнание не удивительно, поскольку примерно до 2010 года этой профессии не обучали в вузах, и самое близкое образование было «Организатор спортивных и массовых мероприятий». А представить себе то, чем мы занимаемся, можно по фильмам «Карнавальная ночь» и «День выборов», хотя я предпочитаю сравнения с «Джентельменами» и «8-ю подругами Оушена». Очень понимаю их всех!
Благодаря карантину в нашу жизнь пришли онлайны, вместе с ними разработки игровых приложений и IT-сфера. Меня стали захватывать диджитальные штуки в эвенте, особенно игровые боты. Интерес не угасает уже три года, поэтому я решила освоить профессию продукт-менеджера и записалась на курс-акселератор в Product University. ru. Здесь мы получаем знания о профессии, а ещё составляем свое резюме и стараемся устроиться на работу продактом. И как же я удивилась, когда обнаружила, что даже на hh нет профессии эвент-менеджер! Самое близкое – это маркетинг, реклама, кино и телевидение. В принципе, по креативу и интенсивности труда мы похожи, но за эвент обидно!
В процессе переквалификации в продакта я постоянно пытаюсь представить, а справлюсь ли я? А какая атмосфера? А нервов столько же? А выходные будут?
У меня в голове постепенно сформировалась сравнительная табличка, которой хочу поделиться.
Данные про эвент беру из своего опыта, а про продактов – из рассказов друзей этой профессии и открытых источников.
Что это?
Обе профессии молодые, в базовых вузах России им учат недавно. Действующие специалисты в основном пришли из смежных областей.
Функционал размытый, надо делать всё и сразу: если посмотреть резюме и вакансии, менеджером по продукту часто называют проектных менеджеров и маркетологов.
Команда
В обеих профессиях мы имеем дело с командой разноплановых специалистов, с которыми нужно уметь общаться на их языке. Диапазон широк: от технарей и программистов до дизайнеров и видеооператоров. В эвенте меньше айти, но прибавляются различные службы и подрядчики, которые от проекта к проекту новые и разные: кейтеринг, артисты, транспортные службы, застройщики-настройщики и прочие менеджеры по проводам.
Заказчик
Общение с заказчиком – отдельная тема. У каждого мероприятия и продукта свои цели, свой стиль и бюджет. Понять, что от тебя хотят и продолжать это понимать в течение всей подготовки – это отдельный талант.
У продактов заказчик может быть внешним, если они подрядчики; внутренним, если работают в крупной компании, а в b2c заказчиком является «народ», который нужно исследовать и кастдевить.
Циферки – таблички
Нужно уметь креативно считать: выкручиваться и комбинировать, чтобы остаться в плюсе. Эвент-менеджер считает сметы, время, распределение персонала. Продакт считает намного больше. Но вот эта связь «цифры – успех/прибыль» наблюдается и там, и там.
Работа с информацией и насмотренность
Быстро вникнуть в контекст, изучить новую сферу/программу/цены/законы в стране – обязательный навык. Думаю, без него не получится быть успешным в этих профессиях. Отдельными пунктами я бы выделила чувствование ЦА: для продакта – это пользователи, а для эвентора – гости и участники мероприятия. Этот навык помогает экономить бюджет на правках креативов и дизайна, да и просто укладываться в дедлайны.
Различие
Есть такое понятие «продуктовое мышление». Мне его обещали, когда я шла учиться в Product University. Как я поняла, оно заключается в привычке тестировать гипотезы за минимальную цену. Не полагаться на ощущения, а проверять.
Мне кажется, это главное различие с работой эвентора: мероприятие делается один раз, у нас нет возможности тестировать. Можно отрепетировать номер, составить суперподробный план, но сам «продукт» происходит в моменте. Решать вопросы надо на ходу. Большую роль играют ощущения и натренированность, слабоумие и отвага.
Думаю, эти качества знакомы продактам в стартапах, рискующих своими деньгами, полагающимися на других людей. От такого уровня неопределенности и авантюризма устаешь, но начинаешь по нему скучать в периоды монотонной работы.
Для себя я ищу такое место работы продактом, где перечисленные параметры будут сбалансированы.
Этой статьей я попыталась натянуть знакомую сову на незнакомый глобус. Если у вас есть опыт работы продактом, помогите лучше разобраться в глобусах!