{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дарксторы: открываем новые горизонты

Некоторые предприниматели заведомо считают, что подготовились к любым экстренным ситуациям и смогут с минимальными потерями избежать кризиса. Пандемия наглядно показала, что многие компании переоценили свои возможности.

Коронавирус провел серьёзную зачистку среди разных сфер бизнеса. Особенно сильно пандемия отразилась на ритейле., который нуждался трансформации, чтобы справиться с кризисом.

Так появились новые лидеры рынке, которые смогли максимально быстро адаптироваться на рынке – dark store.

Самокат и Яндекс.Лавка

Впервые формат магазина без покупателей был открыт в Великобритании компанией Sainsbury’s. Однако проект был закрыт из-за недостаточного числа заказов. В 2009 году в предместьях Лондона компания многонациональной розничной торговли Tesco осуществила успешный перезапуск формата. Именно Tesco ввела в обиход термин dark store.

Dark store — (буквально — магазин без света) это онлайн-супермаркет у дома, где вы являетесь покупателем, не выходя из дома. Этот вид сервиса доставки появился еще до пандемии, но именно самоизоляция дала толчок к развитию дарксторов по всему миру.

Первым дарсктором, который ввел доставку продуктов за 15 минут, в России является российский сервис экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат», который появился на рынке в 2018 году в Санкт-Петербурге. Известность «Самокату» принесла именно пандемия, из-за которой количество заказов с начала 2020 года увеличилось в 6 раз. Основатели компании поделились, что в тот момент количество сервисов пришлось увеличить в 4 раза. Ускоренный режим работы поспособствовал быстрому развитию бизнеса в кратчайшие сроки.

Если в 2018 году выручка «Самоката» составила 9,4 миллионов рублей, в 2019 году – 309 миллионов, то к 2020 показатель вырос до внушительных 8,5 млрд рублей.

Вторым в списке самых известных дарксторов является «Яндекс.Лавка», которая появилась на рынке в июне 2019 года. Илья Красильщик — бывший главный редактор «Афиши» и издатель «Медузы» без опыта в ритейле стал руководителем проекта и всего за 5 месяцев открыл 34 точки «Лавки». Со временем «Яндекс.Лавка» начала доставлять готовые блюда, что существенно повысило спрос на доставку.

Взгляд изнутри

Доставка за 15 минут – это отличное делегирование покупки продуктов. А освободившееся время человек может потратить на решение других важных задач. Что из себя представляют дарксторы, мы рассмотрим ниже.

1. Эффективность работы дарксторов заключается в отказе от крупных централизованных хабов и открытии независимых сборных ячеек. Благодаря небольшим объектам по всему городу, курьеры успевают привезти заказ за 15 минут.

2. Чтобы минимизировать ситуации с заменой товара, каждые 15 секунд происходит обновление системы. Это дает практически стопроцентную гарантирую, что ваш товар окажется в наличие.

3. Как только объект понимает, что не справляется с нагрузкой, рядом с ним в скором времени открывается новая сборная ячейка. Для открытия новой точки, например в Яндекс.Лавка, нужно 2 недели. Этого времени хватает, чтобы сделать ремонт, установить оборудование и нанять сотрудников. Для работы в одной точке, как правило, нужно 5 человек — 4 сборщика и один управленец. В смене достаточно работы двух человек.

4. Дарксторы предпочитают сотрудничать с местными поставщиками. Это гарантирует не только быструю поставку, но и свежесть продуктов.

5. Быстрая сборка продуктов обеспечивается за счет наличия на продуктах Qr-кодов.

Дарксторы за рубежом

«Яндекс.Лавка» не ограничилась наличием дарксторов только в России, и в 2020 году открыла новую точку в Израиле под брендом Deli. В скором времени «Лавка» появится в Париже под международным брендом Yango Deli. Чуть позднее открытие планируется и в Лондоне. Работа сервиса будет осуществляться по той же системе, что и в Москве: доставка продуктов за 15 минут.

Южнокорейский гипермаркет Lotte Mart открывает дарксторы на юго-востоке Сеула и в пригороде. Компания считает, что «тёмные» магазины смогут обрабатывать в 4 раза больше заказов нежели обычные супермаркеты. Также компания работает над автоматизацией работы дарксторов и в ближайшем будущем планирует использовать для своей работы роботов вместо людей.

Управляющая супермаркетами в Бразилии компания Carrefour представила экспресс-доставку за 35 минут в 12 городах страны.

В 2020 году в Лос-Анджелесе было запущено приложение FastAF, которое включает в себя не только экспресс-доставку продуктов и хозяйственных товаров, но и обувь, одежду, очки известных брендов. На данный момент даркстор доступен только в Лос-Анджелесе, но уже в скором времени доставка будет работать и в Сан-Франциско.

Тенденция развития

Спрос рождает предложение. А повышенный спрос помогает развиваться дарксторам с огромной скоростью. В начале января 2021 года в России насчитывалось около 650 онлайн-супермаркетов без людей. На конец марта их было уже более 900.

К концу февраля 2020 года сервис доставки продуктов «Самокат» открыл около 550 точек, а у «Яндекс.Лавки» было 330 объектов.

«Мы экономим нашим покупателям массу времени, – сообщил Вячеслав Бочаров, основатель сервиса экспресс-доставки продуктов «Самокат». – Если суммировать то время, которое люди потратили бы на поход в магазин, то «Самокат» сэкономил своим клиентам больше тысячи лет. Наши курьеры уже прошли 12 млн километров, это расстояние 15 раз от Земли до Луны и обратно».

С каждым годом количество охваченных городов будет расти. Скоро не останется ни одного крупного города, в котором не было бы дарксторов.

Уже сейчас основатели дарскторов говорят о том, что в ближайшем будущем планируется автоматизация работы темных магазинов, где формировать заказы будут не люди, а роботы. Пока что речь идет только о крупных распределительных центрах, но темпы развития отрасли намекают на скорое повсеместное использование подобных инноваций.

Digital агенство DEF помогает брендам анализировать различные dark store площадки. Мы собираем данные по всем городам: от категорий и товаров на полке, до информации по стоку и цене каждого товара.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда