{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Казахстан заменил предпринимателям Белоруссию

Опыт «Диван Ру», inDrive, Dodo Brands, «МойСклад» и «Практик». Разбираем нашу колонку на «РБК Pro» про работу в Казахстане.

Теперь Казахстан — это зарубежный рынок номер один для российского бизнеса. В 2022 году «Диван Ру» открыл в Казахстане интернет-магазин Mebel.kz и пять шоурумов в Алматы и Астане (в дополнение к 50-ти российским). Скоро к ним добавится интернет-магазин в Шыкменте.

Мы пообщались с несколькими компаниями, которые тоже работают в этой стране или планируют выход в Казахстан в самое ближайшее время, сопоставили их опыт с нашим, и получилась колонка на «РБК Pro». Публикуем здесь ее конспект и кое-что из невошедшего.

В Казахстане можно зарабатывать

До недавнего времени первым иностранным рынком для компаний из России была Белоруссия. Там очень близкая к российской культура потребления, и продавать можно много. Но зарабатывать почти невозможно.

С октября 2022 года наценку в Белоруссии регулирует государство. Для мебели она составляет максимум 30%. А перед этим, в марте 2022 года, рекламу обложили дополнительным налогом. Для «наружки» и транспортной рекламы он составляет 10% от стоимости, для остальных видов — 20%.

В Казахстане ничего такого нет. Но есть много незанятых рыночных ниш.

Когда «Диван.Ру» заходил на местный рынок, конкуренцию как полноценный интернет-магазин нам составляла российская же «Аскона». А шоурумов, где в одном месте продается все - от дивана до пледа, вообще не было. Ближе всех к нам были перекупщики IKEA, но некоторые из этих компаний закрылись когда компания ушла из России.

Дана Кусаинова, региональный директор «Диван.Ру»

Казахстанский министр цифрового развития Багдат Мусин пригласил 300 международных компаний из России открыть офисы в Казахстане. Предложением воспользовались чуть больше 50 компаний. Например, inDrive перенес центральный офис из Москвы в Алматы.

Казахстан отменил визаран (теперь в стране нельзя находиться без визы дольше 90 дней в течение полугода), но ввел упрощенный ВНЖ на 10 лет для работников востребованных специальностей, в частности, для «айтишников».

Astana Hub, аналог российского «Сколково», легко выдает резидентства, которые освобождают IT-компании от НДС и позволяют работать по британскому законодательству, что важно при поиске инвесторов.

Казахстан похож на Россию 10 лет назад

Крупный бизнес из России — «Яндекс», «1С», «Вымпелком», «Лукойл», «Альфа-банк» (впрочем, «Альфа-Банку» пришлось свернуть бизнес из-за санкций) — в Казахстане работает давно. Предвзятости к российскому бизнесу нет. В бизнес-среде общение на русском языке.

Большинство привычных сервисов такие же как в России — вызов такси через приложение («Яндекс» и InDrive вытеснили здесь китайский DiDi), доставка еды, самокаты напрокат и коворкинги.

Уровень образования примерно как в России. А вот зарплаты примерно на 30% ниже. При этом, ВВП (по ППС) ниже лишь на 15%, то есть Казахстан богат, и покупатели с деньгами здесь есть.

Аскар Рахимбердиев, генеральный директор «МойСклад»

Впрочем, в соседнем Узбекистане заработные платы еще ниже. Это была одна из причина открытия фабрики «Диван Ру» именно там.

В Казахстане произошла цифровая революция

Ежедневно 89,5% взрослого населения в Казахстане используют интернет. За время пандемии крупнейший в стране маркетплейс Kaspi.kz стал одной из самых быстрорастущих IT-компаний Евразии. А Kaspi Bank с его бесконтактной системой оплаты занял первое место по приросту депозитов.

После пандемии казахстанцы легко совершают в интернете даже крупные покупки. В казахстанском «Диван.ру» половина мебели продается через интернет-магазин, а средний чек составляет 450 тыс. тенге, то есть около 60 тыс. рублей. Соотношение продаж в интернет-магазине и в шоурумах в Казахстане 50 на 50 (впрочем, в России доля онлайна еще выше — 70%).

Три главных минуса казахстанского рынка

  • Непривычный бизнес-этикет. На переговорах не принято говорить про сложности сразу и в лоб. Поэтому к одной и той же теме приходится возвращаться несколько раз. Кажется, с первого раза договорились, но нет.

Менталитет и оценочные критерии, на которые ориентируется казахстанский клиент, отличаются от российских.

Владимир Дорофеев, управляющий партнер сети «Практик»
  • Курс тенге привязан к доллару. Из-за колебаний курса рубля сложно прогнозировать поставки из России. Лучше проводить локализацию, но не все так просто. Мешает следующая проблема.
  • Низкая плотность населения. Города разбросаны по огромной территории, и логистика сильно затруднена. В Казахстане почти нет федеральных сетей. И даже McDonald’s не справился без поставок из России и ушел с рынка. А «Диван Ру» станет доставлять мебель покупателям в Шыкменте из Алматы (расстояние между городами целых 860 км).

Большую часть продуктов мы возим из России. За несколько лет мы не добились того, чтобы получать их в Казахстане без кратного увеличения цены. Пока этот узелок мы не распутали.

Николай Писков, лидер команды бизнес-девелопмента Dodo Brands

Казахстан - хаб для выхода на Восток

Западные рынки оказались закрыты, и внимание российских компаний теперь обращено на восток. Dodo Brands реинвестирует прибыль с казахстанского рынка в развитии офиса в Дубае. «МойСклад» после открытия офиса в Казахстане нацелился на узбекский и таджикский рынки, и уже запустился в Индии.

Компании «Диван Ру» пришлось забыть про идею с развитием в Прибалтике и Польше и развернуться на восток. Теперь Казахстан является отправной точкой. Мы планируем открывать шоурумы в Узбекистане и уже запустили там фабрику плетеной мебели.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда