«Я ворую как художник» – лучший способ создавать новаторские продукты
6 примеров реальных вещей, которыми вы пользуетесь каждый день и которые бы никогда не появились на свет, если бы их создатели не доработали чужую идею.
Привет, я Дима Беговатов, веду на vc.ru свой блог с обзорами перспективных российских стартапов, а также периодически мне на глаза попадаются другие важные стартап-темы.
Доработал – получил УТП
Классные идеи для стартапов повсюду: нужно только ухватить их и понять, как правильно развивать. Чтобы найти эти идеи, можно проводить глубинные интервью и изучать потребности аудитории, можно масштабировать решение, которое вы нашли для себя или своей команды. А можно доработать там, где сдались другие и найти своё УТП. Так делали и компании, которые сейчас известны во всём мире.
Смотрите и учитесь!
Рассказывает Василий Лебедев – эксперт в создании инновационной и креативной среды в крупных компаниях по всему миру и подписчик моего тг-канала про стартапы VC hunt. Он покажет примеры отличных стартапов, которые удивят вас своей историей.
Собрали несколько ярких историй, когда стартап начинался именно с доработки чужих проектов.
Xerox остановился, Стив Джобс не смог
Это история про мышь. Компьютерную. Первую такую в массовое производство запустила компания Xerox в 1979 году. Она была сделана из пластика с тремя кнопками на корпусе, но из-за особенностей конструкции мышь быстро засорялась и переставала работать. Нужен был либо специализированный коврик, либо новая мышь. Однако Xerox не пошли дальше в улучшение конструкции.
В 1981 году Стив Джобс гулял по музею компьютерных технологий, где и увидел тот самый контроллер, мышь.
Это устройство сильно впечатлило предпринимателя, и он решил сделать его доступным для массового пользователя. Он решил, что мышь должна стоить не дороже $15, и главное – быть долговечным. Вот как раз та задача, с которой не справились в Xerox. И в 1983 году Apple приобретает лицензию Xerox и выпускает первую мышь в комплекте к компьютеру Lisa. Ну а дальше мы знаем, что на рынке нет мышей Xerox, хотя могли бы.
Был клей, стали стикеры Post-it-notes
История началась в 1968 году в лабораториях компании 3M. Учёный Спенс Силвер хотел улучшить акриловый клей для липкой ленты, но получил новый клей, который не боялся воды и тепла, но слабо держал. Применения ему не нашлось, пока другой исследователь Арт Фрай не придумал, где бы такой пригодился. Арт пел в церковном хоре и каждый раз использовал закладки для псалтыря. А они выпадали. Тогда он и попробовал крепить их на тот самый клей.
И уже в 1980 году стикеры Post-It Notes поступили в продажу, и каждый мог попробовать эту новинку.
От обоев до нашей любимой пупырчатой плёнки
Только представьте, что изначально пупырчатая плёнка была задумана как модные текстурированные обои. Их создали инженеры Альфред Филдинг и Марк Шаван, но желающих обклеить дом такими обоями не было. Изобретатели стали нести убытки.
И лишь спустя 3 года сотрудник IBM Фредерик Боуерс предложил контракт, поскольку компания увидела большой потенциал у этого материала.
IBM в те времена анонсировала свой новый компьютер: Мейнфрейм 1401. Новая техника требовала новых решений в упаковке – чтобы ничего не повредить при транспортировке. Довольно быстро такая инновационная упаковка привлекла внимание других компаний. А в последние десятилетия «пупырке» приписывают ещё и антистресс свойства.
Apple Watch выиграли битву позиционирования
В 2012 году компания Pebble Technology привлекла более $10 млн и к 2016 году выручила более $230 млн на производстве «умных» часов. Но в том же 2016-м закрылась.
Причин было несколько. Одна из них – проблема с позиционированием. Изначально их часы воспринимались как гаджет для гиков. Чтобы уйти от этого Pebble Time сделали ставку на эффективность и производительность. По их задумке пользователи могли смотреть погоду, календарь, устанавливать приложения Uber и TripAdvisor.
А конкуренты Apple Watch к этому моменту уже заметили тренд на спорт и здоровье и пересмотрели позиционирование. Погода, календарь и синхронизация с другими приложениями остались, но вот только клиентам нужно было что-то ещё. И Apple нашли это «что-то ещё».
Про Pebble Technology мы уже и не помним, а новинок Apple ждём каждый год.
Открывашка не нужна, Дэн придумал клапан
Интересна история создания крышек с клапанами для баночных напитков. Американец Эрмал Фрейз поехал на пикник и взял с собой банку пива. Тогда ещё никаких крышек с клапанами не было. Мужчина намучился, потому что забыл дома свою открывашку. После поездки он несколько месяцев посвятил изобретению такого клапана и в 1963 году запатентовал изобретение.
Началась эра металлических клапанов. И параллельно с ней – эра начала экологической проблемы: ведь клапаны отрывались и выбрасывались. Дети и животные их проглатывали, печальных историй становилось всё больше.
Эта проблема очень беспокоила Дэна Кудзика, он начал искать возможности доработать изобретение Эрмала Фрейза. И в 1975 году Дэн изобрёл клапан, который оставался на крышке – STA-TAB. Они стали промышленным стандартом. И мы видим их сейчас на всех жестяных банках.
Грустнограм – спасибо Instagram* за это
Это история не про то, как один конкурент вытолкнул с рынка другого, а про «оказаться в нужное время в нужном месте».
В марте 2022 года в AppStore и GooglePlay появилось новое приложение – эмоциональная социальная сеть Грустнограм. Её разработали 4 программиста из томской студии Eticon, и понадобилась им всего неделя. За основу идеи был взят, конечно, Instagram*, но главное отличие – это соцсеть, чтобы «вместе погрустить и поддержать друг друга», что в тот момент было необходимо многим.
Авторы предлагают пользователям быть собой, не стесняться своих эмоций и находить поддержку от тех, кто тебя понимает. Вместо лайков тут разбитые сердечки, фотографии всегда чёрно-белые, а настройки фона варьируются от «чёрной мглы» до «серых будней».
* Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Спасибо, что дочитали до конца этот гостевой пост в блоге Дмитрия Беговатова про стартапы. Есть интересная тема, которую вы хотели бы раскрыть перед читателями vc.ru? Напишите мне в личку @begovatovd и возможно мы выпустим совместный материал.
P.S. Подписывайтесь на мой vc-блог, если интересны подобные материалы.
Грустнограм тут, конечно, притянутая за уши история не про «оказаться в нужное время в нужном месте», а про попытку хайпожорить на ровном месте, причем не особо удачно. В остальном интересно)
"Авторы предлагают пользователям быть собой, не стесняться своих эмоций и находить поддержку от тех, кто тебя понимает."
Да, это даже больше про тик-ток😁
Можно расшифровку? Я не особо умею в новояз =/ Что значит "не особо удачная попытка хайпожорить на ровном месте"?
при этом уже был Tlenogram, но о нем ни слова )
Аналогичное мнение! Статья понравилась, много интересных историй, кроме Грустнограмм.
Где же тут попытка хайпажорить?
Вы не видите жирного сарказма и иронии?
Просто ребята решили простебать российскую реальность вот так.
Любой адекватно думающий человек понимает с первого взгляда. Что у этого приложения не было будущего изначально.
Дмитрий, отличное фото 👍
Вы очень похожи на Стива Джобса
На что только человек не пойдет, чтобы выпить пивка, даже изобретет клапан😅
У Генри Каттнера есть рассказ "Робот-Зазнайка", где он обыгрывает тему создания ножа для жестяных банок. Интересно, что это 1943 год.
а я человек простой: захотелось выпить пивко, я выпью пивко!
Да тут все истории про пиво:
Гуляя поздно вечером по блестящим от дождя улицам, Джобс нащупал во внутреннем кармане куртки теплую бутылку пива. Он искал укромное место, чтобы передохнуть и спокойно сделать пару глотков. Краем глаза он заметил справа от себя серую дверь, ничем не примечательную, кроме маленькой таблички на высоте глаз: "По четвергам вход свободный". Даже не пытаясь вспомнить какой сегодня день недели, Стив потянул ручку на себя и ввалился в темноту. Выдохнув, он достал бутылку и выпил примерно треть содержимого. После этого убрал бутылку обратно и попытался понять, куда же он попал. Внезапно зажегся тусклый свет и в десяти шагах от себя Стив увидел мужчину в форме, напомнившей ему форму работника почты. "Добро пожаловать в музей компьютерных технологий", — произнес мужчина негромко, — "Вы первый посетитель за сегодня, и мне кажется, что вы великий человек. Давайте я вам все тут покажу."
Ну и Pebble не закрылись, а продались Fitbit, как раз таки компания нацеленная на фитнес. Но развивать часы не стали.
У меня были Pebble Steel, это очень крутые часы были, которые ещё заряжать по 3-4 недели не надо было. При том что все сообщения и звонки приходили, это тогда действительно была революция.
Скорее Garmin, даже Apple Watch Ultra это попытка замахнуться на серию Garmin Fenix
Однако Xerox не пошли дальше в улучшение конструкции.
В 1979 году Стив Джобс гулял по музею компьютерных технологий
как?
5 алмазиков за внимательность этому господину!
ЛСД?
машина времени, видимо он ее таки починил
Спасибо!
Интересная, конечно же, статья. Но не раскрыли тему про Apple Watch. Какое у них было позиционирование в отличие от конкурентов?
Киллер фича AW - геймификация ЗОЖ. С часами ты больше двигаешься, больше тренируешься - тебе самому это становится интереснее. Ну и типа ты становишься здоровее.
Не зря говорят, что всё новое - хорошо забытое старое)
Так я и не понял из статьи, что же такого сделал джобс, что не сделала зирокс.
Пошел читать в википедии, там написано, что у зирокса эплл взяли gui, а попутно и мышь.
а то, что мы не знаем мышей зирокс, результат скорее маркетинга, нежели технологий.
И удивила строчка про музей, в который приехал джобс. Зирокс альто явно в те годы не в музее был.
Изобретение, не востребованное рынком, инновацией не является (согласно определению инновации в Википедии).
Джобс превратил GUI и мышь в инновацию — то есть сумел упаковать и продать это большому числу людей.
Тоже, кстати, не с первого раза — Lisa была очень дорогой и разошлась малым тиражом, а вот Macintosh побил все рекорды продаж в 1984 году.
И, что важнее, сделал мышь и графический интерфейс стандартом современного персонального компьютера.
По названию статьи скажу, художник создаст что-то новое лишь когда придёт к своему уникальному и неповторимому стилю, а повторение за другими не даст тех высот…
Пример с мышью опровергает это. Появились целые компании, специализирующиеся на мышах/клавиатурах. Смысл в том, чтобы повторять творчески, т. е. как художник.
За грустнограм автору статьи заплатили? Кто этим пользуется? Надо же понимать, что ни исковерканное название, ни интерфейс не способствуют эксплуатации сервиса. Да и никто не пользуется, единицы же. Чем он выдающийся, что они открыли?
Если правда интересно, то месяц назад была статья.
Сейчас онлайн примерно 3-5к в день, 12к в неделю, 25к в месяцhttps://vc.ru/tribuna/517345-grustnogram-kak-iz-shutki-vyrosla-socialnaya-set
Конечно. Премиальный пакет дали и набор галочек
Отвечая на ваш вопрос - самое выдающееся, что мы открыли это очень правильный эмоциональный фильтр в нужное время и в нужном месте, который позволил собрать в достаточно большое сообщество очень определенного склада ума и характера людей. И то, что вы этот фильтр не прошли отлично иллюстрирует его работоспособность)
Позиционирование 100 из 100!
Регистрация по .УТП ваще огонь!
онлайн бизнес триатлонДержите меня семеро!
Блин, грустнограмм, хоть бы какой-то свой шрифт названия придумали, а то он, я не знаю, слишком простой, слишком))
Комментарий недоступен
художники не воруют,они черпают вдохновение
Грустнограм можно было просто назвать "УГ" - было бы больше интриги)))
Вы не ищете работу? Мне в команду нужен ответственный за нейминг - у меня с этим всю жизнь плохо (
Комментарий недоступен
"Её разработали 4 программиста из томской студии Eticon, и понадобилась им всего неделя" - Eticon появился позже, нас и правда было 4, но создание проекта с томской студией никак не связано)
Интересно и поучительно. Благодарю!
про пост-ит я читал другую историю... совсем другую
Про грустнограм забавно))
тыц-пыц тема. В совке такого не было бы никогда