{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Ваш велосипед уже кто-то придумал: зачем нужны патентные исследования

Как патентному поверенному и сотруднику агентства интеллектуальной собственности, уже 22 года помогающего бизнесу и корпорациям получать патенты, регистрировать товарные знаки в России и за рубежом и отстаивать авторские права, мне зачастую доводилось сталкиваться с полным непониманием вопросов, касающихся IP. В этой статье я хочу рассказать и показать на примере наших кейсов, о таком понятии как патентные исследования, заблаговременное проведение которых может помочь компаниям избежать больших проблем.

Определение патентных исследований мы найдем в ГОСТе Р 15.011-96, который регламентирует, как такие исследования должны проводиться:

Патентные исследования — это исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности на основе патентной и другой информации.

Говоря простыми словами, патентные исследования — это поиск и анализ информации. Анализируя патентные, научно-технические, экономические или даже рекламные источники информации, мы делаем какие-то выводы, составляем заключение. Опираясь на него, компания может, например, строить свою стратегию внедрения нового продукта на рынок или быть уверенной в том, что не нарушит чьи-то исключительные права.

Зачем проводят патентные исследования

У любого патентного исследования есть цель или, говоря языком ГОСТа, назначение. В зависимости от этой цели и содержания исследования, ГОСТ подразделяет их на виды.

Вот самые распространенные:

- исследование на установление уровня техники (или исследование технического уровня)

Зачем нужно: «Определить уровень техники» с языка ГОСТ — узнать, существует ли где-то в мире в общедоступных источниках описание подобного продукта. Т.е. это исследование проводится, чтобы понять, существуют ли похожие решения и в каком направлении наиболее перспективно развивать свой продукт.

Когда проводить: на ранней стадии разработки нового продукта.

- исследование на патентную чистоту — не путать с патентоспособностью, речь о которой ниже.

Зачем нужно: Патентная чистота означает, что ваш продукт действительно уникален и его использование не нарушает исключительных прав другой компании. Пожалуй, это самое важное из исследований. Патентная чистота всегда определяется на конкретную дату для конкретного списка стран.

Когда проводить: когда решение уже разработано и планируется запуск в производство или вывод на рынок.

- исследование на патентоспособность.

Зачем нужно: в начале разработки исследование помогает понять, стоит ли тратить время и деньги на разработку продукта, насколько он новый и полезный, т.е. определяется патентоспособность изобретения, полезной модели или промышленного образца. Когда продукт практически готов, патентоспособность проверяют, чтобы получить на него патент и правовую охрану, т.е. возможность защищать свои права на это изобретение.

Когда проводить: можно и на начальной стадии разработки, и на этапе, когда продукт практически готов.

- исследование на новизну — скорее, не отдельный вид, а облегченная версия исследования патентоспособности.

Зачем нужно: менее затратная альтернатива исследованию на патентоспособность. Исследование на новизну покажет соответствие разработанного продукта условию патентоспособности "новизна" и укажет на ближайший аналог, который нужно прописать в заявке на патент.

Когда проводить: идеально — перед принятием решения о подаче заявки на получение патента.

В целом, конечная цель любого патентного исследования — помочь компании увеличить прибыли и избежать неприятностей.

Что будет, если не проводить патентное исследование

Закон РФ не обязывает никого проводить патентные исследования. Поэтому некоторые компании не проводят патентный поиск или относятся к нему очень формально. Но это чревато неприятными последствиями.

История из нашей практики: одна инновационная компания из Сколково, которую мы не можем назвать, разработала продукт, связанный с технологией виртуальной реальности. Они обратились к нам, чтобы подготовить и подать заявку на получение патента на территории РФ. В дальнейшем они предполагали получит патент и в других странах.

От проведения полноценного исследования патентоспособности компания отказалась, уверенная, что их техническое решение уникально и аналогов не имеет. Более того, они не проводили никаких исследований и на ранних стадиях разработки.

Когда Роспатент проводил экспертизу по заявке, оказалось, что патент на практически полностью идентичное изобретение уже существует в США. Новизна — это одно из условий патентоспособности любого изобретения. Экспертиза Роспатента новизны не обнаружила и поставила патентоспособность технологии под сомнение.

Что компания имеет в итоге: весьма туманные перспективы вывода продукта на зарубежные рынки и дополнительные расходы по заявке на патент.

Что можно сделать в такой ситуации: сейчас мы помогаем компании отстоять заявку и получить патент в РФ. К сожалению, получение патента в США на изобретение очень сомнительно.

Как этого можно было избежать: просто провести патентное исследование или на ранней стадии разработки, или на стадии получения патента. Тогда похожее изобретение было бы выявлено, и разработчик скорректировал бы свое техническое решение заранее, обеспечив его патентоспособность.

К кому обратиться за патентным исследованием?

Из примера выше понятно, что при выпуске любого изобретения или продукта нужно провести хотя бы исследование патентной чистоты. Или в крайнем случае просто проконсультироваться с патентным поверенным.

Как выбрать специалиста для проведения патентного исследования или для консультации:

1. Желательно обращайться именно к патентным поверенным, а не к патентоведам или юристам по интеллектуальной собственности.

Патентовед может быть высококлассным специалистом в своей области, но зачастую его практика ограничена оформлением и подачей заявок в Роспатент и административными вопросами выявления объектов интеллектуальной собственности на предприятии.

Юрист, специализирующийся в области интеллектуальной собственности может прекрасно разбираться в юридических вопросах, но для проведения грамотного патентного исследования по изобретениям этого просто недостаточно - необходим еще и приличный уровень технических знаний.

К слову, в Германии для получения статуса патентного поверенного по изобретениям и полезным моделям, помимо опыта работы, необходимо наличие высшего технического образования у кандидата

У патентного поверенного есть регистрация в Роспатенте, он прошел аттестацию по своему направлению и проведет патентное исследование качественно, а не поверхностно. Проверить специалиста можно в Реестре патентных поверенных РФ.

2. Выбирайте поверенного с нужной вам специализацией.

Всего 5 специализаций:

товарные знаки и знаки обслуживания;

наименования мест происхождения товара;

изобретения и полезные модели;

промышленные образцы;

программах для ЭВМ, базах данных, топологии интегральных схем.

Узнать специализацию конкретного патентного поверенного также можно на сайте Роспатента в реестре на его странице. Патентный поверенный может иметь одну или несколько специализаций.

3. Обращайте внимание на опыт патентного поверенного. Попросите рассказать, сколько исследований уже было им проведено и сходны ли они с вашей тематикой.

Если специалист обещает золотые горы: проведение исследований в кратчайший срок «за недорого», и при этом, например, не оформляет отчеты по ГОСТу, стоит насторожиться. Патентный поиск — это долгая и кропотливая работа, которая в принципе не может быть выполнена одновременно быстро, дешево и качественно. Помимо сбора и анализа информации почти всегда требуется отчет по патентному исследованию, правильно оформленный по ГОСТ. Быстро нарисовать такой отчет не получится.

Если специалист утверждает, что может провести проведение исследование самостоятельно и ему не понадобятся консультации разработчиков — это тоже тревожный звонок. Ни один поверенный не может знать всех нюансов технологии, пояснения разработчиков необходимы. Без консультацией с ними риск того, что выводы исследования будут неверными, велик.

Для проведения исследования, касающегося именно технических решений выбирайте патентного поверенного со специализацией «изобретения и полезные модели» и, очень желательно, с высшим техническим образованием. Такой специалист проведет исследование, учитывая и технические нюансы, и юридические тонкости.

Как проводится патентное исследование

Обычно мы следуем такому алгоритму:

Для начала выясняем, что заказчик хочет от исследования. Важные пункты технического задания: патентная чистота, уровень техники и т.д., мы оформляем по форме Приложение А ГОСТа. Уже на этом этапе идет совместная работа с заказчиком.

Согласовываем с заказчиком области и географию поиска (т.е. базы, по которым будет проводиться исследование), а также ключевые слова, по которым будем искать информацию. Это называется регламентом поиска, он также оформляется по форме ГОСТа, Приложение В.

Затем проводим собственно патентный поиск — это самый длительный и сложный этап. Мы изучаем результаты выдачи в базах данных изобретений стран, выбранных на втором этапе.

После того, как поиск проведен и получены предварительные результаты, мы анализируем их и отбираем наиболее релевантные цели исследования. К анализу мы обычно привлекаем разработчиков для консультации.

По итогу заказчик получает от нас оформленный по всем требованиям ГОСТа отчет о патентных исследованиях с выводами и заключением о результатах поиска. Кроме того, могут появиться какие-то идеи, не вошедшие в отчет. В этом случае мы отдельно даем рекомендации, например, о возможной доработке изобретения, предлагаем стратегию патентования и т.п.

С какими трудностями при проведении патентного исследования можно столкнуться

Выше мы расписали основные этапы проведения патентного исследования. Конечно, на деле все немного сложнее, чем на словах. Вот трудности, с которыми мы иногда сталкиваемся.

  • Подбирать ключевые слова для поиска нужно вдумчиво и тщательно. От того, насколько удачно они подобраны, напрямую зависит релевантность результатов выдачи.

Как решаем: составляя календарный план проведения исследования, обычно планируем 2-3 дня только на подбор и согласование ключевых слов. И непременно обращаемся за консультациями к специалистам, если возникают сомнения.

  • Бывает, что находится огромное количество информации по интересующей теме — более 1 000 документов на разных языках не редкость.

Как решаем: тщательно очерчиваем области поиска согласно иерархии Международной патентной классификации (МПК). Плюс к этому мы уточняем у специалиста или заказчика специфические, оригинальные черты изобретения.

  • Патентные исследования проводятся как с отчетом по ГОСТ, так и в свободной форме . Если заказчику требуется заключение для внутреннего пользования, можно подготовить его в свободной форме. Другое дело, когда соблюдение ГОСТа принципиально: например, это одно из условий сделки, в которой участвует продукт. Также отчет по ГОСТу часто нужен в рамках разработки по госзаказу.

Как решаем: очень внимательно подходим как к содержанию, так и к оформлению отчета, с учетом целей и потребностей заказчика

Иногда заказчик сам не понимает, для чего ему патентное исследование. Он в принципе может не знать, зачем они вообще нужны.

По опыту знаем, как важно выяснить у заказчика, почему вообще возникла необходимость провести исследования. Свежий пример: к нам обратилась компания-производитель систем оповещения и громкой связи. На вопрос, зачем им патентное исследование, они ответили: «Чтобы просто было. Главное — сделайте по ГОСТ».

После предварительной беседы выяснилось, что они собираются участвовать в конкурсе на поставку оборудования. Одно из обязательных условий — наличие отчета о патентных исследованиях. Опираясь на это, мы определили задачи патентного поиска:

- выявляем технический уровень и тенденции развития рынка подобной продукции;

- анализируем, соответствует ли технология компании современным тенденциям.

Проще говоря, надо было понять, насколько конкурентоспособен продукт компании.

Во время работы мы обращались к заказчику, чтобы уточнить кое-какие технические детали. Специалисты компании не были от этого в восторге. Пришлось объяснять, что это не наша прихоть, а исключительно в их интересах.

В итоге мы выяснили, что техническое решение заказчика не только соответствовало современному уровню развития систем оповещения и громкой связи, но и превосходило его: технических решений такого уровня на мировом рынке не было. Более того, оно вполне патентоспособно. А ведь до проведения исследования заказчик вообще не рассматривал получение патента. Сейчас подаем от имени этой компании две заявки на патент.

Нужно ли вам патентное исследование ?

Возможно, вы слышали, что патентные исследования нужны только, чтобы получить патент. Это не так. Они могут быть полезны и для молодых стартаперов, и для небольших инновационных компаний. С помощью патентного поиска можно:

- исследовать рынок, находить перспективные рынки сбыта;

- узнавать о конкурентах или партнерах и анализировать их успехи;

- оценивать патентоспособность изобретения;

- определять уровень техники, соответствует ли изобретение современным тенденциям развития.

Если не проводить патентный поиск, то возможные риски: претензии в нарушении исключительных прав, затраты на разработку неконкурентоспособного продукта и на заявку, которую в итоге отклонит Роспатент — приводят к гораздо большим потерям, чем расходы на исследования.

Иногда компания не осознает, насколько уникально и ценно ее техническое решение, и либо вообще не патентует свои инновации, либо делает это неумело, теряя прибыли и долю на рынке. Может быть и обратная ситуация: убедитесь, что ваш велосипед не изобретен кем-то другим, и продукт стоит того, чтобы производить и выводить его на рынок.

Разумеется, решение о проведении патентного исследования всегда остается за компанией, но опыт показывает, что затраты на грамотно проведенное исследование окупаются всегда

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда