{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Феномен повиновения: когда “человек разумный” становится неразумным (часть I)

Кадр из фильма "Эксперимент "повиновение" ("Obedience") 2012 г.

Мы привыкли считать современного человека - существом разумным и рациональным. На этой предпосылке, на этом ожидании рационального поведения построены все общественные отношения. И когда люди сталкиваются с теми или иными событиями, демонстрирующими одну из сторон истинной природы человека - это вызывает у них сильное и искреннее удивление, а иногда и шок.

По каким законам на самом деле живет современное общество, насколько человек отличен от других социальных животных, сможет ли искусственный интеллект когда-нибудь заменить человека - эти и другие вопросы социальной и эволюционной психологии мы рассмотрим в цикле материалов, посвященных анализу человека и его существования в обществе.

А начнем мы с одного из наиболее шокирующих явлений, каждое новое доказательство наличия которого добавляет ощутимую долю скептицизма в оценке безусловной разумности человека - явления повиновения. В качестве введения рассмотрим события, случившиеся 20 лет назад в одном из ресторанов города Маунт-Вашингтон, штат Кентукки, США.

Менеджеру ресторана, Донне Саммерс, поступил звонок. Звонивший представился полицейским, заявившим что кассир ее ресторана, Луиза Логборн подозревается в краже. Он приказал закрыть девушку в подсобке и обыскать. Потом приказал раздеть. Донна не могла долго находится с закрытой в подсобке сотрудницей и позвонила своему жениху Уолтеру Никсу, чтобы он приехал и помог ей присмотреть за Луизой. Когда Уолтер остался наедине с Луизой звонивший приказал ему снова раздеть ее, затем отшлепать якобы в качестве наказания, и в финале - принудить Луизу к оральному сексу.

Уолтер, после того как сделал всё, что ему приказал звонивший, отпросился у него домой. Вместо него Донна попросила посидеть с Луизой Томаса Симмса, слесаря магазина, передав ему телефон. Томас наотрез отказался выполнять какие-бы то ни было приказания звонившего, после чего уверил Донну, что настоящий полицеский не может приказывать делать такие вещи. Лишь после этого Донна позвонила в полицию и убедилась, что никто из офицеров с ней не связывался, и Луиза Огборн не подозревается ни в какой краже.

Это был последний из более чем 70 подобных инцидентов, произошедших в 30 штатах. И именно последний случай помог вычислить преступника. Им оказался Дэвид Стюарт, сотрудник частной компании-контрактора системы исполнения наказания США. Как всегда в подобных случаях, это был “примерный семьянин”, отец пятерых детей, тихий и незаметный. Правда, психически нестабильный, с “идеей-фикс” стать полицейским (при обыске у него нашли груды полицейских журналов, форму, более 20 заявлений на работу в систему полиции США)

Этот случай вызвал серьезный общественный резонанс. По нему сняты документальные фильмы, различные ток-шоу, а в 2012 году вышел и художественный фильм “Эксперимент “повиновение”(“Obedience”)

Общественность задавалась вопросом - как разумные люди, обычные сотрудники ресторанов могли издеваться над юными сотрудницами и посетительницами (ряд жертв были несовершеннолетними, самой младшей было 14 лет) повинуясь лишь голосу из телефонной трубки. Между тем, с точки зрения социальной психологии данные инциденты не выглядят чем-то необычным или неожиданным. Ведь современным социальным психологам известно - при определенных условиях люди могут превратиться в бездумные орудия. Одно из этих условий - наличие авторитета.

Именно авторитет якобы офицера полиции заставлял менеджеров бездумно повиноваться. Влияние авторитета и социальной роли доказали экспериментально Стэнли Милграм и Филипп Зимбардо. В эксперименте первого испытуемый был готов убить разрядом тока якобы подопытного, которого за неверные ответы “доктор” приказывал наказывать ударами тока. Во втором эксперименте, испытуемые были случайным образом были поделены на две группы - одни были “охранниками”, другие - “заключенными”. Через несколько дней “охранники” настолько вошли в роль, что стали издеваться над заключенными, “заключенные” же предпочитали в основном повиноваться, несмотря на то, что издевательства явно выходили за рамки любой “игры” или эксперимента.

Эти эксперименты доказали, что почти любой человек способен на бесчеловечность и жестокость, просто следуя приказам. К слову, мотивом Милграма провести это исследование был вопрос - как с виду нормальные разумные люди - граждане Германии 1930-1940-х, могли не только поддержать приход Гитлера к власти, но и активно участвовать в геноциде целых народов. Проведенный им эксперимент, наряду с экспериментом Зимбардо показал, что дело не в конкретных людях - их этнической или государственной принадлежности, а в людях вообще.

В следующем материале рассмотрим эволюционную природу явления повиновения, и каким образом использовать плюсы и минимизировать минусы этого противоречивого феномена в социальной жизни и бизнесе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда