{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое NFT: цифровой пузырь или актив будущего?

Появление NFT (невзаимозаменяемых токенов) открыло массу ранее недоступных миру возможностей использования электронных активов. Всего пару лет назад развитие рынка цифрового искусства сдерживалось отсутствием эффективных и надежных инструментов подтверждения авторского права. Это досадное препятствие и устранила технология NFT, а индустрия отреагировала на перемены бурным ростом.

Пиксельная дорога в будущее

В августе 2020 года на NFT-рынке числилось чуть более 11 000 активных участников. Годом позже их количество превысило 190 000 пользователей. За 365 дней мир преодолел путь от 33 000 сделок суммарной стоимостью в $3,5 млн до 710 000 транзакций более чем на $1,5 млрд (по данным сервиса NonFungible.com).

При этом в 2020 году продано NFT всего лишь на $95 млн, а за первое полугодие 2021 года — на $2,5 млрд. Майк Новограц — создатель Galaxy Digital — выразил уверенность в том, что технология невзаимозаменяемых токенов уже стала «дорогой в будущее».

Самым дорогим выкупленным лотом последней недели августа признан NFT CryptoPunks #7252. Коллекционер выложил за него 1 600 ETH (более $4,5 млн на момент покупки). Что за чудо стоит таких денег? Ответ, вероятно, вас шокирует: это лишь приведенная ниже пиксельная картинка, явно не претендующая на звание шедевра мировой живописи:

Цифровая картинка ценой в миллионы. Источник — Bloomberg

Кстати, предыдущий владелец приобрел «криптопанка» тремя неделями ранее — за $2,5 млн. Прибыль почти в 180% менее, чем за месяц — отличная инвестиция, не правда ли?

Забавно, но в рамках проекта CryptoPunks в 2017 году было выпущено всего 10 000 уникальных картинок. Более того, изначально их раздавали бесплатно. Сегодня самые редкие из них оцениваются в миллионы долларов.

А лидерство по стоимости на рынке — пока бессменное — удерживает NFT-произведение «Everyday's: The First 5000 Days» цифрового художника Beeple. Эта картина ушла с молотка на аукционе Christie’s за… $60,3 млн. Но вот вам бесплатная копия баснословно дорогого цифрового шедевра — наслаждайтесь:

За работу Beeple ценителям не жалко и $60 млн. Источник — Twitter

Так зачем нам модный токен?

До появления NFT у нас не было реальной, простой и доступной возможности отличить оригинальный компьютерный файл — например, картинку, фото или звукозапись — от его копии. Невзаимозаменяемые токены служат надежным и достоверным подтверждением права собственности на любой оцифрованный объект. Все они хранятся в блокчейне, что исключает возможность подделки.

Каждый NFT привязан только к одному определенному предмету и однозначно указывает на его владельца. При этом он содержит доступную обществу информацию об истории всех предыдущих владений с момента его создания. Благодаря токенам мы с легкостью можем отличить первоначальный файл от копий.

Появление NFT — необходимое условие для формирования глобального рынка коллекционирования предметов цифрового искусства. Хотя сфера применения инновационной технологии не ограничивается только этим. Правда, сегодня чаще всего невзаимозаменяемые токены используют именно в коллекционных целях.

В чем причина дороговизны?

Огромные суммы, за которые сейчас продаются неосязаемые предметы — цифровые картины, твиты знаменитостей и даже первый вариант кода сети Интернет — вызывают искреннее недоумение у многих из нас.

Колоссальный рост зарождающегося рынка спровоцировал немыслимый бум не только в криптосообществе. Собственные NFT уже выпустили актриса Линдси Лохан, боксер Майк Тайсон, журнал Fortune, автоконцерн Audi, немецкая футбольная Бундеслига и многие другие.

Сегодня на этом зарабатывают даже дети. Так, плодовитый 12-летний школьник из Лондона — Беньямин Ахмед — создал 3 350 токенов и продал их за $350 000. И все это подросток провернул… за 9 часов.

Говорить о каких-то критериях, позволяющих заранее определить потенциально перспективный NFT, способный в будущем значительно взлететь в «ценности», просто не приходится. Стоимость коллекционного токена, по большому счету, определяется только тем, сколько за него готов дать вероятный покупатель.

Спекуляция на глупости?

В чем-то сложившаяся ситуация напоминает то, что мы наблюдаем в мире реального искусства: большинство способно разглядеть в инсталляции современного художника лишь нелепую мазню и полное отсутствие вкуса. А некие ценители, глазом не моргнув, выложат за странную работу сотни тысяч и даже миллионы долларов.

Bloomberg сравнивает нынешнюю истерию на NFT-рынке с уже подзабытыми «пузырями» в индустрии коллекционирования — например, с Beanie Babies в конце 90-х гг. прошлого века. По мнению Джареда Дилиана — инвестиционного стратега и издателя The Daily Dirtnap — сегодня токены помогают их создателям «спекулировать на глупостях».

Возможно, вскоре рынок невзаимозаменяемых токенов действительно рухнет. А с этой забавой произойдет то же, что и с валютой Германии в 20-е годы XX века. Тогда из-за гиперинфляции деньги стали стоить дешевле бумаги, на которой их печатали. Может быть, NFT — как коллекционный актив — ждет подобная участь. Но произойдет это явно не завтра.

Золотая лихорадка XXI века?

Прагматичные управляющие фондами и эксперты финансового рынка убеждают потенциальных инвесторов в целесообразности вкладывать деньги в нечто осязаемое — недвижимость, землю, казначейские бумаги — а не в набор нулей и единиц. Однако манящий процент прибыли, динамика роста рынка, желание не упустить подходящий момент дружно стимулируют очередную «золотую лихорадку». На этот раз в виртуальном пространстве.

Так, на крупнейшей площадке по продаже NFT-активов — OpenSea — только в августе реализовано токенов на $828 млн. Месяцем ранее, в июле, этот показатель составлял $284 млн, а в июне — $125 млн.

Перед модной тенденции не устояли даже гиганты современного бизнеса. Например, Budweiser с 11 августа накупил различных токенов на $130 000. Не готова отставать от тренда Visa: 18 августа компания приобрела NFT CryptoPunk #7610 за $150 000. Глава отдела криптовалют платежной системы — Кай Шеффилд — назвал технологию будущим индустрии торговли и развлечений.

«Мы решили, что CryptoPunks послужат отличным дополнением к нашей коллекции вещей, благодаря которым можно прослеживать прошлое, настоящее и будущее коммерции», -— пафосно заявил он.

Если что-то пойдет не так

Попробуем согласиться со скептиками. Предположим, технология NFT, бурно расцветающая сегодня в коллекционном мире, не выдержит испытаний временем. Иными словами, цифровой пузырь банально лопнет.

Даже в этом случае говорить о ее закате не стоит. Почему? Как минимум, благодаря широчайшим возможностям более прозаического применения невзаимозаменяемых токенов. Например, в таких областях:

  • Игровая индустрия — геймеры могут создавать и владеть игровыми предметами, причем их сохранность уже не будет зависеть от создателей платформ. Игроки смогут передавать и продавать их по своему усмотрению.
  • Токенизация реальных активов — NFT с блеском будут выступать в роли электронного «свидетельства о праве собственности» на любой реальный актив. И подделать этот цифровой документ невозможно.
  • Хранение конфиденциальной информации — с помощью токенов в блокчейне можно сберегать любую персональную информацию, причем с разными категориями допуска. А доступ к ней регулирует только ее владелец.

Пример NFT в очередной раз убеждает в справедливости старой как мир истины: полезность или бесполезность предмета не зависит от степени его ценности. Все определяется целью, с которой его используют в обществе.

Источник: Bloomberg

Автор: Очеретяная Елена

Редакция: Константин Василькевич

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда