{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Необходимость в консалтинге: почему не стыдно обращаться за помощью

Главные факторы, который мешают бизнесу использовать консалтинговые услуги - страх и неготовность признать потребность в аутсорсинге. В этом заключается большая трудность в работе консалтинговых компаний - убедить клиента, что консалтинг - это не страшно. В связи с тяжелой обстановкой вокруг нового экономического кризиса, ситуация усугубляется, хотя должно быть все наоборот. В данной статье ответим на самые популярные страхи и расскажем, зачем нужно обращаться к консалтингу даже в условиях кризиса.

Нужен ли бизнесу консалтинг

Главный вопрос - когда бизнесу стоит обращаться к консалтингу?

Ответ очевиден - консультанты нужны тогда, когда в компании появляется необходимость в значительных изменениях бизнес-процессов, направленных на повышение эффективности (например, в прогнозировании спроса, построении системы лояльности, более эффективном управлении запасами и прочее).

Своеобразной базой, основой, здесь являются компетенции.

По сути, типичный бизнес состоит из компетенций:

  • которые связаны с ведением текущей деятельности;
  • требуемых для преобразований в бизнесе - это, например, новые продукты, услуги, проекты;
  • необходимых для существенных изменений бизнес-модели (innovated) - некий стартап внутри компании.

Достаточно часто в компаниях не хватает собственных ресурсов, чтобы произвести необходимые запланированные изменения. Это связано с тем, что бизнес, в основном своем, направлен на текущую деятельность, и это понятно: ни один руководитель не станет заранее набирать людей, готовых осуществлять изменения и обладающих сверхкомпетенциями - экономически это нецелесообразно. Также очень важен вопрос времени. Согласитесь, чтобы заниматься преобразованиями и одновременно текущей деятельностью, необходимы не только компетенции, и большое количество времени.

Также существенным вопросом является обращение к консалтингу во время кризиса, так как экономический спад приводит компании к естественной острой нехватке денег (в том числе вследствие их обесценивания), и многие руководители вынуждены прибегать к экономии.

Ответ на данную дилемму однозначен - обращаться к консалтингу в кризис не только можно, но и обязательно нужно. Каждая компания по-своему старается приспособиться к текущим условиям - одни экстренно сокращают издержки, другие - решаются на смену бизнес-концепции. Объединяет их одно - принять верное бизнес-решение в тяжелых условиях кризиса максимально трудно всем. В том числе поэтому обращение к консалтингу является выходом - проверенные методы, инструменты, готовые решения, глубокая экспертиза смогут помочь компаниям стабилизировать и оптимизировать бизнес-процессы и найти источники для последующего развития.

Где искать необходимые компетенции

Исходя из общепринятой практики ведения бизнеса, руководители пользуются двумя вариантами решения данной проблемы - ищут компетенции вовне или пытаются обучить своих сотрудников дополнительным навыкам. Работает ли это? Рассмотрим каждый из вариантов.

Первый популярный путь - попытаться нанять себе такого человека в штат. Главная проблема здесь состоит в том, что закрытие подобной вакансии обычно затягивается на очень долгое время, а специалисты дорого стоят на рынке труда. При этом, не стоит забывать, что фактически нанятый вами сотрудник может даже не показать никакого результата, однако затраты вашего бизнеса увеличатся, как минимум, в части фонда оплаты труда.

Обратной стороной данного процесса является заинтересованность высококвалифицированного специалиста - ваш бизнес должен заинтересовать его и удовлетворять необходимым требованиям, чтобы он согласился работать с вами, ведь он имеет актуальные и дорогие навыки по реализации изменений. Поэтому остается один вариант - искать такие компетенции в консалтинге.

Второй по распространенности путь - попытаться обучить своих сотрудников дополнительным компетенциям и навыкам. Почему это не работает?

Во-первых, это довольно долго.

Во-вторых, обучаться параллельно работе - очень сложно, надо выключаться на довольно долгий период времени.

В-третьих, пройдя обучение, специалист достигает только базового уровня, потому что оно более теоретизировано и основывается, зачастую, не на самых современных знаниях и опыте. Поэтому на практике обученный специалист, к сожалению, будет ошибаться и “набивать шишки”.

В-четвертых, время. Фактически специалист обучен и готов осваивать преобразования, но появилось ли у него дополнительное время параллельно основным обязанностям? Скорее всего, нет, и это большая проблема. Нужен человек с фокусом именно на реализацию необходимых изменений, что требует найма специалиста.

В-пятых, риски. Это один из самых неприятных моментов - вы можете обучить человека и выработать у него необходимые компетенции, но где гарантия, что он завтра не уволится? Ее нет и никогда не будет.

Консалтинг - это не стыдно

Потребность в изменениях - не единственная причина для привлечения консультантов. Консалтинг нужен и тогда, когда компания уже развивается, но может развиваться еще эффективнее, когда есть задатки для более грамотного и логического выстраивания бизнес-процессов.

Конечно, легче и удобнее работать с бизнесом, который для себя сформулировал потребность в консалтинге. Но огромное количество потребностей обычно так и остаются не закрытыми, потому что компаниям сложно признаться в нехватке времени и должной экспертизы - они пытаются сами тянуть бремя изменений. Опять же - не всегда компании выделяют средства на такую деятельность (а это требует определенных инвестиций, трат, закупок и прочее) - и это тоже существенная проблема.

Помимо компетенций и денег, есть еще один интересным момент - продажа проекта внутри компании. Часто бывает такое, что сотрудники пытаются совершить изменения и достичь первых результатов, предварительно не обозначив руководству. К сожалению, такая модель не работает - необходимого результата от такой деятельности не будет.

Также стоит сказать о еще одной важной особенности. Многие думают, что консалтинг - это прерогатива крупных компаний. На самом деле, нет. Аутсорсингом, так или иначе, пользуются все компании. Малый бизнес, например, все чаще отдает на аутсорсинг бухгалтерию - они признались, что проще и выгоднее привлечь бухгалтера со стороны, чем держать его в штате, - и в этом нет ничего стыдного и страшного.

Управляющий партнер и основатель Reshape Analytics Мансур Кадимов говорит: “Привлекать внешние компетенции - не стыдно. Мне близки слова успешного российского предпринимателя Михаила Фридмана о том, что, когда компания дозревает до того, чтобы привлекать внешние компетенции, она реально готова к качественному скачку. Наша компания Reshape Analytics как раз сейчас сама проходит данную стадию - мы начинаем активно использовать аутсорсинг не только в процессах бухгалтерии, но и привлекаем консультантов - как на подбор, так и для построения клиентского опыта. Пока это только первые шаги. Мы видим запросы со стороны наших клиентов и проводим определенную логическую работу с рекрутским агентством, то есть сотрудничаем в части привлечения грамотных аналитиков. Зачем это нам нужно? Это нужно для того, чтобы, в первую очередь, у наших клиентов вакансии аналитиков закрывались как можно быстрее. В дальнейших планах - консолидация и совместное продвижение”.

Почему взгляд со стороны полезнее?

Поговорим о преимуществах консалтинга. Самым очевидным является тот факт, что консалтинг дает тот продукт, который соответствует вашим требованиям и за который вы платите. В итоге - это ваше преимущество.

В чем конкретно это выражается?

1. Лояльная система оплаты. Среди консультантов все популярнее становится система с оплатой согласно экономическому результату. Иными словами, они готовы делать проекты по удобной для вас схеме. Это выгодно всем.

2. Фактический результат. Вы сформировали требования, задания, предложения и свое видение и платите консультанту именно за некие рекомендации, исследования и интеллектуальные продукты - то есть за факт реализации.

3. Ограничение по срокам. Консультантам максимально важно вовремя закрыть контракт, от этого зависит их авторитет и качество работы, поэтому они сделают все возможное, чтобы уложиться в обозначенные сроки.

Здесь важно еще то, что нанятые специалисты готовы приступить к работе в ту дату, которую обозначили, то есть не нужно ждать закрытия всех требуемых вакансий - для многих компаний это очень критично. Бывает такое, что вакансии висят на рынке труда месяцами, особенно в сфере аналитики.

4. Опыт. Консультант, как правило, имеет более глубокий разносторонний опыт, может поделиться практиками из других проектов, которые он реализовывал - взгляд со стороны очень важен.

Сейчас, в условиях кризиса, наиболее актуально и важно для всех компаний - сроки и реальный результат. На самом деле, если сопоставить бюджет, который вы потратите на найм команды и ее развитие, и те реальные сроки проекта, при котором ваша команда самостоятельно будет осуществлять преобразования (совершая при этом множество, возможно критичных, ошибок), - то у вас выйдет бюджет, скорее всего, больше, чем при привлечении консультантов.

Профессиональные консультанты точно знают, как правильно и лучше для вашего бизнеса - они помогут не только выявить проблемные места, но и наиболее эффективно оптимизировать бизнес-процессы.

Главное для вас найти компанию, которая может предложить вам лучшие практики, грамотные аналитические системы и возможности опытных специалистов. Ну и, конечно, не бояться консалтинга. Поверьте, лучше заранее быть максимально подготовленными к кризису.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда