{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как сделать собственный проект и перейти из найма в свободное плавание?

Вначале немного расскажу о себе. Моя специализация — продакт-менеджмент, и я больше 10 лет проработал топ-менеджером в «Яндексе», «Сбере» и «Тинькофф». Последний год занимаюсь двумя своими проектами, где я сооснователь — это школа ИТ-специалистов Productstar, маркетплейс запчастей Parts Auto, а также мобильное приложение для разбора автомобилей на запчасти Expert Parts Auto. Помимо этого, я помогаю советами многим крутым командам. У меня есть канал в Телеграм, где я пишу интересные кейсы и советы по продакт-менеджменту, подписывайтесь

Отчего мне не сиделось в кресле топ-менеджера, и я решил заняться своими проектами? Как перейти из найма в собственный бизнес? Мне часто задают такие вопросы. Почему бы не поделиться опытом, подумал я, и написал этот текст.

Сразу оговорюсь, что я не рассматриваю карьеру и собственные проекты как взаимоисключающие активности. Можно строить карьеру и параллельно запускать свои пет-проджекты. Также можно сделать что-то свое, а потом снова продолжить карьеру, и наоборот. Такие переходы дают разноплановый опыт, помогают сочетать экспертизу и высокий уровень внутренней мотивации.

Стеклянный потолок

Один мой знакомый сказал, что свой бизнес не для него, так как нравится получать зп два раза в месяц на карточку. Разделяю эту точку зрения, однако есть и минусы. Один из них - “стеклянный потолок” роста. Это когда ты работаешь долгое время на одном уровне иерархии и ЗП, и как бы ты ни старался, у тебя не получается вырасти. Я видел много таких людей в соседних подразделениях, работая по найму. Однажды я понял, что достиг потолка, и кажется даже, его ощущал физически. Это создавало у меня внутри чувство обиды и фрустрацию. Я видел как соседние люди растут очень легко, и уже совсем отчаялся, думал, что я менее талантлив, чем они. Но потом неожиданно появился новый проект внутри той же компании, и благодаря нему я вырос сразу на два уровня. Также я решал проблему “потолка” переходом в другие компании на более высокие позиции. Однажды я заметил, что предложений о работе много, но интересные мне позиции появляются редко, и такие переходы больше зависят от удачи, чем от моих усилий и профессионального уровня. Я осознаю, что те переходы и тот рост, которые у меня получились, тоже во многом обусловлены везением, хотя я и молодец, что оправдал доверие работодателей своим профессионализмом и результатами. Многим хорошим людям не так везет, и они годами сидят на одной позиции в ожидании роста, занимаясь работой, которую уже переросли в профессиональном плане, либо растут очень медленно.

Со временем я осознал, что мои компетенции очень широкие, я могу решать управленческие, продуктовые и бизнес задачи любого уровня сложности. Защищаю инвестиции, собираю команду, запускаю продукт, настраиваю монетизацию, масштабирую бизнес, вытаскиваю большие команды из кризисных ситуаций. Я задумался, если я строю продукты и бизнесы для других людей, почему бы не делать то же самое для себя?

Истории успеха помогают?

Я с 2005 года читаю книги успешных предпринимателей. Мне кажется, я прочитал их все. В какой-то момент у меня появилась возможность не только читать, но и общаться с известными предпринимателями по рабочим моментам, и конечно, я интересовался, как они добились успеха, чтобы узнать секретный ингредиент, о котором не пишут в книгах. Но никакой волшебной кнопки мне найти не удалось.

Есть предприниматели вроде Тинькова или Воложа, кто построил огромные компании с нуля. Они вдохновляют, но многим людям кажутся какими-то нереальными. Про их успех всегда можно сказать, что до такого уровня дорастают единицы, и шансы слишком малы, чтобы реально в это верить.

В то же время есть обычные ребята, кто работал рядом, а потом поменял свою жизнь в корне. Например, мой знакомый дизайнер был уволен из корпорации, что подтолкнуло его создать свою компанию. И эта корпорация закупает у него же как у подрядчика на миллионы рублей ежемесячно. Еще один мой знакомый был продакт-менеджером в банке, потом ушел в стартап, а потом сделал крупную ферму по выращиванию авокадо в Турции. Такие истории вдохновляют. Почему я тоже так не могу сделать?

Зачем все эти трудности, если можно просто купить недвижимость или инвестировать на фондовом рынке?

Представьте, что вы получили годовой бонус 1 млн рублей. Что сделаете с деньгами?

95% людей купят машину или вложатся в ипотеку. Знаю многих людей, кто уже владеет хорошими долями в перспективных стартапах, но предпочитает не вкладывать излишки денег в рост бизнеса, а покупать вещи. Соблазн повысить свое качество жизни здесь и сейчас очень велик.

Хорошо, допустим у вас уже есть две квартиры и две машины, и вы снова получили годовой бонус 1 млн рублей.

Большинство купит валюту, либо вложит деньги в недвижимость или фондовый рынок. Эти инструменты наиболее популярны и рекомендуются специалистами по инвестициям как наиболее безопасные. Я их все протестировал, и в лучшем случае получил прибыль ноль. Кстати недавно еще и налоги прилетели за акции, на которых я ничего не заработал.

Остается вариант открыть бизнес. Этот путь сложный и непонятный. С другой стороны, книжки по инвестициям советуют вкладывать в то, что хорошо знаешь. А я лучше всего знаю, как делать онлайн-продукты.

Если работаешь айтишником, то какой собственный проект можно запустить?

Много приходят за советами по идеям стартапов, которые “на хайпе”. Например, авто по подписке. Не стоит обращать внимания на хайп, и слепо копировать такие идеи. Как правило, продукты, которые хорошо себя чувствуют в финансовом плане, не привлекают так много внимания. Обращайте внимание не на рыночную оценку и поднятые раунды, а на показатель прибыли. Следите за новыми нишами, которые возникают в результате технологических и рыночных сдвигов, посмотрите на B2B и подписочные продукты. Я бы советовал брать идеи, которые вы сможете легко протестировать, не вкладывая больших денег на старте и с самого начала думать про юнит-экономику.

Как оценить шансы на успех?

Идей в воздухе витает много, но действительно хорошую придумать не так просто. На это могут уйти месяцы и годы. Когда мне приходит новая идея, я обычно делюсь ей с женой. Если жене идея тоже кажется хорошей, то можно рассказать друзьям и коллегам. Если все говорят, что идея классная, то можно сделать прототип продукта и показывать его пользователям. Если они оценили, то идти к потенциальным участникам команды и инвесторам. Обычно говорят, что из 10 стартапов выстреливает 1. Когда я начинал, то внутренне рассчитывал на такую конверсию, и думал, что буду запускать проекты, пока какой-нибудь не выстрелит. Но на моем опыте из 2 собственных продуктов, которые я стартовал, оба превратились в живые компании и отлично растут.

Идея для стартапа:

1) Устроиться в Google

2) Сделать приложение, которое будет хрипеть, сопеть и не делать ничего полезного

3) Назвать его Google Mops

Какие навыки нужно прокачать, чтобы подготовиться к своему проекту?

Из очевидных: нужно иметь много знакомых, чтобы находить сотрудников, инвесторов и партнеров.

Из неочевидных: работа с воронкой привлечения, финансовые модели, презентации.

Я очень жалею, что не умею программировать. Но сейчас много zero-code решений. Например, недавно собрал партнерскую программу “Приведи друга” на Wordpress за пару дней.

Как кормить семью, пока делаешь стартап?

Универсального ответа здесь нет. Финансовой стабильности на начальном этапе не будет. Я бы советовал следующее:

  • Начинайте с пет-проджектов, которые можно делать параллельно с основной работой. Вы можете тратить по часу в день, чтобы делать что-то свое. Главное здесь - порядочно относиться к основному работодателю. Бывает такое, что человек на основной работе расслабляется и начинает где-то пропадать. Такое никто не будет терпеть. Также не стоит слишком выпячивать свои пет-проджекты. Бывает, что у компаний, на это аллергия. Возможно у вас получится дорастить пет-проджект до готового продукта и какой-то небольшой выручки, и смысл перехода в этом случае сведется к дальнейшему масштабированию, а не к запуску с нуля. Поясню, что я имею ввиду. Обычно от идеи до первых продаж проходит 1-2 года. А от идеи до момента, когда вы сможете сами себе платить адекватную зарплату - 4-5 лет. На любом из этапов может что-то не получаться или получаться не сразу, это нормально, как и в любом сложном деле.
  • Создайте финансовую подушку. Как я уже упомянул, вам нужны деньги на жизнь как минимум на 1-2 года, и это если вы переходите в уже работающий продукт, с выручкой. На запуск с нуля запасайте денег на 3-4 года.

Сколько нужно денег для старта?

С внешними инвестициями всегда очень сложно, и на старте я бы про них советовал не думать. Задача - в рамках имеющегося бюджета сделать что-то, что можно будет начать продавать, и на вырученные от продаж деньги развиваться. Есть такой термин бутстрэппинг. Буквально - подтягивание за ремешки обуви. Работая по найму, мы делаем задачи по бизнес-процессу, в лоб. Надо лендинг - идем заказывать дизайн в отделе дизайна, не задумываясь, что разработка лендинга нам обойдется в месяц времени и 500 тыс рублей. Работая на себя, у нас нет лишних денег, поэтому идем в тильду и делаем лендинг за полчаса своими руками. Так и со всем остальным. Бывает, что все-таки без затрат не обойтись. Например, я не умею делать качественный дизайн и мобильные приложения. Эти работы приходится заказывать. Если мало денег - можно попросить знакомых сделать подешевле. Если денег совсем нет, можно предложить долю в проекте в обмен на помощь. Таким образом, вы можете запустить продукт и начать его продавать в рамках любого начального капитала, хоть за 0 рублей, хоть за 200 тыс руб, хоть за 1 млн рублей. Все зависит от того, какой суммой вы располагаете и готовы рискнуть, чтобы проверить вашу идею.

Как собрать команду в несуществующий проект?

Если вы когда-нибудь нанимали людей, работая в крупной компании, это здорово, но найм в стартап происходит совершенно иначе. Что в первую очередь интересует большинство людей, когда они ищут работу? Доход и его стабильность. Это как раз то, чего нет в стартапе. Известный бренд, чтобы получить респекты друзей. Этого тоже нет в стартапе. Развитая культура, которая позволит прокачать профессиональные навыки. Этого тоже нет. Есть только идея. Поэтому вы сможете привлечь только тех людей, кто поверит в вас и вашу идею. По сути вы ищете не сотрудников, а единомышленников и партнеров.

Выводы

Не хочу рисовать воздушные замки. Переход из найма в свободное плавание - это непросто. Нужна поддержка семьи, хорошая финансовая подушка, и запас мотивации. Моя цель - дать объективную картину, чтобы каждый сам принял для себя решение, а не убеждать всех в каком-либо пути.

Но я уверен, что активная жизненная позиция - это правильно. Делать свои проекты можно на любом этапе профессионального развития. В начале они могут наполнять CV, в котором пока ничего нет, и помогать устроиться на оплачиваемую работу. В середине - стать отдушиной, которая поможет расширить кругозор и переключиться с рабочей рутины. На синьор уровнях - дать новые возможности и перспективы.

У меня есть канал в Телеграм, где я пишу интересные кейсы и советы по продакт-менеджменту, подписывайтесь

0
3 комментария
EDM Project

Сделать проект, как думается, не проблема, а решаемая задача. Проблема в том, чтобы найти клиентов или потребителей: в статье не увидел как это сделать. А хотелось бы узнать. У вас есть опыт в этом вопросе? Реклама стоит очень дорого, оплата за клик - миллионные бюджеты нужны при низком ROI от нее. За то, чтобы статья на VC показывалась людям тоже надо платить.
Даже о бесплатном решении вроде нашего аналога JIRA похоже очень мало кто знает. А средств продвигать бесплатный софт особо нет. Может что посоветуете?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Abramov
Автор

Посмотрел продукт, интересный. Думаю, такие решения продаются через технологический PR, контент-маркетинг, прямые продажи.

Есть несколько интересных кейсов роста B2B продуктов в голове, напишу про них отдельный пост.

Ответить
Развернуть ветку
Диана Полякова

вы как раз вовремя)

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда