{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

IT для детей: как сделать гравитацию в Scratch

Перед тем как приступить к работе в блочной среде Scratch, нужно определиться что это такое. Сейчас в мире очень популярны различные языки программирования. Есть уже и нашумевшие: Python, JavaScript и даже 1С. А есть менее известные, тем не менее важные языки, которые созданы для того, чтобы стать своеобразным трамплином для вступления на путь настоящего IT-специалиста.

Один из них — язык программирования Scratch, освоить который можно в онлайн-школе программирования PIXEL.

Это блочно-ориентированный (визуальный) язык программирования для детей, который имеет самую большую фанатскую базу программистов. Это неудивительно, ведь часто именно с изучения основ этого языка начинается познание мира IT.

Так как Scratch позволяет программировать блоками, не используя алгоритм и код, как это часто бывает в высокоуровневых языках, он понятен детям уже с 4-5 лет. Они сразу видят, как именно взаимодействует один блок информации с другим. В результате ребенок может сделать свою игру или анимацию, а затем поделиться ей со всем миром.

В сегодняшнем уроке мы разберемся с тем, что именно нужно сделать, чтобы создать механику работы гравитации в Scratch. Для этого нужно погрузиться в программирование в этой среде и понять основные моменты и выполнить несложную настройку блоков. Если вам удобнее усваивать материал визуально, то в самом низу статьи вы сможете найти видеоурок по этой теме от нашей школы PIXEL.

Гравитация и создание силы тяготения

Если быть точным, то гравитация — это естественная сила взаимодействия, которая существует между всеми объектами, обладающими массой. Она отвечает за притяжение между телами и их движение в пространстве. Гравитация играет основную роль в формировании и движении планет, звезд, галактик и других космических объектов. Она была описана в рамках общей теории относительности Альберта Эйнштейна, который объяснил гравитацию как результат деформации пространства-времени под воздействием массы.

Если говорить общими словами, то гравитация — это сила, с помощью которой одни тела притягиваются к другим. Если разбирать наш случай, то под силой гравитации мы будем подразумевать силу притяжения земли, которая притягивает все предметы к себе, в результате чего любой объект падает вниз.

Сегодня мы попробуем создать такую механику в Scratch, благодаря которой наш персонаж сможет прыгать вверх, и, соответственно, падать под воздействием силы гравитации. Напоминаем, что при работе со Scratch мы будем использовать визуальные блоки, поэтому нам не потребуется писать специальный код, выверять содержимое алгоритма и тратить много времени на поиск ошибки.

Итак, приступаем к настройке. Наша работа должна начаться с того, что мы запускаем программу. То есть запуск алгоритма должен начаться сразу же, как только программа запустится. Поэтому нужно поставить блок, который называется «когда флаг нажат». Это достаточно просто, ведь Scratch предназначена специально для детей, поэтому вся настройка должна быть интуитивно понятна.

На все предметы и живые существа действует сила гравитации, поэтому нам нужно аналогично наградить нашего виртуального персонажа тем же преимуществом. Под действием этой силы он всегда будет стремиться вниз. Чтобы все заработало, нужно создать переменную и назвать ее, например, «Сила притяжения». В выбранном блоке должно быть прописано «Задать сила притяжения значение 0». Мы намеренно выбираем такое значение для начала.

Под воздействием силы тяготения (притяжения) все предметы на нашей планете стремятся вниз, и сила эта постоянна всегда. Поэтому нам нужно постоянно смещать положение нашего персонажа на значение силы тяжести, которая должна иметь отрицательное значение. Теперь нам нужно добавить блок «Повторять всегда», внутри которого необходимо изменить параметр силы тяжести на минус один и изменить положение оси Y на это значение.

В данный момент блоки должны отображаться в таком порядке:

  • когда флаг нажат
  • задать «сила притяжения» значение 0
  • повторять всегда
  • изменить «сила притяжения» на -1
  • изменить Y на «сила притяжения»

Так как мы изменили значение переменной, в течение времени скорость падения будет увеличиваться. Все это в комплексе формирует иллюзию того, что мы создали силу притяжения, которая работает аналогично ускорению свободного падения в реальном мире.

Теперь можно нажать на флаг, чтобы проверить работу только что созданного алгоритма. Если все сделано верно, то наш персонаж должен «упасть» вниз за край экрана. Чтобы наша игра на Scratch была более реалистичной, то нужно создать то, что останавливает всех людей от падения, а именно — поверхность. Об этом мы подробнее расскажем в следующем блоке.

Создание твердой поверхности

Нам нужно, чтобы персонаж твердо и уверенно мог стоять на земле, но в данный момент он просто падает вниз, «вылетая» за рамки экрана.

Небольшое отступление — главный персонаж в Scratch — это кот. Может быть, именно по этой причине он и хочет убежать от нас за грань экрана. Чтобы наш мультяшный кот все-таки не «падал» бесконечно вниз, нужно добавить условие, в котором будет проверяться момент прикосновения к земле. Также нужно создать условие, при котором будет изменяться значение силы тяготения на положительное, в результате это приведет к тому, что персонаж прекратит падать вниз, и остановится на нужном нам уровне.

Возможно, это звучит достаточно запутанно и сложно, но так кажется только на первый взгляд. На самом деле алгоритмы настройки условий в Scratch довольно простые и достаточно быстро усваиваются ребенком. Вскоре он сможет создавать многоуровневые алгоритмические цепочки со сложными взаимодействиями. Но всегда нужно с чего-нибудь начинать, поэтому в этом уроке онлайн школы PIXEL мы для начала разбираем настройку гравитации.

Теперь в цикл взаимодействий, который был описан выше, нужно добавить блок «если — то», а уже в него необходимо будет прописать блок условия «касается цвета». Очень важно, чтобы тот цвет, который будет прописан в условии, полностью совпадал с цветом предполагаемой поверхности земли. То есть совпадение должно быть не на 80%, не на 90% и даже не на 99,9%. Цвета должны быть идентичными на 100%.

Если в этом параметре будет допущена ошибка, то условие остановки персонажа при касании с поверхностью просто не сработает, и наш кот, несмотря на все усилия, «упадет» за границу экрана. Также внутри условия нужно задать значение силы притяжения, которое будет равно единице.

Чтобы проверить алгоритм на наличие ошибок, его нужно запустить. Поэтому на этом шаге запускаем программу и проверяем ее работоспособность. Если вы точно следовали инструкции, то сейчас после падения персонаж должен остановиться на уровне земли.

Проверили и все получилось? Поздравляем, это значит, что можно приступить к следующему интересному шагу.

Настраиваем прыжок

После того, как мы выполнили все вышеперечисленные условия, можно приступить к настройке прыжка. Для этого первым делом нужно создать новый блок, который так и назовем «Прыжок». Чтобы наш рыжий кот прыгнул, нужно всего лишь присвоить нашей силе большое положительное значение.

Практически в 100% игр клавиша пробела используется или для того, чтобы пропустить какую-нибудь сцену, или заставить персонажа прыгнуть. Именно поэтому для прыжка в Scratch мы тоже будем использовать клавишу пробела. Иногда подобные шаблонные решения просто необходимы, чтобы сразу знать что делает та или иная клавиша.

Чтобы выполнить такую настройку, добавляем блок условия «Если — то», и в условие ставим блок «клавиша пробела нажата». Следующий шаг — изменение значения силы тяготения на 20.

Если вы дочитали до этого момента, то понимаете, что IT для детей — это достаточно просто и интересно. Чтобы добиться определенного результата, достаточно всего лишь выполнить определенный алгоритм действий. Притом, использование алгоритмов — это и есть основа практически любого языка программирования.

Также наш персонаж должен отталкиваться от земли, поэтому нужно вызывать этот блок внутри условия нахождения на земле. Проверьте, чтобы у вас все было настроено так же, как на изображении.

Если все совпадает, то можно запустить программу и проверить ее в деле. В результате наш рыжий кот должен прыгать каждый раз после того как мы нажимаем на клавишу пробела. Если этого не происходит, попробуйте еще раз перечитать этот урок от онлайн школы программирования PIXEL, или посмотрите видеоролик, размещенный ниже, и у вас обязательно все получится.

Напоминаем , что в школе программирования PIXEL можно изучить не только то, как настраивается гравитация в Scratch, но и ознакомиться с работой расширений в Scratch, играми, анимацией и т. д. Занятия в школе проходят в онлайн и офлайн формате. Если ваш ребенок хочет постигать знания самостоятельно, то он может выбрать индивидуальный формат обучения. Если же ребенку интересна здоровая конкуренция, то он может заниматься в группе.

Так как обучение Scratch подходит для того, чтобы впервые погрузиться в мир кодинга, его рекомендуют проходить детям от 6 лет. При этом не нужно иметь специфические знания, в PIXEL научат программировать даже новичков.

Для родителей есть приятный бонус. Если приобрести абонемент сразу на 12 занятий, то можно получить скидку в 10% на обучение. После того как ваш ребенок пройдет программу, он получит сертификат, подтверждающий, что он умеет программировать на Scratch.

Но и это еще не все. В PIXEL можно изучать и другие направления. Кроме Scratch здесь изучают еще одну визуальную среду программирования Kodu Game Lab. Также ребят младшего возраста могут обучить основам компьютерной грамотности, где они научатся разбираться в компьютерах, освоят быструю десятипальцевую печать, узнают как работать с текстом и документами, а также презентациями и популярными программами.

Для более взрослых ребят есть направления посложнее, которые требуют больших усилий для изучения, например Roblox. Здесь ученики еще сильнее ощутят как работает высокоуровневое программирование, не погружаясь в него. Но те, кто хочет освоить максимально востребованные и сложные направления, сможет изучить Python, веб-дизайн, разработку игр на движке Unity, создание сайтов (HTML и CSS) и 3D-моделирование.

Все это можно сделать на одной платформе при помощи опытных специалистов школы PIXEL.

Если же вы не готовы сразу выбрать обучение на длительный срок — не беда. У нас есть пробные абонементы на 4 урока. За это время ребенок точно сможет понять интересно ему это направление, или стоит выбрать нечто иное, например, кодинг на Python.

Но и это тоже еще не все. Если вам кажется, что ребенок не готов к такому обучению, или есть сомнения в том, что он освоит программу, можно изучить некоторые уроки самостоятельно и бесплатно. У школы Pixel есть свой Youtube-канал, где выкладываются бесплатные уроки по различным направлениям. Здесь есть ролики по «Роблокс», «Скретч», «Майнкрафт», «Пайтон» и другим направлениям. Таким образом можно прикоснуться к новым знаниям и понять насколько они подходят для вас. Самое важное в таком обучении — высокий уровень самодисциплины, так как придется самостоятельно разбираться с большим объемом незнакомой информации.

Если ребенок достаточно усидчив и спокоен — прекрасно. Тогда он сможет усвоить больше информации. Если же ему сложно сконцентрироваться, или возникает множество сложностей в плане понимания информации — отправляйте его на обучение в PIXEL. Здесь он может учиться офлайн, а если нет времени посещать школу очно, можно выбрать обучение по сети.

Выбирайте любой понравившийся вариант, так как обучение — это развитие. И чем раньше ваш ребенок начнет развиваться в IT-сфере, тем выше у него шансы в том, чтобы преуспеть и стать востребованным ИТ-специалистом. Преподаватели нашей школы будут рады видеть вашего ребенка в рядах учеников, подарите ему возможность прикоснуться к новому.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда