Самые уязвимые для санкций отрасли экономики России

Введенные санкции со стороны «недружественных стран» привели к ряду серьезных последствий для экономики России, следует из доклада Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП), с которым ознакомился РБК. Среди них, в частности, проблемы с импортом в Россию и экспортом российской продукции, логистические трудности, инфляция, приостановка работы иностранных компаний в стране. К наиболее тяжелым эффектам санкций экономисты ЦМАКП отнесли следующие.

  • Остановка поставок полупроводников из Тайваня (местный производитель TSMC занимает более 50% мирового рынка, говорится в обзоре ЦМАКП). Полупроводники нужны в том числе для производства гаджетов и автоэлектроники.
  • Логистические проблемы на европейском направлении, которые возникают не только по товарным позициям, подпадающим под санкции, но и вообще по всем операциям с Россией, поскольку таможенные органы стран ЕС ужесточили режим проверки грузов.
  • Резкое повышение инфляции: по оценкам Минэкономразвития, годовая инфляция по состоянию на 11 марта достигла 12,5% годовых. В мартовском опросе Банка России экономисты прогнозировали, что инфляция в стране на конец 2022 года составит 20%
  • Затруднение доступа к импортному сырью, материалам и комплектующим. Это актуально для фармацевтики (ввоз фармацевтических субстанций из ЕС, Китая и Индии сейчас осложнен проблемами с оплатой, а также приостановкой деятельности логистических компаний DHL и FedEx в России) и авиационной отрасли (производители моторов для Airbus и Boeing прекратили работу c Россией).
  • Трудности с контрактацией нефти: из-за санкций в банковском секторе многие поставщики, покупатели и трейдеры сталкиваются с проблемами при выдаче банками аккредитивов на поставки. При этом скидка на закупку нефти сорта Urals по отношению к Brent уже достигала почти $30 за баррель (с таким дисконтом ее приобрела компания Shell), а некоторые покупатели на мировом рынке и вовсе бойкотируют российскую нефть.
  • Отказ крупнейших мировых контейнерных линий (Maersk, MSC, CMA CGM, Hapag-Lloyd) и европейских портов (Гамбурга и ряда терминалов Роттердама) от работы с российскими грузами.
  • Повышение вероятности скупки Китаем значимых активов в российской экономике. Китайцы, как сообщали СМИ со ссылкой на источники, проявляют интерес к покупке или увеличению долей в энергетических и сырьевых компаниях России, в частности «Газпроме» и «Русале».

Кроме того, экономисты ЦМАКП предупредили, что в мире возник риск дефицита зерна и подсолнечного масла, а также назревает топливный кризис (который, однако, может быть смягчен за счет наращивания добычи Венесуэлой и странами ОПЕК).Ранее ЦБ представил первые с момента введения санкций ожидания аналитиков по основным экономическим показателям. В 2022 году экономисты, опрошенные ЦБ, прогнозируют снижение ВВП на 8%, инфляцию на уровне 20% и среднегодовой курс доллара 110 руб.

Введенные против России санкции затронут отрасли экономики страны в разной степени, говорится в докладе. По оценкам ЦМАКП, доля импорта товаров из объявивших ограничительные меры государств (ранее их ввели США, страны ЕС, Канада, Великобритания, Япония, Южная Корея и другие государства) в общем объеме конечного потребления Россией товаров и услуг составляет 3,9%. Их вклад в промежуточное потребление (продукция, которая используется для производства других товаров и услуг) меньше — не более 1,7%. Расчет был проведен на данных ФТС об импорте в Россию и межотраслевом балансе Росстата за 2019 год (таблицы использования товаров и услуг).

Наибольший вред санкции принесут фармацевтической отрасли: доля лекарств из стран, которые ввели ограничения, составляет почти половину всего конечного потребления фармацевтической продукции в стране (48,2%). На втором месте — сфера химических веществ и продуктов (44,7% конечного потребления попало под санкции), а на третьем — производство самолетов, кораблей, железнодорожных локомотивов (32,2%).

Значительная зависимость от импорта из стран, объявивших санкции, также наблюдается в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%), следует из данных ЦМАКП.

В краткосрочном периоде наиболее тяжелым последствием санкций является сокращение критического импорта — фармацевтики, продовольствия, промежуточной продукции автопрома и авиапрома, полагает директор ИНП РАН Александр Широв. Снижение поставок такой продукции приводит к резкому падению выпуска, а в отдельных случаях — и к остановке производства, что в конечном счете сказывается и на ВВП, и на занятости, и на доходах населения. Кроме того, эта ситуация провоцирует превышение спроса над предложением, а значит, и рост цен.

В среднесрочном периоде на первый план выходит ограничение поставок технологий, отметил Широв. Для того чтобы повышать эффективность экономики, невозможно использовать только российское оборудование и технологии: в этих сферах Россия отстает от зарубежных партнеров, и наверстать отставание быстро нельзя.

Сокращение импорта высокотехнологичных товаров неизбежно приведет к снижению темпов модернизации, заключил экономист.

0
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Начало "Всё", будет, когда дно пропасти в бинокль рассмотреть сможем.

Ответить
Развернуть ветку
ILYA

Про авиаперевозки почему не пишут, этот рынок уничтожен практически.

И как так 1-2 процента у нас потребление от общей доли, если таможня перечисляет в бюджет триллионы, откуда она их берёт?

В одном Шереметьево только в день оформлялось свыше тысячи грузов

Ответить
Развернуть ветку
Александр

А как же визги управленцев по госСМИ, что ко всему подготовились и санкции вообще не страшны? За такие фейки наказания будут?

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Левый носок - на правую ногу, правый носок - на левую ногу. Вот и все наказания.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда