{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Особенности управления репутацией на рынке недвижимости

В статье по пунктам описан "сухой остаток" управления репутацией. Подходит как для недвижки, так и любой компании, готовой инвестировать в долгосрочное развитие.

Особенности управления репутацией в недвижимости The Architect

Особенности отрасли

На рынке недвижимости есть три особенности:

  1. Высокая стоимость сделки. Покупка квартиры - самая дорогая сделка в жизни для подавляющего большинства населения. Более того, после покупки ещё порядка 8-10 лет уходит на выплату ипотеки.
  2. Сложность процесса покупки. Причем, сложность вызывает как процедура оформления недвижимости, особенно, если в ней участвуют несколько собственников, приобретаемая недвижимость находится в обременении, а в сделке участвует материнский капитал и различные соц.программы; так и сам процесс выбора недвижимости, т.к. надо учитывать огромное множество факторов: динамика цен в городе и в районе, характеристики дома, соседи, особенности района, инфраструктура, наполнение, ремонт, личные предпочтения покупателя и т.д.
  3. Низкая периодичность сделки. Как правило, за жизнь приходится покупать недвижимость 2-3 раза, и разница между сделками может составлять от 7 до 20 лет. За это время поменяются все регламенты и процессы оформления сделки, сменятся условия рынка, и знания, которые были актуальны 10 лет назад, сейчас не будут иметь никакой ценности. Поэтому обычному человеку нет потребности быть экспертом в этой области.

На выходе покупатель находится в очень противоречивой ситуации: с одной стороны, из-за высокой стоимости сделки, у него формируется высокая вовлеченность в процесс сделки, желание всё понимать, управлять, контролировать. С другой стороны, из-за низкой периодичности сделки, ему нет необходимости держать руку на пульсе в части рынка недвижимости, т.к. нет практической пользы от этих знаний каждый день. То есть покупатель вроде и хочет всё знать, понимать, управлять, т.к. цена сделки высокая, но не может. Поэтому у него появляется высокая потребность в эксперте, который скомпенсирует недостаток экспертизы в этих вопросах и возьмёт на себя ответственность за весь процесс сделки, начиная от выбора недвижимости, заканчивая оформлением и переездом. Задача эксперта - снизить тревожность клиента в процессе сделки, совершив её просто, выгодно и безопасно для клиента.

Но тут возникает проблема, она же четвертая особенность рынка недвижимости, — это отрицательный имидж риэлторской отрасли, который сформировался в 90-х. Тогда риэлторов считали мошенниками, которые мыслят и действуют лишь в своих интересах и нисколько не заботятся о безопасности клиента. Риэлторский рынок в то время, как и все рынки в России, лишь начинал формироваться. С тех пор много чего изменилось, пришли новые “игроки”, рынок стал значительно более цивилизованным, и как результат - клиенты начинают всё больше доверять сделку профессионалам. Это легко доказать на цифрах: доля сделок в России, которые совершаются при помощи риэлторов, с 2011-го года по 2019-й выросла с 37% до 74%. Но прежняя репутация “черных” риэлторов сохранилась и по сей день. И для коммерческого успеха предприятия, необходимо выстраивать репутацию бренда, ключевыми характеристиками которого будут: надежность и безопасность, скорость и простота, выгодность для клиента.

Пять организационных составляющих управления имиджем и репутацией бренда в недвижимости

1. Стратегия, цели и метрики

Для начала, нужна стратегия. А для этого нужно видеть свой бренд в будущем и глубоко представлять, каким именно имиджем и репутацией вы хотите наградить свой бренд в глазах потребителя, сотрудников и партнёров. Это очень долгосрочная инвестиционная работа над формированием того бренда, который вам нужен. Чтобы понять характеристики бренда, нужно глубоко понимать основную ценность, которую вы формируете для клиента, а она основана на глубинных потребностях клиента. Например, в компании “Этажи”, когда я управлял их маркетингом, мы формулировали ключевую задачу и миссию бренда так - “сделать операции с недвижимостью простыми, выгодными и безопасными”. Соответственно, все решения, продукт, процессы, метрики, позиционирование, PR и пр. исходили из этой задачи.

Вторым этапом необходимо сформировать ключевые метрики, по которым вы сможете отслеживать динамику работы над брендом и репутацией. Какие верхнеуровневые метрики можно замерять:

  • Узнаваемость бренда: спонтанная и наведенная. Чем больше клиенты знают бренд, тем выше его субъективная оценка надежности и безопасности бренда. Тем выше субъективная оценка качества продуктов бренда. Помимо этого, узнаваемость бренда влияет на целый ряд бизнес-показателей: рост обращений, рост брендового трафика, снижение стоимости обращения (следствие снижения барьера восприятия рекламы), рост конверсии из обращения в покупку (бренду можно больше “простить”), рост ценообразования (капитал бренда), рост HR-привлекательности, и как следствие, приток и удержание сильных и ценных кадров, рост нематериальной мотивации кадров. Поэтому для крупных брендов инвестиции в бренд являются очень серьезным активом и существенной долей в бюджетах компании.
  • Узнаваемость ключевых торговых преимуществ. Чем больше их знают, тем легче клиенту ответить на вопрос “чем они лучше остальных? почему я должен обратиться к ним?” И если эти торговые преимущества создаются в соответствии с ценностным предложением (простота, выгода и безопасность), то знание об этих преимуществах влияет и на отношение к бренду.
  • NPS (Net Promoter Score): насколько люди готовы рекомендовать вашу компанию. Это очень комплексный показатель эффективности всех процессов организации, начиная от содержания продукта, заканчивая уровнем сервиса и клиентоориентированности, и даже качеством работы с отзывами, жалобами, качеством работы PR-службы.
  • CSI (Customer satisfaction index) — индекс удовлетворенности клиентов. Благодаря этому показателю можно точечно отслеживать качество каждого отдельно взятого процесса организации глазами клиента, и оперативно внедрять изменения.
  • Отзывы на “отзовиках”. Тут важно три показателя: 1) количество отзывов: это формирует восприятие “много клиентов, не первый день работают = безопасно”; 2) средний балл: в услугах идеально в диапазоне 4,4-4,8, т.к. больше - не вызывает доверия, меньше - желания; 3) скорость ответа на отзывы: это формирует восприятие “клиент для них важен, работают на лояльность, серьезная компания с отлаженными процессами = безопасная и надежная, профессионалы = получу ожидаемый результат”.
  • Скорость решения проблемы клиента. Должна составлять не более 24 часов с момента обращения, с обязательным замером CSI после закрытия обращения.
  • Все показатели Контакт-центра: скорость ответа, % пропущенных, конверсия, чек-лист консультирования и пр.
  • Все показатели PR-службы: охваты, число просмотров материалов, число подписчиков, стоимость просмотров и пр.

Дальше необходимо поставить цели по каждой метрике и добиваться совершенства в каждом процессе для роста показателей.

2. Работа с продуктом

Без продукта очень сложно формировать репутацию. А если продукт и то, что мы о нем говорим - разные вещи - то это и вовсе может обернуться трагедией для бизнеса.

Здесь наибольшая ценность в исследованиях и проектной работе: нужно постоянно анализировать клиента различными способами, искать неудовлетворенные потребности и/или ниши для создания факторов выгод для клиента, и запускать процесс изменений.

Список недорогих исследований, которые может производить любая компания:

  • Анализ скоростей каждого этапа сделки и процесса производства услуги/товара
  • Анализ качества консультирования менеджерами, контакт-центром
  • Глубинный анализ потребностей клиента через интервью
  • Анализ удовлетворенности каждым этапом (CSI, см. выше)
  • Анализ отказников по причинам отказа
  • Анализ после сделки “что понравилось, что можно улучшить”
  • Анализ содержания отзывов
  • Гембы вместе с менеджерами по продажам
  • Гембы вместе с производственным отделом и т.д.

Дальше проводятся мозговые штурмы, где на выходе формируется программа изменений, которая включает в себя список быстрых изменений и 3-4 долгосрочных проекта. Изменениями могут служить как новый регламент, обязательный к исполнению (например, клиентам надо отправить подборку в течение 30 минут, а не “как получится”), так и новый продукт (например, финансовая ответственность, электронная регистрация, новый сервис на сайте или мобильное приложение), и даже инвестиции в информационные технологии (ERP, CRM). У каждого процесса или продукта появляется своя система метрик, которой впоследствии также необходимо управлять.

3. Работа с командой: обучение и мотивация

Без сильной, обученной и мотивированной команды не добиться ни качественных продуктов, ни процессов, ни клиентоориентированности и сервиса.

Обучение. Сотрудник может не выполнять какие-то стандарты и регламенты лишь потому, что он искренне не знает как это делать. Поэтому желательно внедрить три типа обучений, касающихся клиентоориентированности:

  • Обучение новичков: совокупность программ, направленных на ввод в должность, в которых есть минимальный набор по клиентоориентированности.
  • Обучение новым стандартам: как только появляется новый стандарт или регламент, надо сначала обучить сотрудников ему, дать возможность поучиться “в полях”, а потом внедрять мотивационные механизмы на исполнение стандарта.
  • Регулярные поддерживающие обучения основного состава, задача которых - актуализировать знания и навыки, необходимые для оказания высокого качества сервиса.

Мотивация. Нацеливать мотивацию можно и нужно на все перечисленные нами цели и метрики. Это не гарантирует, но кратно повышает рост показателей. Здесь есть три типа мотивации:

  • Регулярная мотивация, которая отражает должностную инструкцию и по ней рассчитывается основная зарплата сотрудника. Здесь могут быть основные критичные метрики, такие как скорость ответа, качество консультирования, и другие в рамках основных регламентов компании.
  • Бонусная мотивация, направленная на рост вовлеченности. Здесь могут быть годовые, квартальные и проектные бонусы за рост определенного показателя: рост узнаваемости бренда, рост NPS и т.д.
  • Конкурсная мотивация, которая носит необязательный характер. Например, собери как можно больше положительных отзывов, первая “тройка” получит 25, 15 и 10 тыс.рублей соответственно.

Также можно мотивировать клиентов. Очень эффективной для нас была следующая схема: если клиент оставил положительный отзыв по конкретному специалисту, то этот специалист за счёт компании может сделать подарок клиенту из числа фирменной сувенирной продукции. Все в плюсе: клиент получил подарок, сотрудник получил лояльного клиента за счёт компании, компания получила бонус в копилку репутации, лояльного клиента и сотрудника.

4. Внутренний PR

Пожалуй, самый недооцененный процесс в любой организации. За счёт внутреннего PR можно решать огромное множество тактических и стратегических задач, но этим пока мало кто занимается на системном уровне.

Что касается управления репутацией и клиентоориентированностью, то тут внутренний PR является краеугольным камнем всей стратегии. Что важно внедрить:

  • Культ клиента. Во всех повестках, стратег.сессиях, отчётах, общих собрания и пр. Это должен быть некий смысл, пронизывающий всю организацию на уровне мыслей и действий. Если клиенту что-то надо, то любой сотрудник должен встать и решить его проблему. Если обсуждаются какие-то организационные изменения, то на них всегда надо сначала посмотреть глазами клиента и только потом внедрять. Это служит проверочным действием к тому, внедрять процесс или нет в принципе.
  • Приверженность руководства. Руководитель и всё руководство должны стать главными амбассадорами клиента, главными инициаторами и распространителями “культа клиента”. Иначе сотрудники быстро считают, что процессы и регламенты носят формальный характер, а мотивация на исполнение только у полевого персонала. А это формальное отношение быстро почувствуют и клиенты.
  • Нематериальная мотивация. Здесь важно систематически создавать прецеденты поощрения проявления клиентоориентированности и искоренения обратного поведения: публичные рейтинги по CSI и отзывам, конкурсы, благодарственные письма от руководства, публичные поощрения идей, направленных на развитие и улучшение клиентского опыта, обратная связь, ачивки “самый клиентоориентированный специалист” и пр. При этом постоянно актуализировать, почему это важно для клиента, компании и каждого сотрудника.
  • Комитет по этике. На нём можно также публично разбирать все прецеденты проявления непрофессионализма и неклиентоориентированности.

Задача внутреннего PR - сформировать у сотрудников правильную систему координат, что такое “хорошо,” а что такое “плохо”. Потом клиентоориентированность становится частью корпоративной культуры.

5. Внешний PR

К внешнему PR можно приступать только после прохождения всех организационных изменений, описанных выше.

К внешнему PR можно приступать только после прохождения всех организационных изменений, описанных выше.

Чтобы полноценно рассказать про управление PR, потребуется отдельная книга, и не одна. Ниже представлю краткий перечень того, что надо включить в программу внешнего PR:

  • Разработка коммуникационной стратегии
  • Работа с отзывами
  • Работа с претензиями
  • Точки контакта, физические свидетельства, в т.ч. качество офиса
  • Внутренние эксперты на внешних площадках
  • Классический PR: сюжеты на ТВ и радио, статьи, аналитические обзоры
  • Пресс-ланчи, круглые столы
  • Инфлюенс-маркетинг
  • Контент-маркетинг в социальных сетях
  • Кобрендинг с сильными брендами, внушающими доверие и безопасность
  • GR

Если вы сами не формируете имидж и репутацию своего бренда, то, как минимум, вы получаете репутацию отрасли, как максимум - вашу репутацию создадут за вас клиенты. А рано или поздно, вы станете тем, что думают о вас ваши клиенты.

В заключении важно помнить

В современном мире неважно, на каком рынке ты работаешь - производство, ритейл, услуги, - все компании работают на рынке услуг. И компании, предоставляя товары и услуги, конкурируют не внутри своей отрасли (например, продажа недвижимости), а на рынке услуг как таковом. Драйверами роста качества услуг, которые формируют ожидания потребителей, могут и являются международные и сетевые компании, отели, банки, и пр. Поэтому весь рынок услуг развивается вне зависимости от того, как развивается конкуренция и сервис внутри локальной отрасли. И это формирует у клиента определенные ожидания и представления о том, какую услугу он получит, обращаясь в любую организацию, а не только к вам. Поэтому для выживания и развития организации необходимо научиться соответствовать и предопределять эти ожидания.

0
4 комментария
Rita Volodina

Очень полезная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Мишаня Савельев

Интересно, что опыт недвижимости можно смело экстраполировать на другие бизнесы. Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Зайцев

Комитет по Этике интересный инструмент

Ответить
Развернуть ветку
Aurum Realty

Репутация действительно все, а в данной нише и подавно. Полезно было вспомнить о понятиях вроде NPS, CSI, а также о том, как важно уметь смотреть на все глазами клиента. Спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда