{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Процесс важнее результата

МФТИ перевернул с ног на голову концепцию школьной олимпиады и завоевал поклонников среди школьников всего мира.

Предметные школьные олимпиады давно стали обязательной частью жизни старшеклассников. Для поступления в университеты они необходимы так же, как ЕГЭ. На протяжении четырех часов школьник решает олимпиадные задачи, выкладываясь по полной, и очень хорошо понимает, сколь многое в его будущем зависит именно от этих четырех часов.

Олимпиада длительностью в полтора месяца — как такое может быть? Как может школьник выдержать несколько недель напряжения и дойти до финала? И в каком состоянии он до него дойдет? Именно такие вопросы задают те, кто начинает свое знакомство с Кубком ЛФИ.

Аббревиатура ЛФИ означает три слова: Ландау, Физика, Исследования. Именно так сокращенно в МФТИ называют Физтех-школу физики и исследований имени Ландау, в которой придумали Кубок, который не похож ни на одну другую олимпиаду.

Кубок ЛФИ проводится дистанционно и длится 6 недель. Раз в неделю публикуется одна задача, и у ребят есть семь дней, чтобы прислать правильное решение. Еще одна особенность Кубка — это полная свобода в использовании любых источников. Своя субкультура — яркая, необычная и важная черта Кубка. Хинты, Кубик, Чебурашка Вуду, CPI — эти и другие слова, мало что значащие для посторонних, для участников Кубка означают очень многое. И, наконец, самое главное — постоянное и веселое общение всех участников и команды Кубка, в котором юмор, мемы, игра слов и забавные истории не менее увлекательны, чем сам Кубок, его задачи и решения.

Кубок ЛФИ весны-лета 2021 собрал более тысячи школьников из 40 регионов России и из 20 стран, включая Индию и Испанию, Армению и Беларусь, Мексику, Сингапур, Бразилию. От Санкт-Петербурга до Камчатского края и Хабаровска, от Форталезы в Колумбии до испанского Мадрида и индийского Нью Дели. Не все участники прошли Кубок от начала и до конца, и лишь немногие справились со всеми задачами. Но только ли желание победить двигало ими?

Даниил Гаврилов, золотой медалист Кубка ЛФИ, выпускник 8 класса Республиканского лицея Республики Мордовия, призер Всероссийской олимпиады по физике: «Кубок ЛФИ — не только задачи, это прекрасная атмосфера, люди из разных стран, забавные мемы и смешные традиции, которые создаются прямо сейчас или перешли из первого сезона Кубка. Задачи Кубка — это новый опыт, составители пытаются нам показать новые методы, разные пути для решения задач, из-за этого даже при правильном решении интересно посмотреть разборы. Хинты (подсказки к задачам — прим. ред.) — отдельная история, они полезные, но чтобы их понять, иногда нужно очень сильно постараться. Часто проводятся разные конкурсы в чате Кубка, это усиливает связь между участниками и вводит в определенную атмосферу. Если ты поучаствовал в Кубке один раз, то оттуда уже не выбраться! С удовольствием ждем следующий сезон!»

Как работает Кубок ЛФИ

Кубок ЛФИ проводится для 9, 10 и 11 классов. Свои силы могут попробовать и школьники помладше. Каждую субботу в 10 утра по московскому времени каждый класс получает свою задачу, решение которой надо сдать до вечера пятницы. Участники могут присылать свои решения неограниченное число раз, но каждое неверное решение вводит штрафной коэффициент и уменьшает максимальный балл, который может получить участник. Через два дня после начала каждого тура публикуется Первая подсказка, которую участники Кубка называют Первым Хинтом от англ. hint. Подсказка снижает максимально возможный балл за задание, и поэтому многие спешат прислать свои решения до ее появления. Еще через два дня публикуется Вторая подсказка (Второй Хинт), и после нее максимальный балл, который участник может заработать, становится еще меньше.

Второй Хинт — не просто подсказка. Это краткая теоретическая справка и подборка задач, которые проще, чем основная задача, но их решение может помочь участникам правильно решить основную задачу. Кроме того, ребята могут попросить засчитать решения этой альтернативной подборки задач вместо решения основной задачи. Правда, тогда заработанный в туре балл будет еще меньше.

В правилах Кубка много тонкостей и нюансов, разобраться в них не очень просто, поэтому организаторы подготовили подробную видеоинструкцию, предварив ее пояснением в свойственной им ироничной манере «и так как у нашего Кубка очень простые правила, то мы предлагаем вам получасовую лекцию о них».

Павел Шишкин, студент 2 курса МФТИ, член жюри Кубка: «Кубок — это очень душевная и добрая олимпиада. Участники с пониманием относятся к оценкам, не злятся, как бывает на других олимпиадах. Кубок — это место, где собираются хорошие люди и решают хорошие задачи. Режим работы жюри плотный: в начале недели идет обсуждение задач и начинается проверка работ участников, в середине недели проверка идет полным ходом и обсуждаются подсказки. А в конце наступает настоящий аврал, когда все прислали работы, их надо проверить, сделать рейтинг и одновременно начать обсуждение условий нового тура. Это захватывающе! При проверке постоянно встречаешь что-то новое и интересное, а бывает, что и веселое. Участникам тоже не скучно: активно идет обсуждение новостей в чате (но не задач и решений, потому что во время тура обсуждать задачу не хорошо). Признаюсь честно, я просто не ожидал такой теплой атмосферы, такого активного общения от открытой онлайн-олимпиады, и удивлен, что практически нет списывания.»

В течение всей недели организаторы ежедневно публикуют для участников оперативные рейтинги CPI по каждому классу, которые показывают текущее количество присланных решений. Рейтинг состоит из трех чисел, разделенных косой чертой: количество правильных решений (correct), количество частично правильных (part) и количество неправильных (incorrect). CPI настолько вошел в повседневную жизнь участников, что стал частью эстетики Кубка, а его многочисленные шутливые расшифровки школьниками и членами жюри составили целый сборник.

По итогам каждого недельного тура участники получают правильные решения, а для youtube-канала Кубка авторы готовят детальные видеоразборы решений задач. Кроме разборов, для некоторых тем, затронутых в задачах, готовятся обучающие видео, если такие темы в школе изучаются не глубоко, например, для одной из задач организаторы подготовили обучающие видео про матрицы на русском и английском языках.

Главное — это атмосфера

О Кубке ЛФИ никто не думал заранее, идея родилась сама собой. Из-за непростой эпидемиологической обстановки в 2020 году был отменен финал Всероссийской олимпиады школьников по физике. Многие преподаватели и студенты ЛФИ МФТИ, которые каждый год активно участвуют в подготовке финала, остались без любимой олимпиады и в весьма стрессовых условиях карантина. Тогда они решили, что и школьникам, которые остались без финала Всероса, и им самим нужна олимпиада, которая пройдет дистанционно. И такая олимпиада должна стать если не лучшей, то максимально интересной для всех: и школьников, и организаторов.

Так родился Кубок ЛФИ. Как и многие начинания, он имеет исторического предшественника: в 2012 году в рамках Международной олимпиады по физике (IPhO) был проведен Physics Cup в качестве разминочного соревнования. Эта олимпиада тоже была дистанционной, в ней одна задача предлагалась на месяц, а каждую неделю к задаче публиковались подсказки. Основателем Physics Cup является выпускник МФТИ Ян Калда (Jaan Kalda), профессор физического института Таллиннского технологического университета. Сегодня Physics Cup — ежегодное дистанционное соревнование, которое организует Таллиннский технологический университет для школьников и студентов из разных стран.

Кубок ЛФИ принципиально отличается от Physics Cup. Это гораздо более высокий темп и другой стиль задач. Это видеоразборы, в которых рассказывается гораздо больше, чем было в самих задачах, и другая стилистика подсказок. И большая ставка на атмосферу Кубка.

Арина Кузнецова, студентка 2 курса МФТИ, член жюри Кубка: «Для участников Кубок стал принципиально новым опытом состязаний. Сложные задачи, для решения которых требуется немало времени, не очевидные подсказки, жесткие дедлайны. Вместе с тем атмосфера, которую мы создали на Кубке, позволила участникам пройти Кубок легко и получить массу положительных эмоций, которые разделяли организаторы, и которые радовали и поддерживали всех нас во время его проведения.»

Кубок ЛФИ был проведен уже два раза — в 2020 и 2021 году — и получился действительно стильным. Может сложиться впечатление, что его продумывали годами, а не делали на ходу. Постоянные пасхалки, стилистика сериалов (каждый новый тур — это новый эпизод, а каждый Кубок ЛФИ — это новый Сезон), ирония во всех ее проявлениях, шутки, анекдоты, мемы, понятные только участникам Кубка, ежедневные утренние и вечерние новости, забавные истории и конкурсы — каждый день участники и организаторы Кубка проживают вместе.

Филипп Поляков, золотой медалист Кубка, выпускник 11 класса СУНЦ МГУ, абитуриент ЛФИ МФТИ: «Про Кубок можно немало рассказать. Остановлюсь на главном. Во-первых, это действительно интересные задачи. Думаю, что даже самые крутые олимпиадники смогли получить много новых знаний во время Кубка. Спасибо за это составителям. Но вся суть Кубка, наверное, не в задачах, а в людях, которые здесь участвуют. Не помню и дня, чтобы в чате Кубка не происходили бурные обсуждения, причем на самые разные темы. Чего стоит только конкурс анекдотов (в котором я занял призовое место). Когда настолько много разносторонних личностей собираются в сообщество, получается что-то невероятное, невообразимое. Это и называется Кубок ЛФИ!»

Как появились Кубик и Чебурашка Вуду, и кто придумывает задачи

Большинство авторов задач для Кубка ЛФИ — это преподаватели кафедр МФТИ, Физтех-лицея им. П. Л. Капицы, сотрудники научных институтов и Лаборатории МФТИ по работе с одаренными детьми.

Леонид Колдунов, заместитель директора ЛФИ МФТИ, преподаватель кафедры общей физики МФТИ и руководитель команды Кубка ЛФИ, делится рецептом задач: «Хорошая задача должна чему-либо учить школьника или студента. Есть много задач, которые являются откровенно проходными, про них ничего, кроме решения, нельзя рассказать. Их можно использовать только для того, чтобы ребята набивали на них руку. Другое дело, если вокруг задачи можно построить долгий, интересный и содержательный разговор. Тогда это задача формата Кубка ЛФИ. Я бы выделил три типа таких задач. Первые построены на каком-то приеме из олимпиадной физики. Кубок ЛФИ — это же и про олимпиадное движение, и многие ребята или уже являются успешными олимпиадниками, или хотят к ним стремиться, поэтому такие задачи у нас были как в Первом, так и во Втором Сезонах. Второй вариант — это задачи, построенные на красивом физическом явлении или на его практическом применении. Обычно это задачи формата Международных олимпиад, когда в условии много пунктов, и школьник, решая ее, узнает красивое и новое для него явление. Например, в Первом Сезоне мы рассказали ребятам про явление бифуркации динамических систем и про внутридоплеровскую спектроскопию насыщения, во Втором они могли самостоятельно повторить опыт Рёмера, и т. д. Хотя есть примеры и коротких задач на интересный и малоизвестный теоретический факт, как это было в задаче Первого Сезона про Кубик. Третий тип заданий — это когда мы рассказываем ребятам про какой-то новый для них метод, который используется в науке. Например, в финале Второго Сезона была задача про матричную оптику, которая используется в науке при реальных исследованиях, и с этим методом нам удалось познакомить ребят.»

Среди задач Кубка есть такие, которые породили множество мемов и шуток как от жюри, так и от участников олимпиады, и сформировали Вселенную Кубка ЛФИ. В Первом Сезоне появилась задача про Кубик, которая настолько понравилась участникам, что ее герой — Кубик — остался и во Втором Сезоне, а Кубок ЛФИ был переименован в Кубик ЛФИ в телеграм-канале Кубка и в его гугл-классах на время решения новой задачи про Кубик.

Авторами некоторых задач стали студенты МФТИ и даже ребята, которые еще учатся в школе, но уже могут придумывать сложные и интересные задачи. Например, в Первом Сезоне задачу предложил будущий студент МФТИ и золотой медалист Международной олимпиады по физике Александр Зенькович, а во Втором Сезоне автором задачи стал школьник из Екатеринбурга Роман Сафонов.

Максим Еськин, студент 2 курса МФТИ, автор задач Кубка: «Сами участники тоже предлагают задачи, и был целый тур в Первом Сезоне, составленный только из задач участников. А в этом сезоне участник Роман Сафонов предложил задачу, которая вошла в основной тур Второго Сезона, хотя сам Рома еще ученик и, если я не ошибаюсь, кандидат в сборную России по физике. Можно с уверенностью говорить, что участники вовлечены не только решать задачи, но и составлять их. А некоторые участники Первого Сезона уже успели стать членами жюри — они вошли в команду организаторов Кубка, став студентами.»

Еще один пример задачи, формирующей Вселенную Кубка ЛФИ, — это задача про Чебурашку Вуду. Преподаватель кафедры теоретической физики МФТИ и старший научный сотрудник Института физических проблем РАН Лев Мельниковский придумал задачу про Чебурашку, который пытается сделать барабан, натягивая кожу на обруч. Задача сочетала в себе элементы гидростатики и оптики. Одной из подсказок к задаче стала альтернативная задача про ртутное зеркало Вуда (физик Роберт Вильямс Вуд, 1868–1955). Игра слов привела к появлению персонажа, ставшего одной из визитных карточек Кубка — Чебурашки Вуду. Рисунок Чебурашки Вуду придумал студент МФТИ Ринат Валиев, который нарисовал и оформил множество других элементов Вселенной Кубка ЛФИ.

Нумерация туров Кубка ЛФИ подчеркивает стилистику сериалов. Названия туров (эпизодов) напрямую связаны с содержанием задач, а все вместе они формируют законченную историю. Так, в Первом Сезоне названия эпизодов акцентируют внимание на трудной дороге, которую преодолевает участник: «Что хромает, то идет», «Внутренний стержень», «Для колебаний нет причин», «Все туманно», «Просветление». А во Втором Сезоне названия эпизодов составляют приключение с неожиданной развязкой: «Держи ухо востро», «Кубик в кубе», «Через тернии к звездам», «Привал», «Смена парадигмы».

Каждая задача начинается с эпиграфа — цитаты известного человека или персонажа от Станислава Ежи Леца и Конора Макгрегора до Гомера Симпсона и Шапокляк, или фразы из фильма, сериала, мультфильма от «Матрицы» и «Теории большого взрыва» до «Ежика в тумане».

Однако ни стилистика, ни креативные названия, ни цитаты и шутки не захватывают внимание и воображение участников так, как сами задачи и процесс их решения.

Александр Зенькович, студент 1 курса МФТИ, золотой медалист Международной олимпиады по физике 2020 года, автор задач Кубка: «Мне очень интересно, как задачи работают, как по-разному можно подходить к их решению. Иногда случайно попадаются какие-то идеи для задач, которые еще не были реализованы на олимпиадах. За олимпиадные годы у меня накопилось несколько таких идей. Почему бы не поделиться ими с участниками Кубка? А в прошлом году я сам был участником Кубка ЛФИ, и мне очень понравилось, задачи были действительно сильные, такие мало где встретишь. Они на Кубке идейные, реально приходится подумать, и это очень круто. Обычно на сложных олимпиадах по физике дают длинные задачи, над которыми думать, конечно, тоже надо. Но если задачи такого типа ты уже видел, то думать приходится не так много, и по большей части олимпиадные задачи требуют умения быстро решать. Кубок — огонь, советую всем попробовать!»

А как же традиционные олимпиады?

Кубок ЛФИ стал яркой демонстрацией принципиально иного подхода к вовлечению школьников в науку. Вместо 45 минут урока или 4 часов олимпиады школьник целую неделю изучает, размышляет и ищет решение. Он примеряет на себя роль научного исследователя, глубоко погруженного в проблему. А сообщество, которое составляют вместе организаторы и участники, создает среду, в которой решение задач — это увлекательная жизнь, дающая массу позитивных впечатлений.

Но как же традиционные олимпиады? Не станет ли Кубок с его игровым и веселым форматом препятствием в подготовке к жестким состязаниями, требующим серьезности и крайней сосредоточенности? Вовсе нет!

В мае 2021 года прошла Азиатская олимпиада по физике (APhO). Многим участникам Кубка ЛФИ из разных стран пришлось совмещать участие в Кубке и APhO. В июне завершилась Европейская олимпиада по физике (EuPhO), в которой участвовали 219 школьников из 46 стран. Среди медалистов EuPhO 10 участников Кубка ЛФИ из России, Казахстана, Азербайджана, Молдовы и Таджикистана. И на днях золотую медаль Международной олимпиады по физике (IPhO) получил обладатель Кубка ЛФИ!

Сайт Кубка ЛФИ: http://lpr-olimp.ru/

Сообщество организаторов в ВК: https://vk.com/4mipt

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда