{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Эдуард Богомаз

Пошаговый план: как выбрать идеальную франшизу

Погружение в контекст

Не хватает денег, нет карьерного роста, начальник урод, нет времени на семью и так далее. В такие моменты, особенно после прогрева успешным успехом на картинках в инстаграм и рождается идея открыть бизнес.

Причем довольно размытая, на уровне классиков «Бизнес нужно делать и делать его нужно прямо сейчас». Получается, нужна франшиза. Какая?

Ну понятное дело самая лучшая, чтобы быстро окупилась и гарантия прибыли и чтобы УК прилетела и наняла людей и офис поставила и чтобы оно все само работало, а вы на 2 часа в неделю заехали в офис забрать кэш и поблагодарить команду талантливых управленцев и линейных специалистов за успешную работу и чтобы стоило это все 500 тысяч. А лучше 300.

Максимум реально доступной информации в данной ситуации — есть определенное настоящее, которое не устраивает и крайне условный бюджет на изменение этого самого настоящего.

Лично мое мнение: франшиза — это покупка которая происходит довольно редко, обычный человек понятия не имеет на что смотреть при выборе и поэтому решение, зачастую, принимается на уровне "нравится не нравится. Это лотерея.

Правильным действием будет заказать подбор франшизы у тех, кто этим занимается. Купите за деньги чужой опыт.

Терминология и приоритеты

Франшиза это инструмент. Такой же как молоток или дрель.

Под идеальной франшизой я подразумеваю бизнес, в котором вам интересно и легко находиться и приносящий достаточные для комфортного существования деньги.

Поймите правильно: не всем нужен миллион. Важно расставить приоритеты.

Пример: вы зарабатываете 70к и работаете полный день + еще немного на выходных. Мало времени на личную жизнь.

Вариант № 1: купить франшизу детского центра, тратить 4-5 часов в день, зарабатывать 100-150 тыс.руб. и сделать упор на свободное время для семьи.

Вариант № 2: купить франшизу отделки помещений, пахать как проклятый и выйти на 1 млн + через 6-9 мес.

Блок № 1: Определяем направление

Основная проблема выбора — в его количестве.

Здесь нас встречают две крайности: «мне нравится вообще все» с формулировкой «Не могу выбрать между производством автохимии, кабинетом логопеда и магазином фермерских продуктов».

И знаменитое «нечего брать» с подачей «тут у франшизы дизайн плохой, там у менеджера голос не такой, а эти вообще 300к за архив на Яндекс.диске просят»

Ситуация понятна.

Самое простое с чего начать — отсекать массивы неподходящих критериев.

Ключевым критерием, по которому стоит выбирать франшизу является ответ на вопрос «а что вам нравится». Да, не бюджет. Почему? Потому что сейчас рынок настолько заполнен, что почти любую сферу можно найти почти в любом бюджете. Зависит от формы.

Все крупные бизнесмены говорят в один голос — усиляй сильное. Не вопрос, звучит здраво. Сперва отвечаем на вопросы. Честно. Сами себе.

  • Что вы любите
  • Чем бы вы занимались, если бы не нужно было работать
  • В чем вы сильны как эксперт

Вероятнее всего на выходе из этого упражнения у вас будет твердое понимание, чем вам заниматься по кайфу. А там, где по кайфу и вероятность успеха сильно выше. Мы почти определились с нишей и осталось проверить, есть ли на нее спрос.

Для этого идет в Wordstat.yandex.ru и смотрим, сколько раз то, чем вы решили заниматься люди искали за последние 30 дней. Понятное дело, если вы выбрали попсу типа «салон красоты» то спрос там устойчивый. Другое дело, если вы раскрыли в себе талант и стремление к производству фигурок зеленых тигров из фольги.

Блок № 2: Определяем бюджет

Вообще старайтесь не покупать первый бизнес в кредит. Вы просто не знаете, как сами себя поведете в новой стрессовой ситуации и сколько идиотских решений (мы все иногда принимаем идиотские решения) вы примите. Нет понимания, в какую сумму они обойдутся. Бизнес может не пойти, а кредит останется.

Так же во франшизах до 1 млн (а это самая популярная ценовая категория) я всего пару раз за свою карьеру (седьмой год пошел) видел финансовые модели, позволяющие учитывать кредитную нагрузку. Переводя на русский: бизнес-модели недорогих франшиз не учитывают, что вы можете купить франшизу в кредит. Значит и показали срока окупаемости уедут. И увеличится сумма второго бюджета на покупку. В общем, отнеситесь серьезно к кредитам.

Вообще люди сильно удивляются, когда узнают, что на самом деле бюджета на покупку франшизы два.

Первый бюджет — это условно сколько стоит открыть франшизу. Второй — сколько стоит владеть франшизой до тех пор, пока она не начнет давать вам плюс. Если вообще начнет: )

Бюджет на покупку:

Бюджет на покупку — 70-80% от той суммы, которой вы располагаете. К примеру — у вас есть 1 миллион рублей. Наликом. Это значит что реально потратить на старт бизнеса вы можете только 700-800к. Не больше.

И я напомню что данный бюджет помимо прямых трат на покупку бизнеса и инвестиции в запуск (офис, заказ товара и тд) включает в себя оплату вашего времени на выбор франшизы.

Который обычно длится 3-4 недели не меньше. Это время, которое вы тратите на погружение в новую для вас сферу, изучение материалов, встречи и зумы с менеджерами по продажам, общение с франчайзи-партнерами каждой из франшиз и тд и тд.

То есть время, которое нельзя потратить ни на что другое. По моим подсчетам для достаточного погружения необходимо 50-100 часов.

При средней зарплате в 70 тысяч и стоимости часа 380р в пересчете на рубли вы потратите 19-38 тысяч. Это тоже «расход на запуск бизнеса». Считайте деньги правильно.

Бюджет на владение:

Во-первых, как я и сказал, у вас будут незапланированные расходы из категории «фиг его знает куда». Они обязательно будут, просто примите это как данность.

Во-вторых, вам нужно жить на какие-то деньги, пока франшиза не начнет приносить прибыль. Работать в это время вы не сможете, тут не стоит питать иллюзий. Для небольших франшиз это 2-3 месяца. Для франшиз побольше — побольше. Не верьте в рекламные лозунги (окупаемость 1 месяц). Технически это может быть и возможно, но вашему мозгу нужно будет перестроиться в новую реальность. Вот это занимает куда больше времени.

В третьих — есть категория франшиз которые после старта еще полгода-год требуют вложений для выхода в операционной ноль. То есть до момента, когда деньги вкладывать не нужно.

В четвертых — рекламные бюджеты, которые ой как не всегда и ой как не полно учитывают в стартовых инвестициях

Недавно я брал интервью у человека, который о втором бюджете не знал. В итоге он взял кредит на 500к, заплатил паушальный взнос и когда пришло время платить аренды и прочие расходы он удивился мол: «Вы же сказали что в 500 все входит и тд». И денег нет. Так или иначе на балансе этого человека в итоге оказалось минус 1.2 млн рублей. И 2,5 года веселой жизни на дошираке.

Блок № 3: Предварительный список

Пришло время отсекать лишнее. Мы определили 2 адекватных критерия и теперь все, что не подходит под них, без сожаления отрезаем.

Нужно прошерстить рынок и набрать предварительный список. Лучше всего использовать сразу несколько каналов сбора данных: поиск в яндексе, франчайзинговые порталы типа Beboss и лента Инстаграм.

Как только вы введете в поисковиках запрос «купить франшизу» в ленте Инстаграм вы сразу получите рекламные предложения различных франшиз.

Ваша задача — составить список из франшиз которые в общем и целом вам нравятся и вы могли бы рассмотреть их к покупке.

Эти франшизы должны соответствовать следующим критериям:

  • Ниша и продукт, которые вам нравятся и в которых вы в идеале разбираетесь;
  • У данного продукта есть понятная целевая аудитория;
  • Есть франчайзи партнеры (от 10 шт);
  • Вам подходит роль в бизнесе, которую УК предлагает франчайзи;
  • У франшизы есть активные соц.сети, собственник активно рассказывает о франшизе, делится результатами партнеров, бизнес в целом играет в открытую.

Если чувствуете необходимость, можно сделать промежуточные вспомогательные таблички.

В результате у вас должен получиться список из 10-20 франшиз, которые в целом вам нравятся, вы видите себя в этом бизнесе и которые в целом подходят вам по цене.

Блок № 4: Пристальный взгляд

Теперь к нашему списку нужно применить современный метод выбора еды на доставке. Суть метода очень простая: сначала мы накидываем в корзину все что нравится из вообще ВСЕГО. А потом из корзины убираем то, что нравится нам меньше.

Путем таких нехитрых манипуляций из нашего списка ТОП 10-20 должно остаться 2-3, ну максимум 5 вариантов, при просмотре которых у вас горит глаз. В идеале внутри должно быть ощущение "эти франшизы мне вкатывают, что-то из них точно беру".

В этот момент ваши шансы купить бизнес, в котором вы добьетесь успеха, становятся сильно выше чем в среднем по больнице. Осталось провести финальную проверку.

Чек №1: Зарегистрирована ли торговая марка

Сделать это можно в первой ссылке гугле, либо здесь

Отсутствие регистрации для недорогой франшизы не является как таковым стоп фактором, но скорее всего франшиза молодая и запуск гладко не пройдет. Просто потому что мало опыта. Иногда можно встретить исключения, например была большая франшиза, два партнера. Один ушел и сделай свою, но лучше\хуже\другу. Самой франшизе 3 дня, но опыт колоссальный. Но это исключение, подтверждающее правило.

Не стоит вестись на разговоры собственник мол «брат, по-любому, лично приеду запущу тебя как родного». Собственник может не врать. Но у него нет опыта в таких процессах и он все равно, каким бы не был классным чуваком, будет на вас учиться и обкатывать технологию запуска. Ну просто так мир устроен.

Чек №2: Проверка управляющей компании

  • Какой опыт у основателя в продукте, он вообще есть?
  • Основной бизнес компании — производство продукта или продажа франшиз?
  • Сколько лет компания работает?
  • Проверка на судебные иски (Можно за деньги у юристов вместе с проверкой договора, можно бесплатно в гугле)
  • Знакомство с командой поддержки (просим менеджера устроить зум с командой поддержки чтобы убедиться, что вас будет кому запускать)
  • По возможности получить отчеты о продажах партнеров и самой УК (не все дадут, но если данные есть - сверяем их с финансовой моделью, по которой вам предлагают работать)
  • Проверяем отзывы на саму франшизу и на продукт франшизы. Если получится — смотрим отзывы сотрудников
  • Анализ социальных сетеи собственника и ТОП- менеджмента и партнеров. Смотрим что за люди. Бывают токсичные команды. Бывают команды «настроение», вам с этими людьми активно взаимодействовать, имейте пониманием кто они.

Чек №3: Проверка договора

Не питаем иллюзий что вы самостоятельно можете проверить договор. Любой бизнес будет защищать свои интересы. Для франшизы нет проблем заплатить 50-100 тысяч рублей юристам за вылизанный договор, в котором можно завуалировать сложные вещи простыми словами так, чтобы вы ничего не поняли.

Поэтому уверенным шагом идет к профильным юристам. Профильным. Знакомый юрист, который шарит в земельных делах не подойдет. К профильным. За деньги.

Что проверять помимо вообще всего:

  • Договор подписывается с юр. лицом, на которое зарегистрирована торговая марка и которое вам предоставили для проверки на этапе переговоров;
  • Четко прописаны все платежи: дата, сумма, длительность;
  • Четко и однозначно трактуемое закреплена территория ведения бизнеса;
  • За УК закреплены обязательства по поддержке, в том числе маркетинговой и санкции в случае некачественного исполнения этих обязательств;
  • Прописан список поставщиков либо условия, в соответствии с которыми вы формируете или получаете этот список. Либо сразу проверить связанные договора и соглашения (поставки товара, купли-продажи или аренды оборудования);
  • Прописаны все специальные\маркетинговые гарантии, в деталях указаны условия их выполнения и что считается выполненными обязательствами и ответственность за их неисполнение;
  • Срок договора и возможность его продления: условия продления, плата за продление, «новая» или «старая» форма договора, дополнительные обязательства при продлении;
  • расторжение договора: в каким случаях с вами могут расторгнуть договор и в каких случаях вы можете это сделать. Имеете ли вы право работать в подобной сфере при расторжении договора и если нет то какие предусмотрены санкции;
  • Условия передачи бизнеса третьим лицам (к примеру, вы решили передать бизнес жене\мужу).

В идеале от юриста получит какую-то такую обратную связь по договорам.

Чек №4: Проверка партнеров

Если франшиза не дает данные партнеров либо как то еще препятствует вашему разговору один на один — это большая проблема и здесь применимо только одно: искать следующую франшизу. Не экспериментируйте. По-любому что-то не так.

Делим партнеров на категории:

  • Молодые (до 1 года)
  • Средние (1-3 года)
  • Опытные (3 года и более)

Просим франшизу предоставить контакты 2х представителей каждой из этих категорий.

Вопросы молодым:

  • Совпадают ли заявленная и фактическая поддержка, заявленная управляющей компанией?
  • На момент подписания договора франчайзи обладал всей информацией о своем будущем, что нужно делать, сколько нужно денег и тд или он узнавал все на ходу и был приятно\неприятно удивлен. Оценить полноту знаний на момент подписания договора
  • Достаточно ли на текущий момент юридической защищенности? Франчайзи ощущает себя защищенным с юридической точки зрения?
  • Есть ли у него возможность общаться с другими франчайзи и есть ли у него доступ к цифрам по выручке других франчайзи?
  • Сколько стоила франшиза на момент покупки и как быстро она окупилась если уже пришло время для окупаемости по фин. модели?

Вопросы средним:

  • Если бы вернулись к моменту подписания договора, какие вопросы вы бы еще задали перед подписанием?
  • Сколько денег по факту потребовалось для старта. Были ли заявленные фин.расходы равны фактическим или нет?
  • Выяснилось ли в процессе работы что продукт, который закупается у УК можно выкупать в рынке значительно дешевле?
  • Сколько стоила франшиза на момент покупки и как быстро она окупилась?

Вопросы опытным:

  • Прислушивается ли УК к предложениям франчайзи? Предложения могут касаться чего угодно, внедрение чего-то нового, в целом развития сети. Чего-то что принесет сети выгоду и прибыль для всей сети
  • Как ведет себя УК на общих собраниях — как ведется диалог? партнёрский\ диктаторский вариант, либо собраний нет вообще
  • Случались ли нарушения границ радиуса работы франчайзинговой точки? Возникали ли когда-либо конфликты на почте нарушения границ с точки зрения географии?
  • Сколько стоила франшиза на момент покупки и как быстро она окупилась?

Финал:

В результате данных нехитрых действий у вас будет очень понятная картина вашего будущего с каждой из выбранных вами франшиз.

По большому счету тут не никакой магии и тайных знаний. Только логика, здравый смысл и много времени, потраченного на сбор данных.

На этом этапе самое время самое время начать торговаться. Все франшизы хотят видеть адекватных людей в сети. Торг — это вполне себе по бизнесменски при условии, что он аргументированный.

Выбираете франшизу, которая нравится больше всего и говорите — вот еще две, я их проанализировал. Там такие-то плюсы относительно вас и такая-то стоимость. Сделайте дешевле и подписываем.

Таким образом буквально за 3-4 недели вы подберете себе идеальную франшизу. Ну а если вы не хотите проходить весь этот долгий тернистый путь, наша команда поможет вам в подборе франшизы под ключ.

Данная услуга является бесплатной.

До встречи в следующих статьях, Богомаз Эдуард

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Патенты и электромобили: что охраняют «Яндекс», автогиганты и стартапы

Технологии совершенствования аккумуляторов и системы управления стали самыми патентуемыми разработками, связанными с электромобилями. Такие данные представил в своем исследовании крупнейший агрегатор американских и общемировых патентных данных IFI Claims.

Python-разработчик, UX-писатель и Product-менеджер. На кого учатся россияне и сколько тратят на онлайн-образование

Ко Дню студента мы выяснили, как в 2021 году изменился спрос на онлайн-образование по сравнению с 2020 годом. Рассказываем, что изменилось за год, и какие направления онлайн-образования пользуются наибольшей популярностью.

Панельного неба скульптура: Никита Анохин делает ночники в виде советских домов, а их покупают в России и за рубежом Статьи редакции

Мастерская Nikita Anokhin Store началась на кухне со шкатулок-сердец. В 2021 году он заработал на «Брежневках», «Свечках» и других проектах 3,6 млн рублей чистой прибыли.

Ночники Brezhnevka и «Свечка». Фото предоставлены мастерской.
Анастасии звонят чаще, чем Владимиры — Yota подготовила статистику клиентов по именам

По данным Yota за 2021 год, самые часто встречающиеся мужские имена среди пользователей мобильного оператора – Александр, Сергей, Алексей. Женские – Елена, Наталья, Татьяна. При этом Александров на 21,4% больше, чем Елен.

Как работает реферальная программа в Playgendary

30-40% принятых офферов — это рекомендации, которых мы получаем по 200-300 ежемесячно. Рассказываем, как пришли к такому результату.

Давайте проследим за популярными инвесторами из «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» в столь непростые для рынка времена

Моя предыдущая статья “Популярные авторы «Пульса» в «Тинькофф Инвестициях» торгуют в убыток” набрала около 25к просмотров в первые 12 часов и более 43к на данный момент. Поэтому было принято решение продолжить тематику инвестиций и публикации результатов популярных инвесторов социальность сети «Пульс».

Власти Казахстана до февраля отключили местных майнеров от электросетей из-за проблем с электричеством в стране Статьи редакции

Проблемы с электроэнергией не связаны с майнерами, считает глава Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане.

Google отказалась от технологии FLoC и представила взамен другой способ таргетирования рекламы Статьи редакции

Сервис Topics будет определять темы, которые нравятся пользователю, и передавать рекламодателям данные только о них.

Принятие решений со скоростью потоков событий на живом примере

В 2022 году, согласно прогнозам Gartner, организации будут объединять данные из десятков внутренних и внешних систем, сокращать зазор между поступлением данных и их обработкой с дней до секунд, создавать инфраструктуру для аналитики, прогнозирования и принятия решений в реальном времени.

В этой статье на примере практического кейса рассмотрим, как происходит переход организации к работе с данными с нулевым зазором и какие результаты это дает.

Ставка на цифровые продукты и качественный клиентский сервис

МТС Банк активно работает в парадигме устойчивого развития, которая ориентирована на стратегию win-win для клиентов и для банка. Глеб Сорокин, вице-президент, руководитель инвестиционного блока МТС Банка, о цифровой трансформации бизнеса, включая практику работы с инвестициями и внедрение финтех-сервисов для участников ВЭД.

null