БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОТРУДНИКИ. Откуда берутся и что с ними делать?

По данным исследования Работа. ру 44% работодателей признались, что в их компании есть бесполезные сотрудники.

БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОТРУДНИКИ. Откуда берутся и что с ними делать?

42% работодателей решают вопрос с помощью увольнения, столько же (42%) проводят беседы с подчиненными.

17% работодателей понижают бесполезных сотрудников в должности, 16% составляют индивидуальный план развития, 15% сокращают зарплату или премию.

33% — ничего не делают, чтобы улучшить работу таких сотрудников.

Я – Наталья Якимова, основатель сервиса психологической поддержки сотрудников NEO-мастерская. Мы решаем вопросы бизнеса, связанные с психологическим здоровьем и повышением продуктивности сотрудников.

Для начала, давайте разберемся, кто такие бесполезные сотрудники и какие потери несет бизнес.

Не будем брать во внимание не профессиональных людей, т. е. тех, кто не может выполнять свои непосредственные обязанности – это вопрос к службе персонала. Как подбирали, как приняли и т. д.

Рассмотрим вполне приличного сотрудника, который вдруг стал – бесполезным. Бесполезным

1. Отношения на работе. Большинство из нас проводят большую часть времени на работе, поэтому качество рабочей среды оказывает существенное влияние на наше самочувствие. Отношения на работе влияют как на культуру, так и на общее качество работы. Что может повлиять на качество работы и продуктивность, конечно – негативные конфликты. Конфликты вызывают стресс и требуют много времени для всех заинтересованных сторон, отвлекает внимание от достижения целей и приоритетов организации.

Конфликты могут возникать от незначительных разногласий до серьезных случаев издевательств или притеснений. Не все конфликты обязательно негативны, но даже незначительные разногласия между людьми могут накапливаться и обостряться, если они не будут рассмотрены и решены при первой же возможности.

Самый важный фактор, который требует коррекции (по мнению сотрудников) – уважение друг к другу и к чужому труду, это отметили 35% участников опроса Работа. ру. 23% считают, что для улучшения взаимоотношений в коллективе нужно усилить профессиональные качества коллег, столько же респондентов отметили, что хотели бы исправить отношение к взаимопомощи и поддержке. Каждый пятый (20%) хотел бы большего взаимопонимания между коллегами, примерно столько же (19%) уверенны, что взаимоотношения в команде улучшаться с приходом нового руководителя

По результатам другого исследования Работа. ру 34% опрошенных россиян сменили работу после конфликта с руководителем по собственной инициативе и 19% сменили работу из-за давления руководителя.

Самым раздражающим качеством коллег оказалась склонность к сплетничеству и интригам- так считают 36% опрошенных. Почти каждого третьего опрошенного (30%) раздражают коллеги с высоким самомнением, а также склонность к лицемерию и обману.

Исследователи выяснили, что в среднем сотрудники компаний тратят на выяснение отношений около 2 часов в неделю, что приводит к потерям до $40 млрд в год для бизнеса средней европейской страны.

Для примера, компания численностью 200 человек теряет на конфликтах в год более 7 млн рублей, компания численность 500 человек – более 18 млн рублей.

2. Стресс на рабочем месте. К сожалению, стресс, депрессия и тревога являются частью современного человеческого состояния. Изменения в экономике и возросшие финансовые проблемы приводят к давлению на работе. Тяжелые рабочие нагрузки, сроки и требовательное начальство усугубляют проблему. Стресс приводит к серьезному падению производительности и в конечном итоге стоит огромных денег организациям.

По данным ВЦИОМ свыше 57% россиян сталкивались со стрессом в 2022 году, полагаю, что в текущем 2024 году ситуация не улучшилась.

При этом, чаще других стрессу подвержены и его переживают молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет – 79%, чуть реже молодые люди от 25 до 34 лет – 66%, еще реже люди среднего возраста от 34 до 59 лет – 63%.

Самый «популярный» стресс-фактор – накопленная усталость (36%), которой немногим уступили недостаток необходимых в работе ресурсов (26%) и большое количество задач (25%)

3. Страхи. Почти 30% россиян боятся инфляции и роста цен, по 27% боятся падения доходов или тяжелой болезни, 25% переживают за своих детей, 20% боятся новой пандемии. Кроме этого, каждый пятый опасается терактов (18%), а каждый десятый боится не выплатить вовремя кредит (11%) или быть уволенным с текущего места работы (9%).

4. Выгорание. С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит – официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья.

32% россиян выбрали выгорание, словом, 2023 года в области карьеры.

25% россиян увольнялись по собственному желанию из-за выгорания на работе. Интересно, что наиболее сильное выгорание испытывают представители IT и банковской сферы, а также специалисты из сферы управления персоналом, из медицины, далее сотрудники торговли, сферы производства и агропрома.

Одни из основных причин выгорания на работе – давление со стороны начальства и отсутствие достаточного количества ресурсов для нормального выполнения работы, эти причины выделили 40% респондентов. Однообразие и неинтересные задачи беспокоят по 37% респондентов.

Также причины выгорания – отсутствие карьерного роста, переработки и частые задержки на работе, отсутствие профессионального роста. Каждый четвертый (255) не понимает цели и конечного результата своей работы. 23% участников опроса демотивируют недостижимые цели.

Несмотря на то, что топ причин выгорания у представителей разных сфер примерно один и тот же, наблюдаются некоторая специфика. Например, IT-специалисты в первую очередь жалуются на неинтересные задачи, представители сферы торговли — на однообразие работы, сотрудники банковской отрасли — на давление со стороны начальства, а респонденты из сферы медицины — на отсутствие достаточного количества ресурсов и переработки.

И еще немного данных о том, что делают ставшие бесполезными сотрудники и что делают работодатели.

Постоянный стресс и выгорание являются наиболее значимыми факторами для того, чтобы начать искать новую работу, так ответили 41% россиян.

Несомненно, заработная плата и вознаграждения — это главные факторы, влияющие на выбор будущего работодателя, так ответили 75% опрошенных, на втором месте — возможности профессионального развития (45%) , а на третьем — возможность соблюдать правильный баланс между работой и личной жизнью (40%) .

Для каждого пятого (20%) — компенсационный пакет, бонусы и льготы. Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что входит в компенсационные пакеты, бонусы и льготы. 63% представителей бизнеса наблюдают за психологическим здоровьем своих сотрудников. 41% из них постоянно общаются с сотрудниками, чтобы понять их эмоциональное состояние. В 17% случаев HR-специалисты разговаривают с сотрудниками в личной беседе. 5% организаций используют внутреннее анкетирование. 37% респондентов не заботятся о психологическом комфорте в коллективе.

Среди тех, кто изучает психологическое состояние сотрудников, 8% участников исследования предоставляют услуги психолога в ДМС. 4% опрошенных держат в компании корпоративного психолога, столько же (4%) проводит вебинары о ментальном здоровье, 2% обеспечивают горячую линию для помощи.

Трендом 2024 года у крупных копаний стала персонификация заботы о сотрудниках. Например, превентивная работа с такими проблемами команд как стресс, выгорание, конфликты, а также корпоративные программы психологической поддержки сотрудников.

Для сохранения здорового климата в коллективе и повышения эффективности и производительности сотрудников работают такие инструменты как регулярные чек-апы команды, выстраивание доверительных отношений. Руководителям стоит развивать навыки общения с командой так, чтобы не провоцировать тревогу и токсичную конкуренцию среди сотрудников, грамотно давать обратную связь, замечать признаки выгорания, плохого самочувствия, потери интереса к работе.

Программы психологической поддержки для сотрудников, например, индивидуальные консультации с психологом, групповые консультации, коучинговые сессии, обучающие программы – это тот ресурс, которые на сегодняшний день так необходим работодателям и сотрудникам, но так слабо используемый.

Какие результаты можно ожидать от подключения корпоративной программы психологической поддержки:

- Повышение продуктивности и качества работы сотрудников. Сотрудники, решившие психологические проблемы, на 70% лучше концентрируются на своих задачах.

- Увеличение вовлеченности сотрудников в работу

- Рост лояльности к компании

- Снижение рисков увольнения

- Усиление бренда работодателя

- Снижение тревожности сотрудников, повышение адаптированности к изменениям

- Улучшение взаимодействия с коллегами

- Повышение стрессоустойчивости

- Удовлетворенность работой и жизнью

Ссылки на исследования и статьи, использованные в статье:

Начать дискуссию