{"id":13650,"url":"\/distributions\/13650\/click?bit=1&hash=b4a44ea9299acb416ac92e110a87e80acc960de1a8f124e06d52ec1ea62c252a","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c \u0438\u0434\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c \u043a\u0430\u043a \u0432 Sims","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Екатерина Гришина

Концепция Life Long Learning: как научиться самообучению?

Согласно прогнозам, в ближайшее десятилетие исчезнут более 50 привычных нам профессий и появятся порядка 200 новых*. Мы уже наблюдаем, как растут требования к специалистам, трансформируются функции и устаревают навыки. Единственный способ оставаться востребованным в VUCA-мире – овладеть способами быстрого поиска и усвоения информации, научиться непрерывно учиться и переучиваться.

Life Long Learning или обучение в течение всей жизни – это концепция, возникшая как альтернатива традиционной системе образования в ответ на требования информационного общества. Если 30 лет назад человек стремился к получению специальности, которая гарантировала ему профессиональную реализацию, то сегодня этого недостаточно. Чтобы оставаться конкурентоспособным, каждый должен сделать осознанный выбор в пользу постоянного расширения знании и экспертизы. Причем сегодня не обязательно получать второе и третье образование, рынок предлагает множество инструментов для самообучения. Главное здесь найти правильную мотивацию и не растерять ее в процессе.

Предлагаю разобраться, как снова усадить себя «за парту» и при этом оставаться в ресурсном состоянии.

Как часто нужно учиться руководителям?

Постоянный поиск и усваивание новой информации должны войти в привычку, как чистить зубы, и стать частью вашего образа жизни.

Для этого 3-5 раз в год важно находить время на короткие образовательные курсы – это может быть цикл онлайн-лекций, мастер-классов, подкастов по актуальным для вас темам. Хотя бы раз в три года нужно браться за обучение более основательно и проходить программы долгосрочного формата. Это оптимальный минимум образовательной активности, который поможет вам адаптировать мозг к постоянному притоку новых знаний. Например, в моем личном календаре на самообучение выделен час ежедневно.

Каковы особенности обучения взрослого человека?

Здесь следует обратиться к андрагогике – науке об обучении взрослых людей, в основу которой легла концепция «учимся не для школы, а для жизни». Речь о том, что человек сам определяет цели обучения, которые являются приоритетными на данном этапе. Триггерами для получения новых знаний во взрослом возрасте могут стать: простая любознательность, мотивация на повышение профессионального уровня или внешнее воздействие. Причем в последнем случае чаще работают негативные стимулы – например, когда сотруднику грозит увольнение или потеря премии, если он не улучшит качество своей работы.

Есть и другая важная особенность, которая вносит свои нюансы в обучение взрослого. Только 25-30 % новых знаний действительно используется на практике. В остальных случаях люди либо изначально не видят ценности в изучаемом материале, либо сталкиваются с трудностями на этапе применения. Таким образом, из шести обучающихся только один сможет легко встроить полученные знания и навыки в свою повседневную деятельность. Чтобы новая информация не превратились в интеллектуальный мусор, важно подходить к процессу обучения осознанно – четко понимать, какие преимущества вам даст обучение и где конкретно вы сможете использовать полученные знания.

Как повысить эффективность обучения?

1. Формируем понимание. Чтобы спланировать обучение наилучшим образом, задайте себе еще несколько вопросов:

а) Что меня побуждает вкладывать усилия в образование? На первоначальном этапе еще до старта обучения вы сможете определить свою мотивацию – краеугольный камень всего процесса.

б) Чему важно научиться? Поставив перед собой конкретные цели, вы четко поймете свои задачи на текущий момент.

в) Умею ли я учиться и что нужно учитывать в этом процессе? Так вы сможете провести аудит своих реальных навыков обучения и понять, как лучше выстроить метод получения знаний.

2. Определяем область актуальных знаний и потребностей. Чтобы понять, каких новых компетенций вам не хватает, следуйте этим шагам:

а) выявите наиболее острые проблемы построения ваших бизнес-процессов;

б) составьте чек-лист личных знаний, определите их значимость для бизнеса;

в) определите, какой информации не достает и где требуется ее системное изучение;

г) сформируйте перечень знаний, необходимых для вашей деятельности.

3. Выясняем свой стиль обучения. Понимание того, какой стиль подойдет именно вам, поможет выбрать наиболее подходящие способы обучения. Для этого пройдите нехитрый тест британских психологов Питера Хани и Алана Мамфорда. Так, например, активисты предпочитают изучать все методом проб и ошибок, а мыслители сперва анализируют чужой практический опыт.

Как наиболее эффективно получать знания?

Прием № 1. Делу – время, учебе – час! Составьте расписание своего обычного дня и определите лучшее время на обучение. Ученые рекомендуют отводить на изучение нового материала около часа. При этом утренние часы подходят именно для усваивания информации, а вечерние – для ее закрепления и чтения полезной литературы.

Прием № 2. Большое делим на части! Разделите весь объем планируемого для изучения материала на логические элементы и определите график обучения. Во время всего процесса записывайте ключевые идеи, которые хотите запомнить, а закончив изучение части материала, зафиксируйте основные выводы.

Прием № 3. Обучение – в жизнь! Чем активнее обучающийся включен в процесс, тем лучше он запоминает и формирует из полученных знаний необходимые навыки. Полезно применять как пассивное обучение (слушать лекцию, читать материал, смотреть демонстрацию), так и активное обучение (участвовать в дискуссии, использовать на практике, преподавать).

Прием № 4. Оцениваем результаты, радуемся успехам! Используйте свободную минуту, чтобы вспомнить материал, который изучаете в данный момент. Обдумывайте, что важного и полезного узнали за последний месяц и, конечно, не забывайте хвалить себя за все вложенные усилия в обучение.

Как закрепить знания на практике?

В этом вам поможет модель обучения взрослых и развития карьеры специалиста по психологии Дэвида Колба, которая описывает эмпирический путь получения знаний и актуального опыта. Модель включает четыре ступени:

1. Практический опыт

На первом этапе определяем проблемную область.

2. Рефлексия

Далее анализируем ее причины и выявляем ключевую.

3. Идея

Далее ищем варианты решений и выбираем оптимальное.

4. Действие

На финальном этапе применяем решение на практике и анализируем результаты.

Пользуясь этим минимальным набором инструментов, вы сможете развить навык самообучения и упростить процесс усвоения новых знаний.

* По данным исследования московской школы управления "Сколково" и Агентства стратегических инициатив

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null