{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Конспект книги: «Краудсорсинг: Коллективный разум – будущее бизнеса»

Сегодня мы расскажем вам о еще одной книге из нашего списка для обязательного прочтения. Фанаты мозговых штурмов считают книгу Джеффа Хау настольной, ведь в ней ярко показаны примеры удачных проектов, построенных на базе краудсорсинга.

Что такое краудсорсинг?

Американские исследования 2005 года показали, что среди юных пользователей Интернета создателей контента больше, чем потребителей. Такие показатели связаны с низкой стоимостью инструментов производства контента. Зарождалась новая субкультура, по духу близкая к революционной.

Этому явлению автор книги дал понятие «краудсорсинг». Иными словами, это разделение определенных функций компании среди большого количества людей в форме открытого запроса. Низкая стоимость производства, избыток невостребованного таланта и творческого потенциала, а также развитие виртуальных сообществ энтузиастов-единомышленников привели к тому, что люди начали объединяться для выполнения узконаправленных задач.

Как правило, этими людьми двигало желание быть полезным и признанным внутри сообщества. Именно поэтому многие участники различных проектов работали на добровольной основе. Однако Хау уверяет, что те, кто в «толпе» видит дешевую рабочую силу, заведомо обречены на провал, ведь люди ощущают, когда их используют. А достижения добровольцев нередко превосходят работу крупных корпораций. Получается, что краудсорсинг – механизм, с помощью которого талант и знания находят применение там, где они востребованы.

Такие сообщества сложно строить и удерживать. Это требует от менеджеров поиска путей, отличных от стандартного бизнес-протокола. Взамен регулярной зарплаты людям необходимо чувствовать, что они являются собственниками своего контента.

Формы взаимодействия краудсорсинга с коллективным разумом:

1. Рынок прогнозов. Инвесторы покупают «информацию о будущем», связанную с ожидаемыми результатами (президентские выборы, премии «Оскара» и т.д.). Например, лучший аналитический срез в преддверии президентских выборов в США в 2008 году был получен благодаря диаграммам в Интернете, которые показали «стоимость» кандидатов на фьючерсном рынке Intrade. Если инвестор обладает конфиденциальной информацией, он будет вкладывать больше денег, чем если бы действовал только основываясь на интуиции. Google, Microsoft, Eli Lilly, Goldman Sachs и Deutsche Bank — все они используют рынок прогнозов для определения своих корпоративных стратегий.

2. Краудкастинг – решения конкретных проблем через общение в Сети. Крупные корпорации транслируют свою проблему в сообществе, которое может ее решить. Успешным примером использования краудкастинга служит InnoCentive – организация, которая позволяет публиковать вызовы для аудитории Сети на основе запроса фирмы. Люди, не связанные напрямую с той или иной компанией, могут решать ее проблемы. Клиентами InnoCentive являются Boeing, DuPont, Procter & Gamble и т.д.

3. «Столкновение идей». Сам термин зародился на конференции «Столкновение инноваций», которую в 2006 году провела компания IBM. Тогда в «самом большом в мире мозговом штурме» приняло участие 150 000 человек из 104 стран. Они предложили более 46 000 идей. Позднее компания объявила, что выделит $100 млн на 10 проектов, предложенных в ходе «столкновения идей». Тогда стало понятно, что Интернет делает краудсорсинг не просто возможным, но и эффективным.

4. Вынесение решений методом голосования. Способность «толпы» выступать в роли «фильтра» – неотъемлемая составляющая проектов, основанных на краудсорсинге (iStockphoto, YouTube, IdeaStorm и т.д.). Согласно закону Старджона, 90% контента – сущий мусор. А количество предложенных пользователями идей настолько велико, что отфильтровать их не под силу никому, кроме самих пользователей. Коллективными усилиями выбирается 10% отличного контента. Здесь работает правило интерактивных медиа — «правило 1:10:89». Из каждых ста человек на сайте 1 создает, 10 голосуют за то, что он создал, а остальные 89 являются пассивными потребителями созданного продукта. В статье про роли мы называли этот принцип «1:9:90».

Преимущества и недостатки краудсорсинга

Красной нитью идет мысль о том, что малая группа высококвалифицированных специалистов может показывать худшую производительность, нежели большое количество любителей.

Объясняется это тем, что люди с профильным образованием, как правило, составляют гомогенную группу. Многие получали знания из одним и тех же источников. Это влияет на мировоззрение людей и их отношение к способам решения проблем. Зачастую эти люди предлагают одинаковые методы принятия решений, что говорит о примитивности мышления. Тогда как представители «толпы» комбинируют знания из разных областей или внедряют что-то новое.

Краудсорсинг избавляет от категорий расы, происхождения, пола, возраста и квалификации. Важно лишь качество выполненной работы. Именно поэтому некоторые компании отбирают лучшие проекты без опоры на анкеты их авторов. Само понятие профессии превращается в артефакт индустриальной эпохи.

Однако вымирание профессий может привести к массовой безработице. Краудсорсинг ускоряет глобализацию труда, что приводит к нарушению экономических связей. Он также грозится однообразной культурой посредственности.

В чем суть книги?

Первая часть книги рассказывает о причинах возникновения краудсорсинга. Сюда автор относит увеличение доступности инструментов производства, распространение свободного программного обеспечения (ПО), возрождение дилетантизма – «ренессанса любительства», развитие виртуальных сообществ, организованных по интересам.

Именно развитие Сети позволяет нам разделить непосильную для одного человека задачу на небольшие осуществимые и увлекательные составляющие, за которые готовы браться любители.

В книге часто используется понятие профессиональных любителей («рro-аm») – компетентных и образованных людей, связанных между собой глобальной Сетью. Получается, что пропасть, которая ранее отделяла «специалистов» от остальной части населения, существенно сократилась.

Связано это и с тем, что экспоненциальный рост в сфере образования совпал с развитием нового механизма распространения знаний – Интернета. На рынке труда оказались разносторонне развитые люди, которые не смогли сполна реализовать себя на рабочем месте. Эта тенденция прослеживается и сегодня, когда студенты работают либо в смежных областях, либо вовсе находят работу не по своей основной специальности. Люди ищут работу, которая доставляет удовольствие. Даже если напрямую она не связана с их образованием.

Краудсорсинг одинаково беспристрастен как в отношении национальной принадлежности, так и профессиональной квалификации. Автор книги уверяет, что чем больше людей привлечены к проекту, тем виднее его недостатки, а значит, и способы их устранения.

Вторая часть книги описывает уровень востребованности краудсорсинга в настоящий момент. Автор приводит примеры использования новейшей медийной технологии: контента, создаваемого любителями (Converse Gallery, Ebbsfleet United, iStockphoto и т.д.). Сегодня краудсорсинг – огромный механизм по поиску талантов. Именно поэтому его часто применяют в формате конкурсов.

Еще в 1714 году, ввиду регулярной потери кораблей и торговых грузов, британский парламент предложил £20 000 любому, кто предложит надежный способ определения долготы на парусных судах. Удивительно было то, что решение было найдено не учеными того времени, а обычным столяром из Йоркшира, Джоном Гаррисоном. Опираясь на свои знания, молодой человек буквально создал первый рабочий хронограф. «Долготный» приз стал самым ранним из известных примеров краудсорсинга.

А в 1999 году Mathworks, компания по созданию лучших среди математиков и инженеров прикладных программ для технических вычислений, провела конкурс среди программистов. Однако условия соревнования отличались от стандартных.

Организаторы решили сделать конкурс открытым, разрешив конкурентам использовать коды других участников. Конкурсную работу каждого человека учитывали, оценивали и вывешивали на веб-сайте, где остальные участники могли подсмотреть решение своего конкурента, скопировать его, внести правки под своим именем.

Казалось бы, такое решение должно было породить волну негодования, ведь люди могли присвоить себе чужой труд, лишь слегка усовершенствовав его. Однако в этом и была задумка организаторов. Постоянная доработка своей и чужих работ гарантировала создание самого эффективного алгоритма. Конечной целью конкурса является не победа, а идеальное решение задачи – продукта коллективной работы.

Более современным (хотя и коммерчески направленным) примером служит сетевой ресурс компании Netflix Prize. В конце 2006 года компания пообещала $2 млн тому, кто сможет на 10 % повысить эффективность ее системы рекомендации. Конкурс вызвал ажиотаж в среде профессиональных статистиков, программистов и простых любителей. Казалось бы, огромная сумма для того времени. Но посмотрите, какой популярность сегодня пользуется Netflix.

Последняя часть книги посвящена будущему. А именно тому, как коллективный разум меняет подход к работе во всех сферах жизни. Вопреки стереотипам, «толпа» умеет фильтровать и организовывать информационный архив, а потому служит отличным помощником в глобальных проектах (NASA, P&G, «Википедия», KickStarter и т.д.).

Противоречивым моментом здесь является нежелание компании признаться в наличии тупиковой ситуации. Под влиянием традиционной корпоративной культуры фирмы не хотят публично распространяться о своих проблемах. Но без огласки невозможно привлечь людей, способных помочь. Отказ от «корпоративных анахронизмов» открывает больше возможностей перед компаниями.

Компании, думающие хотя бы на шаг вперед, стараются привлекать этот интеллектуальный капитал и как следствие меняют принятые подходы к процессу исследовательской работы и развития в целом.

К счастью, необходимость в коллективном разуме осознается и на федеральном уровне. Например, мы видим премии за медицинские или инженерные инновации. Действительно, представьте масштаб вовлеченности, если вся сеть подумает над решением кейса по созданию лекарства для лечения онокзаболеваний.

Немало внимания автор книги уделил финансовым вопросам. Хау говорит о принципе «коллективного кошелька», когда население само выбирает, в какие проекты стоит вложиться. Появляется «социальный банк», который влияет на области деятельности, далеко выходящие за рамки микрокредитования («Сонм ангелов», «Мой футбольный клуб», SellaBand и т.д.).

Заканчивается книга мыслью о том, что современные подростки не нуждаются в подобных книгах, так как уже отлично владеют всеми необходимыми для работы навыками. Однако есть основания полагать, что краудсорсинг в современном проявлении – лишь прелюдия к гораздо более глубоким преобразованиям.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда