{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Важные навыки для продакта

«Продакт менеджер должен отвечать за бизнес-показатели, он должен зарабатывать деньги». Часто слышу эту фразу, поэтому решил написать о своих выводах из опыта относительно того, что должен менеджер продукта.

При общении с начинающими менеджерами продукта я часто говорю о важности контекста. Любое явление, гипотеза, решение, вывод да и любой метатекст могут интерпретироваться по-разному в зависимости от пресуппозиции — совокупности фактов, которые придают метатексту определённый смысл.

Также и с этой фразой — она может интерпретироваться по-разному в зависимости от того, про какой уровень продакта идёт речь, в какой компании, в какой роли. Например, есть технические продакт-менеджеры — они не отвечают за бизнес-показателями, не переставая быть продуктологами.

На мой взгляд, основные задачи продакт-менеджера — это принимать решения, выстраивать коммуникацию и настраивать процессы. Решение этих задач приводят к достижению результата. Каким должен быть результат — это уже зависит от контекста.

Такая интерпретация задач мне ближе, потому что я считаю роль продакта не столько ролью, профессией, сколько образом мышления. Всё как продукт — это следствие такого образа мышления. Именно поэтому продакты так ценны на рынке — у них есть знание того, как прийти к результату. Знание, основанное на опыте, навыках, способностях.

Также именно этот опыт помогают понять контекст. Каждый продукт уникален, и нельзя вслепую перекладывать свой опыт работы в одном продукте на другой продукт. И уже тем более нельзя без анализа использовать чужой опыт. Проводить интервью пользователей, потому что все их проводят — это тупик. Любой инструмент необходимо использовать, потому что он помогает приносить результат и достигать цели. Самый простой пример: распространённый инструмент АБ-тестирования, который хорошо работает в B2C на больших выборках неприменим в B2B, где у компании может быть всего несколько сотен клиентов.

Навыки

Из основных задач вытекают и основные навыки. На мой взгляд, список важных для продакта навыков выглядит следующим образом: навык критического мышления, коммуникации и структурирования информации. Критическое мышление помогает принимать решения, анализировать информацию, строить вижн, коммуникация помогает выстраивать взаимодействие, а структурирование информации — настраивать процессы и контролировать их.

Хочу подробнее рассмотреть каждый из навыков. Критическое мышление появляется вследствие развития логики, способности анализировать информацию, креативно мыслить и убеждать. Этот навык используется каждый день.

Например, аналитик присылает в месенджере сообщение с некоторым выводом из данных. Менеджер продукта должен прочитать его, проанализировать, проверить на соответствие логике и найти места, которые непонятны — зачастую в непонятных местах может заключаться ошибка. «Необходимо увеличить маркетинговый трафик, чтобы поднять конверсию». На первый взгляд непротиворечивая фраза содержит логическую ошибку: трафик не прямо пропорционален конверсии. Само по себе увеличение трафика, наоборот, скорее всего снизит конверсию: потому что повышение количество регистраций не означает пропорциональное повышение количества оплат. Можно изменить качество трафика, поменять канал привлечения. Но сам по себе трафик не повысит конверсию. Это очень простой, зато понятный пример: логические ловушки повсюду, а потому успех продукта зависит от количества эффективных решений. Вероятность роста бизнес-метрик продукта повышается с каждым эффективным решением. И затем согласно закону диалектики количество таких решений переходит в качественный скачок.

В помощь анализу информации приходит креативное, нестандартное, дивергентное мышление — способность смотреть на проблему со стороны, генерировать идеи и классифицировать их. Таким образом, перед принятием решения продакт каждый раз читает, воспринимает, анализирует информацию, проверяет на логичность, анализирует контекст с разных точек зрения, генерирует несколько возможных решений, оценивает их влияние и делает выбор в пользу максимально эффективного. Чем чаще менеджер проходит этот цикл, тем быстрее в дальнейшем он принимает решение. По сути это и есть — там самая «чуйка» — обученная на большом количестве принятых и проанализированных решений нейросеть.

Но мало ещё принимать решения, их необходимо доносить при помощи навыка аргументации. И тут снова важен контекст, которы должен быть проанализирован продактом: существуют разные концепции истины, согласно которым коллеги принимают ту или иную точку зрения. Корреспондентная истина — истина, основанная на фактах: человека убеждают факты. В отличии от людей, которым достаточно непротиворечивости суждения — такое суждение они будут считать истинным согласно когерентной концепции. Для тех, кому важны авторитеты важна авторитарная концепция — стоит лишь добавить имя значимого для них человека. Об истинности суждения также можно договориться согласно конвенциональной концепции. А практики предпочитают судить согласно прогматической концепции, обращая внимание на практическую сторону вопроса. При этом, важно знать, а что убеждает самого продакта.

То есть, что получается: тип убеждения зависит от того, что важно другому человеку. И чтобы это знать, чтобы чувствовать собеседника — важен навык коммуникации, эмпатии. Здесь я не буду подробно останавливаться на коммуникативности — про это много написано, и перейду к следующему навыку — структурирование информации.

Тут тоже всё сложно. Не только потому что для структурирования необходимо обладать способностью удерживать большие объёмы информации, но и потому что затем необходимо следовать этой структуре. Если не следовать — планы не выполняются, часто меняются, сроки срываются. Думаю, что структурирование задач, планирование умение выполнять задачи — это наиболее сложный навык, потому что сильно зависит от силы воли: она часто необходимо, чтобы не терять концентрацию, контроль. А вот силу воли тренировать сложнее. Тут не обойтись книжками, да и не всегда понятно — как. Лично мне помогала психотерапия, так как воля — это та же осознанность. А для осознанности необходимо разобраться в себе.

Заключение

Если описать одним предложением, что должен делать продакт, я бы написал следующее. Продакт должен принимать эффективные решения, которые приводят к результату и развитию продукта. Для этого он использует критическое мышление, коммуникацию и структурирование информации (планирование). Обладая этими навыками дальше можно осваивать любые инструменты, фреймворки, достигать любых показателей, потому что продакт знает, что именно делать и почему, как собрать для этого команду при помощи коммуникации и как прийти к результату, следуя плану.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда