{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Профессиональная деформация врача

Профессиональная личностная деформация – это процесс и результат влияния субъективных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определенного профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника. Такое изменение личности происходит под влиянием периодов или эпизодов стресса, однако не относится к стрессовым расстройствам, так как может не иметь выраженной клинической симптоматики.

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. В современной медицинской и психологической литературе описано достаточно много деструктивных феноменов, возникающих на работе или связанных с ней. Это синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде трудоголизма, моббинг (тревожное состояние, связанное с притеснением или преследованием на работе). Такие процессы становятся психологической почвой для развития различных психосоматических и невротических расстройств. Кроме вредных для здоровья последствий подобные состояния могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так и целых коллективов.

Высокие требования к врачам и регулярное психологическое давление со стороны пациентов, их родственников и руководства клиники остаются одними из основных факторов развития деструктивных расстройств личности медработников. Врачам необходимо не только проявлять эмоциональное участие в работе с каждым пациентом, но и постоянно соотносить свои действия с установленными стандартами, а также своевременно сдавать медицинскую отчетность. Выполнить все предъявляемые к медицинскому сотруднику требования удается не всем и не всегда, что приводит к повышению уровня тревожности, выгоранию и профессиональным личностным деформациям.

Кроме того, профессия врача относится к специальностям высшего типа, требующим от работника постоянного обучения, как в профессиональной, так и в личностной сферах. При этом, в отличие от развития квалификационных навыков, работе над собой зачастую уделяется минимум внимания. Психологические аспекты ежедневной деятельности врача редко входят в образовательную программу, хотя обучение правилам коммуникации, стрессоустойчивости и навыкам гигиены труда и отдыха остаются главными мерами профилактики профессиональных стрессовых расстройств и личностных деформаций.

Из-за отсутствия специальной подготовки врачам приходится самостоятельно искать способы снятия эмоционального напряжения. Сталкиваясь с неизбежными перегрузками в начале врачебной карьеры, молодые специалисты не всегда успешно адаптируются к разным аспектам работы. В результате у многих развиваются стойкие и трудно поддающиеся коррекции признаки профессиональной личностной деформации, зачастую вместе со ставшими хроническими симптомами стрессовых расстройств.

Решением проблемы могут стать корпоративные мероприятия по профилактике деструктивных состояний у медицинских сотрудников. Это касается обучения вопросам клинической психологии, профессиональной коммуникации, навыкам саморегуляции и своевременного эмоционального отреагирования, а также организации работы Балинтовских групп, успешно зарекомендовавших себя с точки зрения предупреждения синдрома выгорания. За счет внедрения специализированных образовательных программ, адекватного распределения рабочих нагрузок для сотрудников и обеспечения доступности для них психологической и психотерапевтической помощи руководство клиники сможет не только сохранить здоровье и эмоциональное равновесие сотрудников, но и повысить качество медицинских услуг для пациентов.

Постнов Виктор Викторович

доцент кафедры Психиатрии, наркологии и психотерапии Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, кандидат медицинских наук.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда