Как продвигать стартап: 12 способов выхода на рынок от 100 «единорогов»

Сейчас я вам покажу, с каких шагов начинали продвижение своих продуктов 100 самых дорогих стартапов мира, а еще предложу два алгоритма, которые помогут вам выбрать свою дорогу к первой 1000 пользователей.

Привет, я Дима Беговатов – стартап-обозреватель, основатель первой в России площадки для продвижения стартапов Product Radar и автор подкаста о стартапах и ИТ-бизнесе «Стартап-секреты».

Перед вами перевод статьи, которую написал Ali Abouelatta – автор рассылки first1000.co. Я сделал несколько дополнений к его материалу в паре мест, а остальное оставил без изменений.

Зачем стоит изучить статью и обсудить с командой проекта:

– Чтобы уложить в голове разрозненные успешные истории привлечения клиентов на ранних стадиях.

– Чтобы расширить свой кругозор и придумать новые уникальные методы, которые продвинут ваш стартап.

– Чтобы осознать, что все проекты начинаются с малого и немасштабируемого и в этом нет ничего плохого.

Приятного чтения и исследования!

Привет, читатели! Сегодня я хочу поговорить о многообразии способов выхода на рынок. Каждый способ отвечает на два вопроса:

  1. Как люди узнают о вашем продукте?
  2. Почему они его покупают?

Ответы взаимосвязаны. На блок-схемах ниже я привожу алогритмы выбора самых эффективных каналов продвижения в соответствии с причинами, побуждающими людей искать новые продукты. Мои выводы основаны на исследовании 120+ «единорогов» и публичных компаний.

Для клиентов со сформированным запросом

Если люди имеют осознанный запрос на то, что вы делаете.

#1 Производите контент, который легко находить

Подходит, если: клиент знает, что ему нужно, активно ищет решение в интернете и расстраивается от его отсутствия.

Примеры:

  • Zapierсоздавали лендинги под поисковые запросы вида ([Название компании 1] и [Название компании 2]), благодаря чему быстро прокачали SEO своего сайта и залили его трафиком из поисковиков.
  • Door Dash — на старте не стали заморачиваться с названием и зарегистрировали домен PaloAltoDelivery.com, чтобы появиться на первом месте в выдаче Google по запросу «Palo Alto Delivery». Таким образом сократили расходы на продвижение и тест гипотезы бизнеса.

#2 Создайте армию суперфанатов, старательно обслуживая по одному клиенту за раз

Подходит, если: клиент знает, что ему нужно, не ищет решение активно и требует комплексного, детального решения для уникального кейса.

Примеры:

  • Substack — Хэмиш (сооснователь) знал, что Билл Бишоп (известный писатель и блогер) хотел сделать подписку на свои публикации, и команда Substack тесно работала с ним, чтобы создать свой продукт.
  • Vanta — Кристина (соосновательница) узнала, что команде Segment не дается аудит SOC-2 (сертификация по кибербезопасности). Она по собственной инициативе прислала им решение.
  • Check — идея пришла к команде от первого клиента, компании Homebase, который хотел составить платежную ведомость, но не мог из-за сложности и дороговизны процесса. Вместе они создали первую версию продукта.

Подписывайтесь на мой телеграм-канал VC hunt. Там регулярно выходят полезные статьи о продвижении стартапов. Подпишитесь, чтобы не пропустить!

#3 «Перехитрите» канал продвижения

Подходит, если: клиент знает, что ему нужно, не ищет решение активно, а ваше предложение предельно ясно.

Примеры:

  • WhatsApp — основатели меняли название приложения, пока оно не стало появляться в разделе новинок в маркете после каждого обновления.
  • TikTok — «for Facebook & Instagram» в конце названия в маркете, чтобы попадаться людям, которые искали Facebook и Instagram.
  • PayPal — созданные боты писали продавцам на eBay, притворялись покупателями и настаивали на оплате с помощью PayPal.

#4 Ловите клиентов на форумах

Подходит, если: есть много альтернативных решений, но стоимость переключения на ваш продукт невелика.

Примеры:

  • Postman — легковесный сервис, который по задумке основателей помогал разработчикам гораздо эффективнее тестировать API, был упомянут в комментарии на StackOverflow. Комментарий стал очень популярным и привлек внимание целевых пользователей.
  • Veed — основатель проекта дал более 100 ответов о софте для видеомонтажа на Quora.
  • Discord – основатели попросили друга создать пост с заголовком «Кто-то уже пользовался новым голосовым чатом под названием Discord?» в сабреддите, посвященном игре Final Fantasy 14. Они не случайно выбрали именно эту игру, так как к ней в тот момент вышло обновление, поэтому игроки активно обсуждали игровые темы в сообществе. В этом посте была ссылка на чат в Discord, где сидели разработчики, поэтому команда могла напрямую пообщаться с пользователями.
  • Ahrefs — запустили таргетированную рекламу на форумах для SEO-специалистов и маркетологов.

#5 Холодные продажи (с «крючком»)

Подходит, если: у клиента есть много альтернатив, но адаптация к новому решению тяжела.

Примеры:

  • Zoom — Эрик (основатель) связался со Стэнфордским университетом, а после этого Zoom отправил заявку на тендер с другими более солидными и опытными игроками индустрии и в результате выиграл благодаря высокой надежности и приемлемой цене.
  • TripActions — Ариэль (основатель) продал TripActions после того, как начал связываться с CFO/CXO энтерпрайз-компаний, предлагая им возможность сэкономить на корпоративных поездках с помощью уникальной программы скидок.
  • HingeHealthсвязывались со страховыми отделами компаний-«синих воротничков» из списка Fortune 500, предлагая взять на себя проблему фибромиалгии (хронического заболевания спины) у новых работников.

Для клиентов без сформированного запроса

Если люди не осознают, что им нужен ваш продукт.

#6 Запуститесь где-нибудь (можно с PR-кампанией)

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, на рынке доминируют старожилы, а вы самодостаточны.

Примеры:

  • Notion — запуск на Product Hunt и маленьких, более нишевых площадках привел к большой волне рекламы благодаря уникальному набору юзкейсов (многопользовательская и однопользовательская продуктивность).

Хотите рассказать широкой аудитории о своем проекте? Добавьте свой проекта на Product Radar – это бесплатно!

  • Twilioзапустился на Techcrunch после того, как бизнес-ангел, использовал сервис, чтобы подколоть Майкла Аррингтона, сооснователя Techcrunch.
  • Fast — успешный запуск своего движения Fast Hoodie (худи за $1), которые стали не только хорошей рекламой сервису и привлекли внимание профильных инвесторов и инфлюнсеров из сферы венчура, но и добавили в базу компании данные кредитных карт десятков тысяч интернет-покупателей, чтобы использовать их в основном бизнес-процессе компании – ускорении покупок в 1 клик на сайтах интернет-магазинов.

#7 Дружеский подход: продавайте отношения или репутацию

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, на рынке доминируют старожилы, а ваше решение требует интеграции или работы с инфраструктурой.

Примеры:

  • Workday — по словам основателя, первые клиенты Workday платили за дружбу, а не за софт. В основном, это были средние компании, руководителей которых основатель Workday знал лично.
  • Charli HR — основатель приезжал к первым клиентам, самостоятельно заключал соглашения и строил с ними прекрасные отношения. А потом просил их рассказать о его продукте друзьям. Довольно быстро Charli HR выросли с 5-10 клиентов до 20-30.

Также подходит, если: клиент не знает, что ему нужен ваш продукт, а рынка ещё не существует.

Примеры:

  • DataRobotполучил первых клиентов, продавая платформу, надежность которой обосновывалась репутацией основателей.

#8 Внедритесь в сообщество

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, а на рынке не доминируют старожилы, и ваше предложение привлекательно в узкой нише.

Примеры:

  • GitHubпривлек внимание благодаря тому, что основатели были активными членами сообщества Ruby On Rails, и предложили хранить git-проекты без головной боли (было большое пересечение между сообществом Ruby on Rails и фанатами git).
  • Coinbase — Брайан (сооснователь Coinbase) предлагал криптоэнтузиастам 0.1 BTC за отзыв о продукте.
  • Snackpass — как и Facebook, Snackpass быстро вырос за счет распространения в кампусах и разнообразных коммунах.
  • Tinder – также активно привлекал пользователей через студенческие «сестринства» и «братства» на вечеринки, для входа на которые нужно было показать установленное на смартфоне приложение Tinder.

Хотите попасть ко мне в стартап-обзор, получить новых пользователей и запросы от инвесторов? Пишите в личку телеграм. Публикации выходят на vc.ru, в моем телеграм-канале и всех социальных сетях.

#9 Привлекайте внимание на улицах

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, рынок не занят старожилами, а предложение географически ограничено.

Примеры:

  • Neighbor — флайеры для рекламы. Чтобы привлечь внимание, к чекам приделывали записку с надписью: «Это первый доллар, который вы заработали, снимая помещение на neiybor.com».
  • GoPuffпривлек много внимания в качестве «универсального магазина для курящих», доставляя кальяны, испарители, измельчители и папиросную бумагу в позднее время в кампус Дрексельского университета.
  • Thursday — приложение для свиданий в Нью-Йорке и Лондоне (в прошлом — Honeypot) привлекало первых пользователей, развешивая доски со странноватыми сообщениями на улицах Лондона.

#10 Подход «Build in public»

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, рынок не занят старожилами, и ваше предложение привлекательно для многих.

Примеры:

  • Buffer — Лео Уайлдрич (сооснователь) написал 150 гостевых постов в чужие блоги в первые 9 месяцев после запуска Buffer. Это по одному посту каждые два дня!
  • DesignJoy — Бретт (создатель) постоянно делился прогрессом в indiehackers.com, известном сообществе независимых разработчиков.
  • Pave — сотрудники делились отраслевой статистикой зарплат (главным продуктом компании) в Linkedin, что привлекло много внимания.

#11 Инфлюенсеры и блогеры

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, рынок не занят старожилами, а предложение привлекает многих.

Примеры:

  • Spotify — основатели просили блоггеров протестировать MVP. Продукт особенно впечатлял скоростью. Она стала интересной деталью, за которую можно было зацепиться при создании контента
  • Canva — Мелани Перкинс (сооснователь) писала всем инфлюэнсерам из сферы графического дизайна, чтобы найти поддержку.
  • Medium — Эван Уильямс (в прошлом — сооснователь Twitter) с помощью связей привлёк в качестве первых пользователей влиятельных лиц. Среди них был, например, Барак Обама.

Также подходит, если: клиент не ищет новое решение, а предлагаемый продукт — из новой, растущей категории.

Примеры:

  • Linkedin — Рид Хоффман (бывший COO Paypal) использовал связи среди влиятельных людей из Tech Space
  • Product Hunt — только блоггеры и инфлюенсеры («хантеры») могли выбирать проекты для сайта, чтобы поддерживать высокую планку качества и подстегивать интерес к платформе.
  • Step — ориентированный на детей банк подписал контракт со вторым самым популярным тиктокером в мире, Чарли Д’Амелио, для рекламы и привлечения инвестиций.

#12 Полномасштабная PR-кампания

Подходит, если: клиент не ищет новое решение, а у продукта есть мощная социальная миссия.

Примеры:

  • Telegram — в качестве противопоставления WatsApp Дуров сделал главной идеей мессенджера приватность пользовательских данных, а также строил имидж борца с госрегулированием.
  • Hey — почтовый клиент запустился с целым манифестом, который ставил во главу угла пользовательскую приватность и контроль.

Полный список исследования по 100+ компаниям находится здесь.

Подписывайтесь на мой блог на vc.ru. Здесь регулярно выходят полезные статьи о продвижении стартапов. Подписывайтесь и ставьте колокольчик🔔, чтобы не пропустить!

Если понравилась статья – поставьте лайк и подпишитесь на мой блог на vc.ru. Не забудьте нажать на колокольчик🔔 рядом с кнопкой подписки, чтобы не пропустить новые полезные материалы по стартап-тематике.

0
113 комментариев
Написать комментарий...
Владимир Воловцев

В статье есть полезный материал, но было бы интересно проследить за продвижением определенного бренда, когда он применяет разные направления раскрутки и какой результат для него более эффективный.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Какую компанию было бы интересно посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда