Социотип и профессия: как распаковать свое призвание
Как распаковать свое призвание? Этому не учат в школе. Мы выходим во взрослую жизнь растерянными, ориентированными на чужие ценности. Не знаем правильного применения бесконечным потокам информации и часто посвящаем время поиску той самой универсальной формулы успеха. Секрет проще, чем кажется на первый взгляд – социотип личности и природа собственного «Я».
Формула определения социотипа
Соционика опровергает множество мифов и банальных лозунгов о том, что каждый может успешно применить на себя любое амплуа. Рыба никогда не побежит по степи, а орел не роет норы как крот. Означает ли это, что кто-то лучше, а кто-то хуже? Ответ очевиден.
Прирожденные генераторы идей будут ощущать ломку и впадут в депрессию, если их работа ограничится исключительно слепым выполнением чужих приказов и техническими монотонными действиями. Личности, рожденные с такой чертой как максимальная внимательность к деталям и конкретность, выйдут из себя в условиях хаотичной, творческой атмосферы.
Всего соционика выделяет 16 социотипов. Они определяются с помощью четырех критериев-характеристик. Остановимся подробнее на каждом из них.
Логики и этики
Кто я? Такой вопрос, наверняка, возникает у каждого. Один из главных индикаторов характеристики личности сводится к двум позициям: логики – люди закономерностей и фактов, этики – люди отношений и мнений.
ЛОГИК (Л):
принципиальный;
расчетливый;
точный;
конкретный;
эффективный;
скрупулезный;
педантичный.
Эти черты смело можно расценивать как позитивные. Минусы логиков проявляются в их сухости характера, топорности в отношениях, бескомпромиссности.
Они прекрасно реализуются в сферах, связанных с логистикой, анализом, оптимизацией, механизмами, устройствами. Такие специалисты умеют работать с сутью и максимально задействовать разум.
Профессии: хирург, архитектор, машинист, аудитор, инженер, разработчик, механик, исследователь, ученый, металлург, военный, администратор, организатор, завхоз, товаровед, строитель, мастер ремонта, верстальщик сайтов, проектировщик, логист, картограф, конструктор, финансист, предприниматель.
ЭТИК (Э):
эстетичный;
деликатный;
эмпатичный;
компромиссный;
образный;
тонко чувствующий окружающих;
тактичный.
Минусы этиков проявляются в неконкретности, чрезмерной импульсивности, непрактичности.
Такие личности прекрасно реализовываются в сферах, где важна гибкость, манерность, эмоциональность, коммуникабельность, неформальность. Они умеют создавать «картинку», презентовать, позиционировать.
Профессии: переводчик, дипломат, продавец-консультант, имиджмейкер, актер, режиссер, сценарист, преподаватель по гуманитарным направлениям, сотрудник по связям с общественностью, художник, тренер личностного роста, косметолог, воспитатель, ведущий, журналист, дизайнер, коуч-тренер, секретарь, социальный работник.
Сенсорики и интуиты
Несмотря на многогранность личности, обобщенно каждый человек принадлежит к миру идей или миру вещей. В первом случае речь идет об интуитах, во втором – о сенсориках. Кому-то важно больше чувствовать, а кому-то – ощущать.
ИНТУИТ (И):
обладает хорошей памятью и воображением;
имеет обостренную интуицию;
дает себе установку – быть всегда и везде;
умеет абстрагироваться и «выпадать» из реальности;
человек теории и абстракции;
оригинальный;
креативный.
Людей такого типа можно охарактеризовать фразой «много слов – мало дела». Их минус в нерешительности и непоследовательности.
Интуиты умеют создавать новые идеи и концепции, прогнозировать. Они связывают свою деятельность с будущим и прошлым, прорабатывают множество абстрактных понятий, уверенно демонстрируют оригинальные и креативные идеи.
Профессии: программист, преподаватель, научный сотрудник, журналист, сценарист, актер, драматург, психолог, коммуникатор, инженер, переводчик, страховой агент, ведущий, юрист, пиарщик, инфо-бизнесмен, специалист по подбору кадров.
СЕНСОРИК (С):
человек конкретики и практики;
имеет установку на происходящее сейчас и здесь;
всегда пребывает в текущем моменте;
исполнительный.
Недостаток сенсориков проявляется в недальновидности, неоригинальности, слабо развитой интуиции и фантазии.
Сенсорики раскрываются в сферах, в которых могут качественно выполнить четко поставленную задачу, продемонстрировать исполнительность и предметную деятельность, взаимодействовать с материей и конкретикой.
Профессии: архитектор, хирург, автомеханик, машиностроитель, металлург, технолог, строитель, товаровед, стилист, массажист, ветеринар, тренер, военный, спортсмен, инструктор по йоге, оператор конвейеров, шофер, фермер, эколог, энергетик.
Экстраверты и интроверты
Принято считать, что экстраверты – те, кто много разговаривает и всегда улыбается. В реальности это не всегда так. Критерии разграничения гораздо глубже.
ЭКСТРАВЕРТ (Э):
многозадачный;
расфокусированный;
общительный;
многовекторный;
объективный;
внешне ориентированный;
энергичный;
предпочитает большие социальные группы.
Экстраверты стремятся создать свои условия и обстоятельства. Ярко выраженные недостатки – громкость, неусидчивость, поверхностность.
Этот тип личности чувствует себя как рыба в воде в любой сфере, где важна общительность и есть возможность приобрести новые знакомства. Им важно одновременно контролировать несколько процессов и событий, сопоставлять информацию, искать новые данные, расширять сферу влияния.
Профессии: риелтор, журналист, политик, ведущий на телевидении или радио, сотрудник шоу-бизнеса, юрист, полицейский, военный, организатор мероприятий, переводчик, администратор, педагог, дирижер, тренер, сотрудник масс-медиа, организатор, начальник бригад и исполнительных отделов, HR-агент, прораб.
ИНТРОВЕРТ (И):
сосредоточенный;
одновекторный;
молчаливый;
глубинный;
субъективный;
внутренне ориентированный;
предпочитает небольшие социальные группы.
Интроверты адаптируются под уже созданные условия и имеющиеся обстоятельства. Их минусы – однозначность, неэнергичность, стремление избежать общения.
Эти личности успешно реализуются в сферах, где нужна глубокая, вдумчивая проработка одной-двух задач, важна усидчивость. Они успешно сохраняют уже наработанные рычаги влияния, выстраивают длительные взаимоотношения и качественно поддерживают связи в небольших группах.
Профессии: психолог, экономист, диетолог, писатель, сценарист, медик, философ, гид, архитектор, искусствовед, косметолог, дизайнер, научный сотрудник, художник, историк, лаборант, ветеринар, повар, следователь, инспектор, садовод.
Рационалы и иррационалы
Кто-то запрыгивает в последний вагон поезда и считает себя счастливчиком, а для кого-то такой хаотичный сценарий неприемлем. Так проявляют свою сущность рационалы и иррационалы.
РАЦИОНАЛ:
предусмотрительный;
последовательный;
постоянный;
нацелен на результат;
стабильный.
Минусы этого типа – ригидность, растерянность в новых условиях. Рационалы любят создавать планы и следовать им. Они любят предварительную подготовку, регулярность, четкость, поэтому максимально раскрываются в таких условиях работы.
ИРРАЦИОНАЛ:
нацелен на процесс;
спонтанный;
непоследовательный;
меняющийся;
мобильный, гибкий.
Минусы таких личностей – непредсказуемость, высокая зависимость от вдохновения и настроения. Иррационалы любят переключаться с одного дела на другое и предпочитают разрешать ситуации «по ходу».
Четкая дифференциация рационалов и иррационалов по профессиям не применяется, однако в соответствии с общими тенденциями в числе первых чаще всего бывают бухгалтера, финансисты, астронавты, в числе вторых – дизайнеры, фрилансеры, актеры.
Рационалов и иррационалов, как это ни странно, легче всего распознать не по поступкам, а по речи: насколько она спонтанная, грамотная, последовательная, выверенная.
Что получилось? Характеристика социотипов
Рассмотренные критерии позволяют сформулировать формулу личности. Всего возможно 16 комбинаций (социотипов), которые обозначатся заглавными буквами. Они подразделяются на 4 крупные категории.
Исследователи. Группа воздуха
4 формулы и социотипа
1. ЛИИ РАЦИОНАЛ
Социотип: Аналитик.
Профессиональные характеристики и сильные стороны: Исследователи среди исследователей. Изучают теорию, анализируют информацию, работают со статистическими данными.
2. ИЭИ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Идеалист.
Профессиональные характеристики: Исследователи среди организаторов. Изучают и прогнозируют общественное поведение, анализируют эмоциональную атмосферу, ориентируются на футуристическую перспективу.
3. ИЛИ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Критик
Характеристики: Исследователи среди предпринимателей. Изучают и разрабатывают экономические модели, изыскивают пути оптимизации ресурсов и повышения эффективности процессов.
4. ЭИИ РАЦИОНАЛ
Социотип: Гуманист
Характеристика: Исследователи среди мастеров. Изучают поведение, проводят оценку с точки зрения этики и морали, анализируют качества и потенциальные способности, ищут индивидуальный подход.
Каждый представитель этой группы прирожден на работу с информацией, знаниями, данными. Стимульной группой является понимание. Они анализируют, сопоставляют, работают с нематериальной информационной сферой. Минусы: нерешительность, много теории – мало дела. Яркий пример исследователя-аналитика – Павел Дуров.
Организаторы. Группа огня
4 формулы и социотипа
1. ЭСЭ РАЦИОНАЛ
Социотип: Энтузиаст
Характеристики и сильные стороны: Организаторы среди исследователей. Ненавязчивое, мягкое лидерство, создание атмосферы вовлеченности, забота, презентации.
2. СЛЭ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Маршал
Характеристики и сильные стороны: Организаторы среди организаторов. Лидерство и авторитет, управление персоналом и организация процессов, кризис-менеджмент.
3. СЭЭ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Политик
Особенности: Организаторы среди предпринимателей. Управляют ресурсами через связи, доминируют, мотивируют. Психологические лидеры.
4. Формула: ЛСЭ РАЦИОНАЛ
Социотип: Администратор
Специфические черты: Организаторы среди мастеров. Контроль и администрирование технологических процессов.
Стимульная группа ассоциируется со статусом. Векторы деятельности этого социотипа – организация, контроль, мотивация, администрирование. Прирожденные лидеры лучше всего реализовываются в сферах, связанных с управлением и менеджментом. Девиз – меньше думать, больше делать. Яркие представители – Дональд Трамп (организатор-политик).
Предприниматели. Группа воды
4 формулы и социотипа:
1. ИЛЭ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Генератор
Сильные стороны: Предприниматели среди исследователей. Новаторы, изобретатели. Сопоставляют различные категории, генерируют идеи, в том числе в рамках дискуссий.
2. ЭИЭ РАЦИОНАЛ
Социотип: Идеолог
Характеристики: Предприниматели среди организаторов. Имеют идеологическое влияние, заряжают идеями, убеждают, демонстрируют шоу, создают яркие впечатления.
3. ЛИЭ РАЦИОНАЛ
Социотип: Предприниматель
Описание: Предприниматели среди предпринимателей. Ищут выгоду, стремятся оптимизировать процессы, используют ресурсы и связи для умножения капитала.
4. ИЭЭ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Советчик
Профессиональные характеристики: Предприниматели среди мастеров. Налаживают связи с учетом индивидуального подхода, личностных качеств и предпочтений, умеют убеждать.
Представителям этой группы присуща креативность, новаторство, связи и ресурсы. Они общительны, стремятся оптимизировать прибыль, осознают свою уникальность. Это самая оригинальная социогруппа. Яркий пример – Билл Гейтс (предприниматель среди предпринимателей).
Мастера. Группа земля
4 формулы и социотипа:
1. СЭИ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Дипломат
Черты и свойства: Мастера среди исследователей. Трудятся вручную в неавтоматизированных и трудоемких сферах, создают эстетически привлекательное направление, поддерживают здоровый эмоциональный климат.
2. ЛСИ РАЦИОНАЛ
Социотип: Инспектор
Профессиональные характеристики: Мастера среди организаторов. Обеспечивают контроль, оценивают на соответствие законам, правилам, технологиям, отвечают за вопросы безопасности, создают инструкции.
3. ЭСИ РАЦИОНАЛ
Социотип: Хранитель
Описание: Мастера среди предпринимателей. Предоставляют консультационные услуги, оформляют презентации, осуществляют сопровождение и ведение клиентов, отвечают за оформление и декор.
4. СЛИ ИРРАЦИОНАЛ
Социотип: Мастер
Характеристика: мастера среди мастеров. Их сфера – инженерия, создание производственных объектов, ремонт, настройка, оценка качества, кропотливый труд.
Представители этой группы наиболее стабильны, ориентированы на материальное благополучие и семейные ценности. Они реализуются в производстве, творчестве, сфере услуг и везде, где важна проработка деталей. Стимульная группа – комфорт. Яркий пример – Элтон Джон (мастер среди мастеров).
Резюме
Каждому из 16 социотипов характерны свои уникальные особенности, которые можно четко увязать с профессиями. Нет универсальной формулы успеха, но инструменты соционики идеально подходят для собственного становления и развития. Сегодня они незаменимы для формирования коллектива, выстраивания коммуникаций, принятия себя и понимания других.