Product vs Customer
Продуктоцентричный подход:
1. Предприниматель понимает какой у него продукт.
2. Покупателю нужен этот продукт.
3. Покупатель готов за этот продукт платить.
4. В финансовой модели есть деньги.
5. На горизонте 5-10 лет этот продукт нужен рынку.
6. Предприниматель понимает, где его рынок / кто его покупатели.
Клиентоцентричный подход:
1. Предприниматель понимает, где его рынок / кто его покупатели.
2. Покупателю нужен этот продукт.
3. Покупатель готов за этот продукт платить.
4. В финансовой модели есть деньги. 5. На горизонте 5-10 лет этот продукт нужен рынку.
6. Предприниматель понимает какой у него продукт.
Первый подход очень популярен ещё со времен Генри Форда, когда он создавал новый продукт: автомобиль.
Второй подход используют Стартапы для тестирования гипотез и создания MVP.
На мой взгляд, оба подхода жизнеспособны, но голубых океанов в бизнесе со временем становится все меньше и меньше. Придумать что-то принципиально новое становится всё сложнее и сложнее. Мы всё чаще говорим об инновациях, и всё реже об изобретениях. И важный отдельный пункт - это риски бизнеса.