{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Роль начальства и его ротации

Недавно представился случай убедиться, что появление грамотного лидера может изменить жизнь к лучшему в считаные дни. Потенциал для этих перемен заложен не столько в лидере, сколько в его подопечных. А под конформизмом и отбыванием номера может скрываться много идей, которым просто не давали ход их обладатели.

Я моряк. Работаю на голландскую судоходную компанию. В голландском морском праве есть пункт, который обязывает компании, работающие под флагом, иметь на борту независимый орган, который контролирует выполнение техники безопасности. Название органа – Safety Committee (далее по тексту – комитет). У комитета есть председатель и несколько членов – представителей разных департаментов. Обычно председатель – второй штурман, члены комитета: третий штурман, третий механик и боцман.

Коротко о функциях комитета: контролирует соблюдение ТБ, выявляет небезопасные практики, инициирует инструктаж перед выполнением специфичных работ, проводит расследование инцидентов, консультирует капитана и выносит предложения по улучшению безопасности на борту. Ежемесячно проводится заседание, на котором обсуждаются результаты проведенной работы и формируется отчёт в компанию.

Независимость комитета заключается в том, что в случае если Капитан не внемлет тому, что предлагает комитет, то комитет в праве обратиться за помощью к Голландскому правосудию. Грубо говоря – настучать на своего начальника.

Зачастую, реальная деятельность этого комитета сводится к написанию отчёта в котором редко что меняется кроме дат. Обычно - это описание проведенных учебных тревог, формальные отписки и сбор подписей под видом «да мы все всё понимаем, это фигня, нам работать надо».

Не хочу преувеличивать опасность работы, но я уверен, что человек отходивший в море один год найдёт что рассказать. Меня иногда передергивает, когда вспоминаю какие-то моменты, связанные с собой, а то, что приходится слышать от коллег о уже случившемся – это еще менее приятно. В таких условиях не совсем понятно с чем связан пофигизм к собственной безопасности.

Как факторы я бы выделил:

  • пацанский менталитет – моряки традиционно храбрятся, говорят, заставить носить каску было целой эпопеей;
  • привычка торопиться, которая легко вознаграждается и у которой есть очевидный KPI измеряемый в часах и минутах;
  • личные и профессиональные качества руководителей – приходит на ум история с южнокорейскими пилотами, когда второй пилот не мог сообщить об ошибках главному, потому что нельзя перечить старшим. Это проблема не южнокорейских пилотов – это общечеловеческая проблема и я думаю - это корень зла.

Последние 4 месяца я катал одни и те же отчёты о том, что на пароходе все круто. Коллеги не особо запариваясь - подписывали бумажку, хорошо, если вообще читали, что я там писал. Внутренне я, конечно, понимал, что делаю херню, но мотивации что-то менять не находилось. Думал, что это никому не нужно, если начну париться, то буду белой вороной. Это как в царской Руси – брать взятки – часть службы, если не берешь, то на тебя косо смотрят, подозревают.

Сменился кеп. Старый был абсолютно не плохой, нормальный профессиональный мужик, думаю, просто его фокус был смещён на что-то другое. Вообще это большой плюс, когда команда меняется. У каждого - свои идеи и приоритеты. Меняется команда - выявляются новые проблемы, которые раньше были замылены. Но это совсем другая история.

Так вот. Распечатал я доклад за прошедший месяц, положил на видном месте, чтобы кеп его подписал. Прихожу на вахту, смотрю на доклад, он подписан, но помимо подписи там гора заметок о том, что нужно бы исправить на пароходе. Я получил нежнейший втык в форме «вот как это должно быть, а не то что ты мне дал». Дружелюбно обсудили те самые функции комитета, которые я прекрасно знал. Оказалось, что и мне есть что добавить к его заметкам. Было решено сделать в ближайшее время заседание комитета. На заседании мы очень конструктивно пообщались с коллегами, насобирали ещё предложений. Разобрали кто и чем займётся. Я настолько проникся, что даже разродился пресс релизом, в котором описал результаты заседания и повесил его на доску. А сейчас ещё и сюда пишу.

Справедливости ради, нужно заметить, что не комитетом единым обеспечивается безопасность. Каждый на пароходе осознаёт свою ответственность за собственную жизнь. Работы, которые мы расписали – они с большой вероятностью были бы сделаны, но это не имело бы никакого общественного значения. Они бы так и остались чьей-то отдельной заслугой. Практик скажет – что комитет – это всё мишура, покуда работа сделана – она сделана. Так-то оно так, но вокруг общественного начала нарастает сознание ответственности за общее дело. Создаётся ощущение причастности к чему-то. Когда мысли и идеи свободно высказываются и встречают понимание или по крайней мере аргументированный отворот, то жить как-то становится интереснее, осмысленнее. Нет ощущения, что ты сидишь в болоте, или катишься вниз с горы. А ещё появляется контроль за исполнением работ и обязанностей. Обязанностей не только комитета, но и кепа.

Интересное ощущение, когда спустя время осознаёшь, что писал отписки, понимая, что это твоя область ответственности и ты можешь что-то изменить. Странно - бояться показаться прокажённым, сделав что-то что по сути должен сделать. Прекрасно, что для перемен к лучшему может хватить всего одного напутствия и из серой массы полезут прекрасные инициативы. Вот мы стояли с трюнделем, улыбались и думали, как это я раньше просто собирал подписи? Как это он раньше просто тупо подписывал листок?

0
1 комментарий
Наталья Антошина

Во всех структурах с иерархией неизбежен эффект "самого умного" и "делай по инструкции или как я сказал, не задавай вопросов" сверху вниз.
Хорошо понимая, к чему он приводит - от Титаника до Чернобыля - грамотные управленцы и системы - тоже сверху вниз - внедряют элементы постоянной обратной связи, метод постоянного улучшения. И ротацию - в том числе, извне - ради свежего взгляда, и независимый, вневедомственный контроль.
И - действенный контроль над действиями любого уровня начальника.
Для нормальных, работоспособных систем это must have.
Для систем, связанных с высокими рисками, двойной или тройной контроль разными способами и методами, по- моему, нормален. Это, как раз препятствует "замыливанию" взгляда и переписыванию отчетов.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда