Как TexTerra провела первый в Подмосковье фестиваль стрит-арта и уличной культуры

Городской пейзаж родного Орехово-Зуева – «типовой» и достаточно серый. Администрация вкладывает бюджет в создание современных парков, набережных и озеленении города. Но все это не решает проблему заброшенных старых фабрик в центре города.

Части построек Морозовской мануфактуры повезло – в них открылись магазины и офисы. Но остальная часть – стоит заброшенной, постепенно приходя в аварийное состояние.

Одним из решений проблемы является стрит-арт. Ведь граффити – это символ современного города, нацеленного на будущее, а не живущего только прошлым.

Стрит-арт решает сразу несколько задач:

1) Позволяет сделать набережную местом притяжения для творческих людей и туристов.

2) Сохраняет идентичность Морозовских фабрик, добавляя к привычному ландшафту бывшей промзоны свежесть и уникальность.

3) Уменьшает отток молодежи в более крупные города, за счет создания арт-пространства.

Набережная креативного кластера "Стачка"

Что было на старте

Самое главное, что мы получили на старте проекта фестиваля – «зеленый свет» лично от главы городского округа.

Администрация города помогла нам решить вопросы с экстренными службами безопасности, правильно оформить документы для установки фудтраков. Представили сцену для концертной части и строительные леса для художников, помогли с электричеством на фесте, давали нам стрелы-манипуляторы.

А еще у нас собралась очень «разношерстная» команда: от опытных организаторов до абсолютных новичков в вопросах фестиваля и стрит-арт культуры. Нас объединила общая цель – мы делаем крутой и масштабный проект!

Начало работ

Набережную поделили на несколько зон:

- муралы;

- главная сцена;

- площадка для мастер-классов и лекций;

- маркет-площадка;

- зона для творчества местных художников;

- фудтраки.

Каждому организатору досталась своя зона ответственности; но в процессе возникло большое количество вопросов, которые самостоятельно было решить трудно. Поэтому выделили двух кураторов, у которых была полная картина всего фестиваля. Я со стороны TexTerra и Стал Перушев – со стороны представителей уличной культуры.

Подготовка стен на подъемниках

Основной задачей стало найти стены, которые подходили бы для художников, а их владельцы были бы согласны на граффити. Эту задачу на себя взял Денис Савельев (генеральный директор TexTerra), практически со всеми владельцами получилось договориться, хоть и оставались сомнения. Наше главное условие – художники не обязаны показывать и согласовывать эскизы. Ведь, диктуя свои правила, мы нарушаем основной смысл стрит-арт культуры – свободу выражения.

Художники приезжали, смотрели и выбирали стены, которые подходили бы для их работ. В наш творческий состав вошли ребята, которые делали работы и в России и за рубежом:

Анатолий Akue – участник первого Московского биеннале уличного искусства «Артмоссфера», участник выставки «Части стен» в галерее RuArts и #Проекта64 на ВДНХ.

Артем Стефанов – один из участников арт-группы zukclub. Специализируеся на масштабных уличных работах с выраженными оптическими эффектами, участник более 30-ти российских и зарубежных фестивалей уличного искусства.

Команда «Худо» – за 10 лет существования участвовала в большом количестве фестивалей в России и Европе, работала с крупными брендами и городами. Воплощают в своих работах образы взаимодействия загадочности сюрреализма и очарования наива.

Роман Мураткин «Ремо» — художник из Серпухова, занимающийся стрит-артом с 13 лет. Он находит новые идеи в истории страны (как советском, так и дореволюционном прошлом). Специализация: иллюстрациями исторического бэкграунда России.

Александр Помазков — один из первопроходцев граффити в стране, начал свой творческий путь в 1997 году, в его работах удачно сочетается академизм классической живописи и динамическая подача современного стрит-арта. В своем творчестве Александр часто обращается к природе и анималистике.

Работы начались с подготовки стен: нужно было очистить стены, зашпаклевать, покрыть грунтовкой и фасадной краской. На эту работу у нас ушло примерно 5 дней. Очень не хватало рабочих рук, но на помощь пришли местные представители граффити и хендмейда и безвозмездно, на собственном энтузиазме, закрыли фронт самых тяжелых работ.

Затем художники стали размечать стены. Вечерами мы отключали весь свет на набережной и с помощью проектора выводили эскизы на стены. У каждого художника был свой подход: Рома Мураткин разрисовал всю стену странными символами, Артем и его помощник Илья расставляли точки, Толя Akue – нарисовал тоненькие линии.

Некоторые граждане решили, что Ромин вариант с загогулями и есть итоговая работа, и бурно возмущались в комментариях. Крепить скрины не буду, т. к. там много совсем неадекватных высказываний.

Для главной сцены нам нужно было найти хедлайнеров. Главная задача – привлечь активную и творческую молодежь Москвы и Подмосковья.

Площадку для мастер-классов мы полностью отдали Мише Огеру. Михаил – куратор и один из учредителей «Хип-хоп Академии», автор идеи и генеральный продюсер фестиваля хип-хоп-культуры «Битва трех столиц». Было сформировано несколько форматов мастер-классов: обучение граффити, брейку, скретчингу и игре на уличных барабанах.

Ядром фестиваля должен был стать паблик ток с участием главы Орехово-Зуевского городского округа Московской области Геннадием Паниным. Спикерами выступали: Анна Нистратова, Като Бородина, Николай Сапрыкин, Миша Мост, Сабина Чагина. Цель данного «круглого стола» – разрушить стереотипы об уличной культуре и определить ценность граффити в развитии городов.

Параллельно с решением оффлайн-задач мы приступили к созданию и оформлению сайта и соцсетей фестиваля. Была разработана айдентика, подготовлен контент-план публикаций в социальные сети.

Бюджет

Раскрывать конкретные цифры по работам мы не будем, т. к. большинство партнеров шли навстречу и делали хорошие скидки. Общая сумма затрат на фестиваль составила 3 820 000 рублей, из них:

- Строительные материалы, краска, работа художников, жилье и питание вышло на 1 890 000 рублей;

- Хедлайнеры вечера, Dj, световое и звуковое оборудование, трансфер, проживание артистов – 1 500 000 рублей;

- Спикеры, трансфер, проживание – 190 000 рублей;

- Дополнительные траты (разнорабочие, допматериалы и т. п.): 240 000 рублей.

Релиз

Для каждого дня фестиваля была составлена своя программа на каждой площадке.

День первый – 28 мая 2021

Первый день был ознакомительный – Михаил Огер рассказал про Хип-Хоп театр, а на площадке мастер-классов провели разминку команда васябеги (платформа взаимодействия для молодых людей на границах театра, музыки, современного искусства и уличной культуры).

На главной сцене устроили Dj-батл, со своими номерами выступили ребята из местных танцевальных школ уличного танца BLAZE и FUNNY people.

Несмотря на будни, в первый день пришло около 2000 граждан.

День второй – 29 мая 2021

Второй день фестиваля планировался самым масштабным, с открытыми мастер-классами и выступлениями хедлайнеров Аигел и Антоха МС. Но погода внесла свои коррективы.

Мы успели провести паблик ток, местные стрит-арт художники начали работать над кубами, спикеры уже готовы были провести мастер-классы, как начался ливень. И это был не тепленький летний дождик, это был мощный ливень, набережная мгновенно опустела, а организаторы и спикеры ушли прятаться в креативный кластер «Стачка».

Вся надежда была на небольшое окошечко без дождя, которое показывала Яндекс.Погода. Это время как раз попадало на начало выступления хедлайнера Антохи МС. В своих соцсетях, в городских пабликах и подслушках мы выложили пост о том, что концерт состоится при любых погодных условиях.

За полчаса до концерта набережная начала наполняться людьми, уже подготовленными ко всем непогодам. Антоху мы оттанцевали без дождя, а Аигел выступала уже под ливень. Но это даже добавило своего шарма.

Мы благодарны всем гражданам, кто выстоял и поддержал нас и артистов, несмотря на ужасные погодные условия.

День третий – 30 мая 2021

В завершающий день было солнечно, но очень холодно. Но и это не стало причиной не прийти на фестиваль. Все мастер-классы второго дня мы перенесли на финальный, из-за этого движухи стало больше, и набережная очень быстро наполнилась людьми.

Финальным стало разрывное выступление группы «Недры».

Что не учли / Итоги

Лучше всего об итогах фестиваля могут рассказать комментарии гостей, посетивших его:

Ну, а подводя итоги как один из организаторов OZ Festa – фестиваля уличной культуры и стрит-арта, скажем, что есть много пунктов, которые нужно учесть на фестивале-2022:

  • Больше бюджета на рекламу. Обязательно выделить бюджет на оффлайн-размещения: билборды, флаеры, плакаты. О нашем фестивале слышали в других городах, но большинство жителей нашего города не знали о нем. Реклама в соцсетях и сарафанка не смогли охватить всех.
  • Обязательно подготовить раздатку для посетителей фестиваля: карту набережной с локациями и программу на три дня.
  • Добавить больше мастер-классов и разделить по зонам. Например, на большой сцене ребята могли бы изучать брейк, а в маркет-зоне – как изготавливать поделки из полимерной глины.
  • Наша идея с кубом, на котором каждый житель может оставить свой след, провалилась. Он был спущен к воде, и многие не знали, что он есть. Возможно, стоит продумать идею создания арт-объекта гражданами и лучших наградить призами.
  • Выделить команду на время фестиваля для создания контента в соцсети в моменте. Чтобы был фотограф и видеорежиссер, кто быстро и качественно сможет подснять разные моменты фестиваля и залить это в соцсети. А еще мы совсем забыли про прямые эфиры.
  • Брендинг. Футболки, бейсболки, брелоки, чехлы – все это можно было бы оставить на память и тем самым распространять информацию о фесте.

Мы хотим продолжения. Хотим пригласить новых художников. Представьте на минутку, например, что в Орехово-Зуеве появятся муралы от Pokras Lampas, Дмитрия Аске или Рустама Qbic’а? Почему бы не пригласить звезд международного уровня?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда