Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

Объём публичных сделок с участием российских стартапов в 2020 году составил 21,9 млрд рублей, посчитали Inc. Russia. Это почти вдвое больше объёма 2019 года (11,6 млрд). А количество сделок выросло со 134 в 2019 году до 180 в 2020 году. Для сравнения: всего в мире в 2020 году закрыли более 20 тысяч сделок на сумму $300 млрд.

Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

Количество инвестиционных сделок в России в 2020 году по сегментам:

  • частные инвесторы — 55 сделок на сумму 3,7 млрд рублей;
  • корпоративные инвестиции — 33 сделки на сумму 5,2 млрд рублей;
  • госфонды — 27 сделок на сумму 3,1 млрд рублей;
  • частные фонды — 25 сделок на сумму 2,3 млрд рублей;
  • иностранные инвестиции — 24 сделки на сумму 7,5 млрд рублей;
  • акселераторы — 16 сделок на сумму 89 млн рублей.

Наибольший рост показали зарубежные инвестиции: они выросли на 300% за год и составили 7,5 млрд рублей. При этом более 50% от этой суммы занимает всего одна сделка: 3,8 млрд рублей, которые американский фонд Iconiq Capital вложил в пермский проект для совместной работы распределённых команд Miro. Без учёта этой сделки сегмент иностранных инвестиций составил 3,7 млрд рублей против 1,8 млрд рублей в 2019 году.

Рынок корпоративных инвестиций вырос вдвое — с 2,5 млрд до 5,2 млрд рублей. Самая крупная сделка в сегменте — венчурный кредит на 3,7 млрд рублей, который «Альфа-банк» предоставил медиакомпании ivi.

Сегмент частных инвесторов вырос с 1,1 млрд рублей до 3,7 млрд рублей, в основном за счёт сделки Романа Абрамовича, вложившего $20 млн (1,5 млрд рублей) в игровой сервис 110 Industries. Но даже если вычесть из общего объёма эту сделку, сегмент увеличился почти вдвое. Направление частных инвестиций по-прежнему остаётся наиболее закрытым в России. Из 55 публичных сделок сумму инвестиций раскрывают только 25.

Направление госинвестиций снизилось с 4,3 млрд рублей до 3,1 млрд рублей. Также продолжает падать доля российских акселераторов. В 2019 году они закрыли 45 сделок на 209 млн рублей, а в 2020 — 16 сделок на 89 млн рублей.

Второй год подряд, по наблюдениям Inc. Russia, есть тренд на снижение объёма инвестиций со стороны акселераторов: в 2019 году объём инвестиций составлял 209,9 млн рублей, а в 2020 — уже 89,4 млн рублей. При этом количество акселераторов в России не уменьшается.

Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

В 2020 году в России инвестировали в:

  • решения для бизнеса (6,5 млрд рублей);
  • видео, аудио (3,8 млрд рублей);
  • медицину (2,2 млрд рублей);
  • киберспорт (1,6 млрд рублей);
  • искусственный интеллект (1,6 млрд рублей);
  • агротехнологии (1,5 млрд рублей);
  • образование (1,4 млрд рублей);
  • фудтех (1 млрд рублей);
  • финансы (400 млн рублей);
  • другое (300 млн рублей).

По количеству сделок лидирует образование, программное обеспечение и транспортные перевозки, подсчитала компания Dsight. Крупнейшая сделка в сфере образования — покупка Mail.ru Group 25% в стартапе «Учи.ру» за $47 млн.

Чаще всего российские компании находят инвесторов на конкурсах стартапов, по данным исследования Startup Barometer 2020. Наименьший выхлоп приносит рассылка писем.

Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

Самые крупные сделки в медецине:

  • привлечение $8,9 млн от VEB Ventures в телемедицинскую компанию «Доктор рядом» (сумма сделки — $15 млн, оставшуюся часть выплатят в 2021 году);
  • привлечение $7,5 млн в страховой сервис Best Doctor от нескольких инвесторов;
  • инвестиции в размере $5 млн в сервис для контроля диеты Simple от фонда Target Global и соучредителя сервиса Palta.
Как устроен рынок венчурных инвестиций в России

Crunchbase отмечает тренд на IPO, начавшийся в 2020 году. Dsight связывает стремительный рост рынка IPO со стимулирующей монетарной политикой и денежными вливаниями центробанков и правительств крупнейших стран на борьбу с рецессией.

По данным PwC, за год в мире состоялось более 1400 первичных размещений на сумму $331,3 млрд. В 2019 году эмитентов было около тысячи и они привлекли $199,2 млрд.

Однако в России на биржу вышли только три компании — маркетплейс Ozon, судоходная компания «Софкомфлот» и девелоперская группа «Самолёт».

Dsight прогнозирует, что в 2021 году число российских IPO вырастет. О планах стать публичными уже рассказали Fix Price, «Вкусвилл», My.Games (входит в состав Mail.ru Group) и «Сравни.ру».

Начать дискуссию