КБ "ГЕНШТАБ"

«Тэндары» или какой опыт мы вынесли, пытаясь честно участвовать в закупках

Пандемия внесла значительные коррективы в бизнес-процессы всех компаний. Наше брендинговое агентство не стало исключением. Найти клиентов стало сложнее: кто-то перенес до лучших времен переговоры по вопросам брендинга (в самом широком понимании этого слова), кто-то значительно урезал бюджеты на это направление.

Одним из вариантов расширения круга клиентов мы выбрали участие в тендерных закупках. Стали вникать в тонкости этого направления работы чуть больше года назад. За это время накопился определенный опыт, которым мы и спешим поделиться.

Наблюдения, которые были сделаны за год:

1. Очевидно, но факт - то, что позиционируется как супер-помощь для бизнеса (особенно малого), сама тендерная система со всеми ее многотомными правилами и требованиями - на самом деле сильно усложняет жизнь бизнесу. Микропредприятиям, которым на самом деле было бы правильным помогать в рамках этой системы, прорваться в мир тендеров почти невозможно. Бюрократия в рамках закупок, которые проводят по 44ФЗ и 223ФЗ, требует содержания в штате нескольких людей, которые будут безостановочно собирать бесконечные справки и заполнять многочисленные формы, требующиеся от участника закупки при подаче заявки. А требования, предъявляемые к участникам коммерческой закупки, часто не просто невыполнимы, но и необъяснимы – что-то вроде: в штате должно быть не менее 15 дизайнеров. 30% которых имеют красные дипломы определенных ВУЗов, 20% должны иметь подтверждение о прохождении стажировки в Британской школе дизайна, не менее половины должны иметь подтвержденный опыт работы на проектах для компаний, входящих в рейтинг РБК 500. Умение вышивать крестиком тоже приветствуется)). Ну или дивные требования к опыту участника закупок - количество и общая сумма контрактов на те же услуги, что в тендере, заключенных за последние три года. Со всеми актами, подписями, часто еще и отзывы требуют, ну и сам результаты оказанных услуг - подтвердите, что вы это делали! Но и тут масса нюансов - начиная с NDA, заканчивая в принципе стартом работы. Если компания на рынке, к примеру, только 2 года, даже если ты неплохо поработал, то при этом (по совокупности договоров и сумм в них) ты явно проиграешь тем, кто на рынке больше трех лет. Не потому, что ты хуже работаешь или менее талантлив, а просто по вполне себе стройной формуле расчета, приведенной в закупочной документации.

2. То, что позиционируется как возможность получить клиента, активно используется как поле для заработка на участниках закупок теми площадками, которые размещают у себя закупочные процедуры, а также теми банками, которые "прям за 5 секунд и прям за минимальные деньги" оформляют банковские гарантии. В итоге - плати площадке за то, что имеешь право доступа к закупкам, плати площадке за специализированный код для ЭЦП, плати площадке за возможность подать заявку на конкретную процедуру, плати банку за обеспечение заявки... Как вам калькулятор? Нормальные суммы набегают? Порядка 15-20 тысяч (для малого бизнеса сумма порядочная) только за то, чтобы обозначить факт своего желания оказать услугу Заказчику. НО! Нет ни единой гарантии того, что ты выиграешь тендер и получишь контракт! Т.е. это своеобразная форма отъема денег у бизнеса, прикрытая красивой законодательной ширмой. Вроде как вы получаете возможность, но ведь никто вам ничего не обещал, сами понимаете))

3. Одно из условий большинства площадок, которое носило ранее рекомендательный характер, но в последнее время все больше площадок обозначают это как обязательное требование – подключение к функционалу электронного документооборота конкретной площадки. Само собой – за плату. «Это ж на год!» - пытаются они смягчить. Но опять же не факт, что в течение года с даты подключения к ЭДО (а сделать это придется в любом случае, ибо подписать контракт вы должны только через площадку) ваша компания победит в тендере снова и подпишет еще хоть один контракт. Т.е. в расходы по конкретному проекту можно смело включать расходы на подписание контракта через ЭДО площадки (от 2500 до 6000 на разных площадках, тарифы постоянно растут).

4. Для того, чтобы получить хотя бы один контракт через тендеры, надо подавать заявки на ВСЕ процедуры по профилю деятельности компании. А это (см. п.2) очень накладно! Да, часть сумм являются лишь обеспечением заявки на участие (подобные суммы списываются только с победителя закупки) и возвращаются после окончания процедуры в случае проигрыша. Но ведь на все время процедуры, а это порой занимает от месяца до трёх, деньги мертвым грузом лежат на площадке. И работают на хозяина площадки, а не на участника закупки.

5. Чаще всего тендерная/закупочная документация составляется абсолютно некомпетентными людьми, которые напихивают в документы по максимуму всего - начиная от шаблонных требований к участникам, заканчивая описанием предмета закупки. Большинство ТЗ составлены некорректно. Сначала надо понять, что же составитель документа имел в виду. Потом сопоставить тот колоссальный перечень "хотелок", который включен в лот и тот срок, за который это все надо успеть реализовать, и ту сумму, которую заказчик готов заплатить за подобный объем работ, и понимаешь — это НЕРЕАЛЬНО!!! Ну и тут 2 вывода: либо заказчик "подгоняет" закупку под уже выбранного им исполнителя и подобными требованиями просто "отсекает" других потенциальных участников, либо заказчик вообще не понимает ничего в предмете закупки и не потрудился потратить свое время на изучение вопроса. Как ни странно, хотя первый вывод наиболее очевиден, довольно часто оказывается именно второй вариант. В таком случае необходимо делать запросы на пояснения, просить уточнения, не забывая при этом обосновывать свое непонимание и предлагать свои условия. Хотя случалось, что поданные нами запросы на разъяснения тендерной документации приводили к тому, что закупку отменяли.

Это, конечно же, лишь самая малая часть наблюдений, сделанных нами за время боя на поле тендерных закупок. Данной статьёй мы запускаем цикл публикаций по данной тематике. Наша битва продолжается, и мы готовы делиться своим опытом. В том числе позитивным. Ниже подборка разнообразных ляпов с разных площадок.

0
2 комментария
Antsiforov Stanislav
в штате должно быть не менее 15 дизайнеров. 30% которых имеют...

Я тоже подобное хотел написать в конкурсе, мне закупочник сказал, что это незаконно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Ионова

Вообще, это нарушение закона о конкуренции (если верно помню формулировку), и часто потенциальные участники пишут Заказчику на площадке - ай-ай-ай! Но те никак не реагируют, так как речь именно о коммерческих закупках, которые никак не регулируются законом о закупочной деятельности, а если наказать за такое не могут, то чего стесняться? )))

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null