Куда движется российский рекламный рынок
Предсказывать, что будет завтра довольно сложно. Многое зависит от сроков стабилизации ситуации. Тем не менее, мы проектным офисом TBDteam, специализирующимся на стратегических и тактических коммуникациях, сделали прогноз трендов трансформации рынка рекламы и маркетинга на ближайшее будущее.
Преимущества будут у тех агентств, компаний и команд, которые смогут работать в условиях неопределенности. У тех, кто сможет видеть и прорабатывать несколько вариантов событий, творчески к ним подходить, придумывать и создавать новые стратегии, актуализируя их по ходу реализации.
- Смена и адаптация позиционирования компаний
В условиях, когда иностранный бизнес приостанавливает свою работу в РФ или полностью уходит с рынка, появляются возможности для импортозамещения. Даже видимая принадлежность к международному рынку, ранее дававшая конкурентное преимущество, больше такой не является. Многие компании, заявлявшиеся на рынке, как иностранные, будут с гордостью рассказывать, что на самом деле они являются российскими брендами. Это приведет к смещению акцентов в позиционировании компаний в сторону отечественных, потому что на текущий момент это будет более выигрышно.
- Переориентация российских офисов рекламных международных холдингов на другие рынки в рамках их мировых групп
Международные рекламные холдинги уже начали сворачивать свою деятельность на российском рынке. Одним из способов сохранения рабочих мест может стать перераспределение российского штата на работу с другими рынками, иностранными компаниями, а также оказание помощи и поддержки в релокации сотрудников. Если российский офис работал с клиентами из России и стран СНГ, то он может начать обслуживать, как вариант, клиентов группы из Латинской Америки. Это зависит от стратегических решений на уровне головных офисов международных рекламных холдингов.
- Формирование локальных агентств на базе состава уходящих из России международных рекламных холдингов
Топ-менеджмент реструктуризирующихся международных рекламных холдингов будет открывать собственные агентства и компании на базе текущих команд, наработанных годами контактов и клиентов.
- Новые возможности для российских рекламных сервисов и технологий
Бюджеты международных брендов составляли большую долю оборота рекламных агентств. По мере ухода и отказа брендов от размещения встаёт вопрос прекращения работы ряда технологических сервисов, например, ограничение работ иностранных верификаторов на территории России, таких как Weborama и DCM. Эти верификаторы занимались проверкой качества трафика.
У отечественных технологических игроков, которые не могли ранее конкурировать с мировыми гигантами, сейчас есть реальные шансы усовершенствовать свой продукт и занять долю рынка.
- Рост бюджетов на работу с данными экосистем
Крупнейшие международные игроки на рынке рекламы Google, Meta (компания признана экстремистской в РФ), Apple приостановили доступ к своим инструментам, посредством которых происходили рекламные размещения брендов. Это привело к ограничению доступа к данным. В связи с этим у российских экосистем «Яндекс», «Сбер», VK и др. расширились возможности как для продажи, так и донасыщения уже агрегированного инвентаря. Как следствие будут возникать новые продукты от экосистем, которые основаны на данных, для таргетирования и размещения рекламных кампаний.
- Смещение фокуса на блог-платформы
Пока бренды пытаются понять, какую соцсеть выбрать в качестве основной площадки, наиболее частым решением в условиях «сейчас» является усиление коммуникации и PR-поддержки в отраслевых и тематических СМИ и блог-платформах, таких как Cossa, VC.ru, Habr. А также повышение интереса к промоутированию внутри этих площадок.
- Ренессанс VK, переход аудитории в «Яндекс.Дзен» и Telegram
С блокировкой основного пула международных социальных сетей аудитория и бренды ищут новые площадки для коммуникации. Отечественные игроки стали быстро реагировать на текущие изменения в рынке соцсетей. Например, «Вконтакте» разрешит блогерам получать 100% дохода от показа рекламы. Пользователи из Instagram начали создавать каналы в Telegram и переходить на «Яндекс.Дзен».
В ближайшее время ожидается создание соцсети или целой экосистемы соцсетей с возможностями, форматами и инструментарием как в Instagram и Facebook, а также расширение функционала Telegram и VK в качестве альтернативы заблокированным соцсетям. В перспективе возможно возобновление работы TikTok и его стремительная популяризация среди пользователей в России.