2 вещи которым не научат онлайн-курсы разработчиков чат-ботов

Прошёл год с момента карьеры разработчика чат-ботов, 10 проектов, 10 ценных заказчиков - работаем по сей день, заваленные заказы, не выплаты со стороны заказчиков и так далее, в серии постов расскажу накопленный опыт.

Учитесь на чужих ошибках, а не на собственных.

Итак, поехали.

1. Не сделаешь бота - не делай.

Да, очевидная вещь, которая не очевидна.

Был период когда было 0 заказчиков, и в один день написал заказчик и прислал техническое задание, созвонились, стандартные вопросы.

Сделаете такого бота?

Да, а у самого белый шум в голове.

Приступаю делать, проходит день, два, три, ничего не получается, начинаю искать решения (шаблоны, вопросы коллегам, Гугл, Ютуб, чаты поддержки).

По итогу:

Заказчику возвращается предоплата, потеряно время заказчика, у заказчика испортилось мнение о разработчике испорчено.

Исполнитель потерял время, зарылся в задаче которую не умеет делать, и потерял деньги.

Что вынести из этого опыта двум сторонам:

Заказчику.

Созвониться с разработчиком, и задать вопросы:

Делал ли исполнитель подобных ботов? Если делал, то предоставить примеры.

Если не делал, то спросить как будет делать бота? Понята ли схема бота?

Если исполнитель отвечает четко

Зарегистрирую бота на Botfather

2.Сделаю интеграцию с Гугл-таблицами

Воспользуюсь методом tg_sendmessage, то стоит работать с таким исполнителем, в противном случае, если исполнитель невнятно отвечает не договаривает, уходит от прямых ответов, то стоит задуматься.

Исполнителю.

Перед тем как браться за заказ, идею бота заказчика, понятно ли написано ТЗ, и если в голове выстроилась структура.

Сделаю это.

Сделаю это и т.д, если структура понятна, то берешь заказ.

1. Устная договоренность ничто - договор всему голова.

Приходилось общаться с фрилансерами, работающие без договоров, и приходилось общаться с заказчиками работающие без договоров с исполнителями.

Причина: отсутствует базовая юридическая грамотность.

Так вот, эти люди в зонах риска которые сбудутся в неожиданный момент.

Зон много, расскажу о трех.

1. Не выплата оплаты за выполненную работу. Заказчик пообещал пост оплату по факту выполнения работ, исполнитель согласился, исполнитель выполнил работу, заказчик кормит обещаниями, и по итогу сливаться.

2. Переделывание выполненной работы.

Сдал работу, довольный идешь гулять с друзьями звонит заказчик в 22.00, и говорит не так, не то переделывай срочно сегодня недоумении говоришь, ну сделано как сказали, написали, по итогу покидаешь друзей и идёшь переделывать.

3.Дёрганье с утра и до вечера заказом которым сделал заказ.

Заказчик перечислил оплату, все довольны берешь новый заказ, углубляешься в него, работаешь, спустя день звонок тот заказчик со словами “Бот сломался, все пропало, сделай что-нибудь, помоги”, по итогу заканчиваешь работу с новым проектом и переключаешься на предыдущий, и потом это песня повторяется из раза в раз.

Зона риска Заказчика:

Устно договорились о сроках, наступает день Х, исполнитель звонит и говорит “Так и так, сроки сдвигаются”, и это повторяется из-за дня в день, в лучшем случае заказ сдается, в худшем получается “недодел” “не дострой”, по итогу время потрачено впустую заказчик не доволен, подвёл других и т.д.

Приходится пытаться самому доделывать, либо искать другого исполнителя.

2.Перевел предоплату, а исполнитель пропал. Наконец обыскал все чаты, биржи, агрегаторы и нашёл. Поговорили вроде адекватный человек, перевожу предоплату, пропал. Пишу, звоню, пишу в поддержку биржи, по итогу у заказчика испорчено мнение о рынке исполнителей, потрачено впустую время и деньги, подвёл себя в выборе, подвёл команду, провалил задачу и т.д.

3.Несоответствие ожиданиям выполненной работы.

Заказ выполнен исполнителем, сдан на проверку проверяешь и понимаешь не то пальто, то что хотел, звонишь, пишешь исполнителю, всё не так и всё не то, исполнитель в недоумении объясняет по полочкам заказчику, заказчик тоже в недоумении, и по итогу, как в песне Noize MC Дур дур говорит: ты дур** вот так начинается...

Хотите расскажу про способы избежать таких рисков? Пишите в комментариях!

0
4 комментария
Ахмад Боков

да, было бы полезно собрать в чек-лист

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kartukha
Автор

Я считаю и заказчикам и специалистам это будет полезно, можем сделать совместный чек-лист объединить ваш опыт и мой опыт, что скажите?

Ответить
Развернуть ветку
Ахмад Боков

да, конечно. обсудим в личных сообщениях

Ответить
Развернуть ветку
Brak Brako

В общем-то ничего нового, странно заказывать бота у человека, который его никогда не делал… (facepalm)
А на счет договора/контракта, называйте как хочется :) Это кажется самая обязательная штука на всем свете, при любых ситуациях, не говоря уже об оплате труда и тп, в общем тут тоже «facepalm» 🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда