{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое образовательные сообщества и почему их рынок будет расти?

Человек — существо коллективное, как личность и профессионал он формируется только в социуме. Поэтому неудивительно, что он все время нуждается в общении, в единомышленниках и в понимании. Объединяясь на основе общих интересов и целей, люди создают различные сообщества. Одним из наиболее динамично развивающихся трендов последнего времени среди них являются сообщества образовательные.

Кому и для чего нужны образовательные сообщества?

• Для компаний как эффективная и безбюджетная форма работы с командой.

• Для продуктов и технологий, которым надо обучить, прежде чем продать.

• Для образовательных проектов как улучшение продукта и увеличение среднего чека.

• Для сообществ как востребованная форма монетизации.

• Как форма lifelong learning для себя.

Слоган всех типов образовательных сообществ: «Переобучаться актуальному, чтобы выжить». Чтобы понять причины этого явления и дальнейшие тренды, нужно увидеть следующие явления.

Тренды, которые уже наступили

1. Сближение двух рынков: образования и развлечений

Скорость изменений настолько высокая, что рождается потребность находиться в непрерывном образовании – lifelong learning. Но с другой стороны, прикладные знания устаревают уже во время цикла подготовки образовательного продукта. Поэтому методологи начинают искать форматы, в которых опыт будет передаваться в моменте «из уст в уста» – это создает новые форматы peer-to-peer образования как единственно возможной формы актуального прикладного образования. Как показали последние события, которые изменили все вокруг, первым делом люди хотят узнать, как и что сделать у таких же, как они, а не выстраиваются в очередь за знаниями в классических форматах. Отсюда все больше растет потребление знаний и опыта в сообществах или переформатирование форм обучения в классические для сообществ peer-to-peer форматы.

Непрерывность образования, с одной стороны, причина для роста образовательного рынка, с другой стороны – это требует от компаний постоянного увеличения бюджета на обучение. А ни одна компания не строила финансовые планы на необходимости бесконечно обучать всех сотрудников в команде. Поэтому внутренние peer-to-peer форматы обучения, возникающие в сообществах внутри компании, являются отличным решением на этот вызов.

Сложность удерживать внимание участника программы ведет к тому, что образовательный продукт уже не может быть просто контентом с заданием. В нем должны быть встроены инструменты вовлечения. Сама сложность же заключается в том, что для развития образовательного проекта нужно осознать – мы находимся в рынке времени и внимания, в котором ведется непрекращающаяся борьба. Фактически конкуренция идет даже не с другими образовательными продуктами, а с платформами, которые отнимают внимание и время человека. При этом любой образовательный проект также должен отвоевать свое место у сна, развлечений и даже у холодильника.

Что это означает на практике? Нужно принять и освоить измененные форматы и каналы эффективного для реалий образовательного контента. Сегодня удержание участников программ должно быть таким же сильным, как у ВКонтакте, Telegram и других соцсетей. Важно увидеть, что образование конкурирует за внимание не с другими образовательными продуктами, а с соцсетями и развлекательными платформами. Поэтому образовательные продукты увеличивают доходимость и результаты по итогам курса с помощью инструментов вовлечения, которые используются в сообществах.

2. Одиночество

Растущий тренд одиночества, который влияет на эффективность людей и скорость их выгорания, приводит к тому, что роли, отвечающие за развитие команды, начинают искать решение для этой задачи. И часто совершенно верно находят его в том, чтобы формировать внутренние сообщества по интересам для удержания лояльности членов команды и положительного влияния на их эмоциональное состояние. Если сотрудник находит внутри компании людей, с которыми у него схожи интересы, то он ощущает себя «среди своих», не выгорает и с меньшей вероятностью захочет уйти. А определяются интересы и собираются чаще всего на фоне обучения, поэтому растет спрос на образовательные сообщества, которые позволяют не только обучиться вместе, но и поддерживать взаимосвязь после обучения

3. Недоверие

Набирающий обороты тренд недоверия, показатели которого растут с увеличением информационного шума, ведет к росту спроса на «спросить у своих, как есть на самом деле». Тем, кто занимается профессионально развитием людей, нужно искать инструменты усиления доверия в таких сообществах. А доверие на уровне нейронных связей в группе формируется во время совместного обучения. Отсюда вывод – хочешь увеличивать доверие в команде, формируй образовательное сообщество. Это касается не только внутренних сообществ, но и продуктов или технологий, которым нужно обучить, прежде чем продать.

Какие плюсы у сообщества вокруг образовательного продукта?

1. Вовлечение

Ставшая даже еще более важной в период экономического и информационного кризиса составная часть образования – вовлечение. Лучший способ обеспечить лояльность к компании – не рассказать, не доказать, не объяснить, а вовлечь. На практике это означает, что нужно давать внутри команды проявиться творческим и экспертным частям личности. Именно на этом растет вся индустрия авторства контента в социальных сетях. Давая возможность участнику команды учить, быть экспертом для других, мы удовлетворяем его важную эмоциональную потребность – получить признание. И таким образом добиваемся его приверженности команде. Больше всего мы ценим то, во что сами вложились. И ценим мы это гораздо больше, чем когда нам принесли на блюдце с голубой каемочкой.

2. Защита от воровства контента

Еще одна причина роста спроса на сообщество в образовательных проектах – защита от пиратства: часто бывает так, что контент масштабных курсов воруют. Однако сообщество помогает сделать так, чтобы не контент был основной ценностью образовательного продукта, а попадание в сообщество в условиях курса, это создаст дополнительную ценность. Поэтому во многих случаях люди покупают именно сообщество и единомышленников, а не контент.

3. Улучшение продукта

И бонусом наличия сообщества у образовательного проекта является то, что большинство сообществ являются частью продукта или его доработкой. То есть, само сообщество может дорабатывать продукт. Это возможность экспоненциального роста компании.

Суть сообщества

Часто мы видим, что сообществом называют не сообщество, а аудиторию или базу контактов. Наличие сообщества подразумевает Р2Р или С2С бизнес-модель, где ценность продукта создается за счет взаимодействия участников между собой.

Есть три основных причины объединения людей в сообщества:

  • ради обмена опытом и взаимовыручки;
  • обрести среду доверия;
  • совместное проживание эмоций.

Суть в том, что сообщество – это не сервис, а среда для получения этого сервиса участнику от участника.

Этапы создания сообщества

По технологии Community University, чтобы создать образовательное сообщество, нужно пройти три главных этапа:

1. определить бизнес-цель сообщества: для чего проекту сообщество, на какую главную метрику нужно работать;

2. описать целевую аудиторию сообщества и причину для общности этих людей;

3. создать архитектуру сообщества, выбрав основную базовую механику.

Архитектура сообщества

Архитектура сообщества — это совокупность трех основных сущностей:

  • форматы взаимодействия в сообществе;
  • роли;
  • ритм, в котором живет сообщество

1. Форматы

Существуют следующие форматы сообщества:

  • малые группы до 14 человек – работают на доверие: ужины, форум-группы;
  • группы от 75 до 150 человек – объединение ради обмена опытом: локальные события, мастер-классы, клубные дни;
  • группы от 300 человек и до стадионов – эмоции: фестивали, премии, слеты.

Если нет большого сообщества, но нужно добавить эмоции, то их можно достичь заменителями. Например, общими активными выездами.

2. Роли в сообществе

Люди идут в сообщество, чтобы проявляться, поэтому необходимо наделять их ролями. Чтобы дать человеку роль в сообществе, необходимо представить аватар участника сообщества. И понять, что этот аватар должен делать в сообществе, чтобы получить необходимые ему ценности.

Исходя из тех целевых действий, которые идеальный аватар должен делать в сообществе, определяем роли:

  • архитектор сообщества;
  • гении сообщества;
  • «языки» сообщества;
  • эмпаты;
  • идеологи;
  • амбассадоры.

Также существуют роли, которые должны быть в сообществе со стороны образовательных продуктов:

  • кураторы;
  • наставники;
  • менторы;
  • шерифы;
  • попечительский совет;
  • комитет по этике сообщества.

3. Ритм, в котором живет сообщество

Ритм, в котором живет сообщество, выстраивается в соответствии с выбранным форматом сообщества. Он зависит от места темы в жизни человека, регулируется либо более плотным вовлечением, либо менее плотным вовлечением: ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежегодный форматы.

Чтобы определить базовую механику, необходимо понять, по какой причине люди будут объединяться в сообщество.

Как управлять сообществом: основы комьюнити-менеджмента

Для того чтобы создать сообщество в рамках образовательного продукта, необходима команда, которая состоит из:

  • комьюнити-менеджера – его роль в образовательном сообществе: организатор-координатор, но архитектуру надо задать тому, кто разбирается в ней;
  • контент-мейкера;
  • менеджера по продукту.

Как не переусердствовать с контентом? Чтобы сообщество не превратилось в еще одну площадку для постинга контента, необходимо сделать так, чтобы участники сами генерировали пользовательский контент:

  • комментарии;
  • отзывы;
  • фото и видео с хештегами;
  • юмор.

Как не допустить ошибки и взять от сообщества лучшее

• Знать последовательность технологии сообщества: как собрать, развивать и масштабировать.

• Не создавать стратегию только вокруг эксперта.

• Приглашать не только внешних экспертов, а проявлять своих.

• Чередовать форматы.

• Не создавать слишком загруженный ритм.

• Давать участникам роли.

• Не допускать излишней формализации.

• Добровольный формат участия.

• Не создавать сложный клиентский путь для общения.

• Не быть консьерж-службой вместо сообщества, когда пытаемся первыми отвечать на вопросы участников, предоставлять сервис.

• Качественно упаковать сообщество.

• Не допускать сильной завязки на лидере — неверное определение роли лидера приводит к его выгоранию.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда