Как сделать так, чтобы в России появлялись частные прорывные разработки в области авиации и космоса

Автор: Гуськов Сергей Александрович

На протяжении многих лет я пристально слежу за тем, как развиваются различные проекты в области авиации в мире. Это мне интересно, и с предпринимательской и с производственной точки зрения.

Думаю многие сталкивались с тем, что для того, чтобы превратить в реальность свою мечту по открытию бизнеса, где нет никаких технологических рисков: будь это ресторан или производство бутилированной воды - все равно требуется пройти ни один "круг ада".

Главный вопрос крутится, как правило вокруг привлечения финансирования — будь это банковский кредит или соинвестор. При этом, один из ключевых вопросов, который задаст и банк и соинвестор — это обеспечение. Что именно предприниматель готов предоставить в залог?

И, хотя в последнее время постепенно появляются инструменты, которые могут помочь малому бизнесу вырасти- все же это не то, что позволяет делать по-настоящему новое и прорывное, ведь вряд ли получится объяснить в банке, что тебе вчерашнему студенту пришла мысль, которая может радикально изменить мир, как в свое время телефон или аэроплан. А ведь это именно то, что произошло с компанией Lilium (https://lilium.com/), которая развивает совершенно новый класс воздушного транспорта — малые электрические летательные аппараты вертикального взлета.

А началось все с обычной студенческой мечты основателя компании Дэниела Виганда, который посмотрев материал об американском конвертоплане Белл В-22 Оспрей (https://www.bellflight.com/products/bell-boeing-v-22) , решил построить такой же аппарат, но для гражданского использования и на новой технологической базе.

В рамках проекта Lilium создаются летательные аппараты , которые вместо традиционных двигателей используют 36 электрических миктротурбин, что делает их существенно тише и экологичнее, что позволит их применять в качестве эффективного и комфортного пригородного транспорта для широкого круга потребителей, а не только для суровых спецназовцев.

Основное предполагаемое использование такого транспорта — это быстрая доставка пассажиров от аэропорта до центра города. Например, от центра Москвы до Домодедово можно было бы добраться всего за 10 минут примерно за 10 тыс. руб.

Однако в этой статье речь не о технологиях и не о конкретном проекте, а об инвестиционной инфраструктуре развитого мира, которая позволяет реализовывать самые смелые и неординарные идеи. Только задумайтесь: стартап созданный вчерашними студентами смог привлечь 375 млн. долл. инвестиций и уже сейчас не имея ни одной проданной единицы имеет капитализацию более 1 млрд. долл.

Делается это стандартными для развитых рынков методами: несколько раундов инвестиций под каждый из этапов развития проекта от концепции до предсерийных образцов, затем выход на фондовый рынок, в данном случае Nasdaq.

Наличие таких инвестиционных инструментов позволяет реализовывать проекты, которые по своим масштабам сравнимы с самыми невероятными советскими разработками, как например компания BOOM (https://boomsupersonic.com/), которая перезапускает идею сверхзвуковой гражданской авиации на современной технологической базе или тот же SpaceX (https://www.spacex.com/), который также за частные деньги реализовал идею о многоразовом использовании ракет- носителей, предложенную еще в 70-х годах в СССР.

А что же у нас? Достаточно посмотреть список экспонатов МАКС-2021, чтобы понять, что почти все представленное здесь — это глубока модернизация воздушных судов 1970-х,80-х годов, то есть того периода, когда авиация и космос были государственным приоритетом и в данном секторе существовал целый ряд КБ (фирм, как они сами себя называли), которые конкурируя между собой давали прорывные результаты. То есть, та советская система была очень похожа на современную западную с одним отличием — вместо различных групп инвесторов существовало только государство в лице первых лиц, а в остальном сходство максимальное.

Результаты работы той советской системы налицо - до сих пор существенную роль в экспорте "Вертолетов России" играет Ми-8 (его покупают даже американцы), который был введен в эксплуатацию еще в 1965 году, а основой бизнеса "Роскосмоса" является транспортный корабль "Союз", совершивший своей первый полет в 1967 году.

Уверен, что наши авиационные и космические гиганты сейчас работают над чем-то совершенно новым, что позволит достойно представлять Россию на авиа-космическом рынке, но при этом думаю, что было бы крайне полезно создать площадку, которая смогла бы стать платформой для отработки и коммерциализации прорывных идей частных разработчиков по примеру знаменитого клуба планеристов Коктебеля, выходцами из которого стали практически все ведущие авиационные и космические конструкторы, от Ильюшина до Королева.

В условиях все усиливающегося санкционного давления на российскую экономику, ждать появления на нашем рынке широкого круга западных инвесторов, которые делают возможным реализацию таких проектов, как Lilium, точно не стоит, а создание профильной площадки, которая объединит энтузиастов и практиков авиации вполне может стать и более эффективным решением. Наличие такой организации позволит формировать набор перспективных проектов для последующего внедрения уже в рамках крупных государственных авиационных и космических предприятий.

Подробнее концепцию авиационного "Сколково" изложу в следующих статьях. Буду рад сотрудничеству и обсуждению с настоящими энтузиастами неба, которыми так богата Россия.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null