{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
WBHelp

Как развивалась экосистема вокруг маркетплейсов

Пандемия превратила онлайн-продажи в самый динамично растущий сегмент торговли. Что сейчас представляет из себя рынок маркетплейсов, с какими проблемами сталкивается поставщик, какими побочными сервисами обрастают маркетплейсы – обо всем этом читайте в обзоре.

Маркетплейсы в пандемию

Многие магазины, успешно развивающиеся в офлайне, с началом пандемии коронавируса и ограничительных мер были вынуждены обратить свой взор на электронную коммерцию. И здесь немаловажную роль сыграли, конечно, маркетплейсы. В течение 2020-2021 годов объемы продаж онлайн магазинов-агрегаторов выросли в разы. Например, в целом за первое полугодие 2021 г. оборот Wildberries увеличился на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составил 303 млрд руб. Ozon подорожал на 109% после IPO. Компания «Яндекс» в конце июля заявила о намерениях потратить $650 миллионов на развитие направления электронной коммерции, куда относится и «Яндекс.Маркет».

Рынок маркетплейсов будет активно расти. Конечно, вряд ли он будет это делать такими темпами, как в период острой фазы пандемии (2020-2021), но рост на 20-30% в год в ближайшее время практически неизбежен. Сейчас через онлайн-площадки проходит 27% от всего объёма электронной торговли. А электронная коммерция занимает 9% от всего ритейла. По росту объёмов продаж e-commerce Россия сейчас в лидерах: 34% за год. У Китая, например, этот показатель равен лишь 9%.

Рождение нового бизнеса

Развитие электронной торговли порождает также побочные сервисы и новые бизнес-направления, призванные упростить работу с онлайн-площадками. На рынке сейчас действует и успешно конкурирует друг с другом более двух десятков аналитических сервисов, которые позволяют изучить рынок, найти подходящую для успешного входа на маркетплейс нишу, а также структурировать данные по продажам товаров на маркетплейсе. Каждый из них работает по модели парсера, а некоторые добавляют алгоритмы, позволяющие прогнозировать динамику продаж. Рядовому поставщику зачастую довольно сложно разобраться с полученными данными, поэтому растет спрос и на специалистов-аналитиков, которые дают прогнозы по потенциальным продажам на маркетплейсе.

Развиваются офлайн сервисы, выступающие прослойкой между поставщиком и маркетплейсом (фулфилмент), которые помогают должным образом упаковать товар и обеспечить его доставку на склад.

Кроме того, конечно, востребованы сервисы полного цикла, которые могут закрыть все вопросы, связанные с продажами на маркетплейсах: от поиска товара для продажи до вывода магазина на первые строчки рейтинга в своей категории. Таких компаний пока немного, но стойкий интерес к нише говорит о том, что это направление будет также развиваться.

Почему самому не справиться?

Все чаще потенциальные предприниматели обращаются за помощью в размещении на маркетплейсах к компаниям полного цикла, которые проведут аналитику ниши, грамотно юридически сопроводят поставщика, упакуют продукт и окажут всю необходимую поддержку. Рынок становится все более конкурентным, и каждая ошибка отражается на объемах продаж товара.

По данным компании «Wbhelp», одной из первых по сопровождению маркетплейсов, 3 из 10 поставщиков отказываются от сотрудничества с онлайн торговыми площадками, так и не начав получать оттуда стабильный доход. На сегодняшний день запросы на услуги формируются следующим образом: 40% входящих заявок - это новые поставщики, 30% - это, те, кто совершил множество ошибок и им нужна помощь в работе с маркетплейсами, чтобы вывести магазин из кризиса, 20% приходят за продвижением магазина на маркетплейсе и 10% - это желающие перевести управление продажами на аутсорсинг.

Бизнес по сопровождению хоть и очень молодой, однако, там уже несколько раз сменились тренды. В 2020 году был сильный дефицит менеджеров, который привёл к тому, что каждая компания была вынуждена платить за позицию менеджера маркетплейса от 25000 руб. в регионах и до 70000 руб. в больших городах, а позиция эксперта на этом рынке оценивалась до 400 000 руб., то есть вспомогательную консультацию человека, уже работавшего с маркетплейсами, мог себе позволить не каждый.

К июлю 2021 года рынок уже стал перенасыщен менеджерами, человека теперь можно брать на работу без оплаты, на момент обучения. Сейчас условия по найму менеджеров стали более выгодными: стоимость ведения может быть как на условиях 2-5% от продаж, так и 5000 руб. в месяц.

К сожалению, ушли в прошлое и легкие заработки. Ещё в прошлом году было большое количество товаров, с которыми можно было без труда начать зарабатывать уже на 3-й месяц до 200 000 руб. оборота. К таким категориям относились товары для животных или спортивный инвентарь. На данный момент товары с резко растущим спросом стали единичны. Сейчас их число достигает около 3-5% в зависимости от категории. За счёт этого актуальность помощи сторонних специалистов по работе с маркетплейсом значительно возросла.

Сложности при выходе на маркетплейсы

Как бы сладко блогеры-предприниматели не рассказывали, что зайти на маркетплейсы легко, это далеко не так. Российские площадки находятся все еще в активной фазе развития и зачастую идут своим путем. Это значит, что ошибок и недоработок там еще очень много. Например, на одной из крупных площадок может пропасть поставка, существует добровольно-принудительное участие в акциях платформы. На другом маркетплейсе модерацией карточек занимаются люди, а не роботы, поэтому время проверки затягивается, и поставщик не сразу может вывести товар в продажу.

Все эти недоработки приводят к сбоям в работе. Иногда это забавные истории для читателя, но для поставщика – это потеря прибыли. Так, например, шубы одного клиента компании «Wbhelp» хранились вместе с рыбой, и все дорогостоящие изделия пропахли речной продукцией. Еще у одного клиента был случай, когда товар из стекла разбился, и его привозили покупателям в течение нескольких месяцев, пока не списали. Ну а клиенты неоднократно жаловались, что вместо носков привезли ботинки, а вместо блузки - спортивный костюм от другого поставщика. Помощь компаний-подрядчиков в работе с маркетплейсами позволит предотвратить большинство проблем связанных хранением, продажей и отгрузкой товара покупателю. Сопровождение позволит начинающим предпринимателям, а иногда и опытным офлайн торговцам не терять деньги.

***

Wbhelp - стремительно развивающаяся компания по заведению и сопровождению бизнесов на маркетплейсах.

Специалисты разных направлений осуществляют полное сопровождение: услуги от создания и оформления личного кабинета поставщика, заведению карточек товаров, аналитки до отгрузки и взаимодействия с покупателями посредством отзывов и вопросов. Более 2000 заказчиков из самых разных сфер торговли.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null