{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Горный Никита

Почему навык активного слушания полезен для личных и рабочих отношений

Знаете ли вы, что люди в течение дня проводят 70-80% времени в общении, а около 55% времени тратят на то, чтобы слушать собеседников? Однако далеко не всегда людям удается услышать своих собеседников.

В коммуникациях важно умение слушать, чтобы понять человека или ситуацию прежде, чем начать на неё реагировать. И принять без осуждения, что другой человек пытается до нас донести.

«Большинство знакомых мне успешных людей больше слушают, чем говорят», — говорил американский финансист Бернард Барух.  https://iconduck.com/

Что такое активное слушание?

Активное слушание — это состояние, когда мы полностью концентрируемся на говорящем. О нём впервые заговорили психологи Карл Роджерс и Ричард Фарсон, выпустив в 1957 году статью с таким же названием.

Они утверждали: «Активное слушание является важным способом улучшить жизнь людей. Клинические и исследовательские данные доказали, что это одна из наиболее эффективных возможностей изменить личность человека. Активное слушание меняет отношение людей к себе и другим и формирует их ценности и личную философию».

Для того чтобы научиться этому коммуникативному навыку, вы должны понимать, что можно и чего нельзя делать, когда слушаешь другого человека.

3 принципа активного слушания

1. Отношение

Насколько уважительно мы относимся к тому, что другие говорят о людях или фактах? Уважение возникает, когда мы понимаем, что можем узнать что-то новое от других, даже если у нас есть свои чувства или твёрдые убеждения. Когда мы уважаем говорящего — мы выходим за рамки наших представлений и становимся лучшими слушателями.

2. Внимание

Чтобы стать хорошими слушателями, важно уметь быть внимательными. Многие из нас привыкли легко отвлекаться. Для того чтобы удерживать внимание на говорящем, нужно научиться концентрировать своё внимание. Для начала отлично подойдут интеллектуальные игры или головоломки, которые научат вас сосредотачиваться. Ещё один важный инструмент — медитация, она поможет сохранять концентрацию и удерживать внимание.

3. Беспристрастность

Следите за тем, что говорит собеседник, даже если вам трудно понять тему разговора. Часто мы слышим, как руководители говорят о своём бизнесе, но при этом до конца не понимаем смысла услышанного. Если тема обсуждения не понятна или собеседник говорит скучно и монотонно — мы начинаем раздражаться и мысленно отвлекаться.

Когда вы сохраняете беспристрастность и готовы уделить время говорящему, вы адаптируетесь к ситуации и становитесь лучшими слушателями.

Важные приёмы и навыки активного слушания

  • Смотрите на говорящего

Вы знаете, что в большинстве западных культур привычка вставать лицом к говорящему и поддерживать с ним зрительный контакт, является основным аспектом эффективного общения? Когда ваш друг или коллега разговаривает с вами, они не желают делить ваше внимание с другими. Если вы разглядываете предметы в комнате или «зависаете» в телефоне во время разговора, то даёте собеседнику сигнал, что не цените и не уважаете его.

Научитесь не отвлекаться, когда разговариваете с кем-либо. Отложите телефон, книги, бумаги и другие отвлекающие факторы, встаньте лицом к говорящему и постарайтесь полностью присутствовать в разговоре.

  • Не перебивайте

Когда вы прерываете разговор, то подсознательно сообщаете говорящему, что ваш голос более важный. Перебивать другого — не только грубо, но и самодовольно. Иногда нам приходится прерывать говорящего, если появился важный вопрос или мы чем-то обеспокоены. Прежде чем прервать разговор на полпути, получите разрешение вашего собеседника и сделайте это вежливо.

Бывают ситуации, когда общаясь с другом или коллегой, мы отвлекаем его вопросами, не относящимися к теме разговора. Это можно исправить, вовремя вернув говорящего на тему, с которой он начал беседу.

  • Концентрируйте своё внимание

Вам знакомы ситуации, когда трудно удерживать внимание на говорящем длительное время? И приходится напрягаться, чтобы сосредоточиться на теме разговора? Если это продолжительная деловая встреча или семинар, то постарайтесь отмечать ключевые моменты и делать мысленные заметки. Научитесь концентрировать внимание на важных моментах. А когда вы отвлеклись или замечтались — то немедленно переключите своё внимание на разговор.

  • Будьте чуткими

Сочувствие позволяет нам эмоционально присутствовать в разговоре и лучше понимать говорящего. Оно позволяет понять эмоции человека, будь то грусть, радость или страх. Всегда присутствовать и концентрироваться на текущем моменте непросто. Научиться быть чуткими — это значит становиться щедрыми и вкладывать в разговор свою душу и сердце.

  • Регулярно давайте обратную связь

Чтобы спикер не растерял заинтересованности, для него важна обратная связь. Не стойте или не сидите на месте, как робот, слушая говорящего — это может сбить его с толку. Выражайте свои мысли и чувства языком тела в зависимости от ситуации или отвечайте «хммм» или «ага» время от времени. Задавайте соответствующие вопросы, чтобы развеять сомнения говорящего и сохранить прозрачность разговора.

«Одна из наиболее искренних форм уважения — в самом деле слушать, что говорит другой человек», — сказал американский активист в областях саморазвития, личной свободы и прав человека Брайант Харрисон Макгилл. https://iconduck.com/

Почему важно активно слушать на рабочем месте

Это укрепляет доверие

Когда вы достигаете совместных целей — дружно работаете плечом к плечу и выполняете групповые показатели эффективности, то довольны и работодатель и сотрудники. Это происходит тогда, когда в команде есть доверие друг к другу.

Чтобы построить доверие, научитесь:

  • быть честными и вовлечёнными,
  • не быть предвзятыми,
  • прислушиваться друг к другу.

Навык активного слушания согласует ваши слова и действия и укрепит доверие в коллективе.

Это повышает производительность

Когда руководство не хочет слушать своих сотрудников, то в коллективе растёт недовольство, а это снижает производительность. Активное слушание мнений и идей и регулярная обратная связь важны для повышения производительности и установления здоровых отношений в коллективе. Научившись слушать людей, вы сможете развивать в организации культуру взаимного доверия и понимания.

Это разрешает конфликты

Конфликты и неудачи неизбежны на любом коллективе. Причины могут быть разными: от незначительного недоразумения до крупного провала.

Непонимание или непризнание часто создают конфликты на рабочих местах. Когда мы не уважаем взгляды других, мы перестаём смотреть на вещи с другой точки зрения. Во многом это происходит из развитого чувства «собственной правоты».

Навык активного слушания поможет вам распознавать и ценить точки зрения и чувства других людей. И разрешит конфликты и воспитает культуру уважения.

Это улучшает рабочие отношения

В 2003 году психолог Фэй Доелл проводил исследование, которое показало, что существуют 2 типа слушания: «слушать, чтобы ответить» и «слушать, чтобы понять».

Люди, которые слушают, чтобы понять, являются более чуткими и умеют устанавливать хорошие отношения. Это применимо к рабочим отношениям: чем больше сотрудников понимают говорящего, тем лучше у них складываются рабочие отношения.

Это развивает уверенность

Самостоятельность помогает нам обрести уверенность. Когда вы практикуете активное слушание, вы расширяете свой кругозор и свои возможности. А после начинаете легко и уверенно общаться со своими коллегами и партнёрами.

Это поднимает моральный дух в коллективе

У каждой компании есть своя корпоративная культура. Корень этой культуры начинается с принятия людьми её целей и ценностей.

Чтобы организация добилась успеха, работодатели и сотрудники должны быть ориентированы на общую цель. Для этого вам важно уметь слушать друг друга, выполняя рабочие обязанности.

Кроме этого, в процессе адаптации новых сотрудников работодателям необходимо прислушиваться к их отзывам и взглядам на различные аспекты организации. Это откликается в сердцах людей признательностью и уважением. Таким образом, активное слушание сможет поднять моральный дух в коллективе.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null