Агентская схема в Digital — как сэкономить на налогах миллион и не сесть

Хотите платить меньше налогов при работе с клиентскими бюджетами, а бухгалтер говорит, что это очень опасно и вас посадят? Пять наших клиентов из диджитал работают по агентской схеме более трех лет, спокойно проходят проверки налоговой и не переплачивают налогов. Хотите знать как? Читайте нашу статью.

Агентская схема в Digital — как сэкономить на налогах миллион и не сесть

Всем привет! Меня зовут Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист, основатель и руководитель Консалтингового центра Профдело. С 2006 года помогаем малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраивать управленку и анализировать финансы.

Материал подготовлен в соавторстве с бизнес-аналитиком, редактором Вячеславом Зыкиным.

У Агентства есть два основных варианта работы с клиентскими бюджетами:

  • проводить бюджет клиента как свои деньги (поступления в доходы, оплаты площадкам в расходы) ;

  • применить агентский договор и проводить через свои счета суммы, предназначенные рекламной площадке, как чужие деньги.

Рассмотрим преимущества агентского договора и его риски, разберемся со схемой.

Зачем нужна агентская схема Digital-агентству

Большинство агентств работает на упрощенной системе с объектом налогообложения «Доходы» и платит до 6% со всех сумм, что упали на счет. Агентская схема нужна, чтобы рекламный бюджет клиента не считался доходом, и с него не нужно было платить лишний налог.

Далее мы расскажем, как думаем мы, а вы напишите в комментариях, что думаете вы — рискованная схема или нет.


Пример:
Допустим, рекламодатель тратит 1,2 млн ₽ в месяц в следующих частях:
­­· 1 млн — бюджет для «открутки» на площадке;
· 0,2 млн — вознаграждение агентства.

Без агентской схемы агентство на УСН «Доходы» заплатит 72 000 ₽ налога (1 200 000 х 6%) .

С агентским договором — 12 000 ₽ (200 000 х 6%) .

Экономия в год — 720 000 ₽ на налоге совершенно легально.

Зачем нужна агентская схема Заказчику

Не только агентству выгодно работать по посреднической схеме. Заказчику такое оформление тоже выгодно, если его предприятие — на общей системе налогообложения (ОСНО) . Как правило, подавляющее большинство рекламных бизнесов на УСН, поэтому Заказчик терпит убытки за счет невозможности принять НДС к вычету.

Агентство, которое предлагает Заказчику расчеты с НДС и выставлением счетов-фактур без удорожания на 20%, имеет огромное преимущество у крупных клиентов.

Кому выгодно работать по агентской схеме

Имеет смысл заморачиваться с агентским договором, если Агентство проводит через себя клиентские бюджеты и имеет режим налогообложения УСН «Доходы». Тогда экономия 6% со всех рекламных бюджетов, прошедших через агентство, будет весьма существенной.

На других режимах налогообложения нет смысла внедрять агентские договоры, от этого ничего не выиграть.

Пример:

Бюджет на рекламу 1,2 млн, из которых 1 млн уходят Площадке.

Без посреднической схемы агентство на УСН «Доходы — Расходы» заплатит 30 000 ₽ налога: (1 200 000 — 1 000 000) х 15%.

С агентским договором — те же 30 000 ₽ (200 000 х 15%) .

Фраза про заморочки неслучайна. Внедрение агентской схемы требует:

  • грамотно составленного агентского договора;
  • изменения порядка документооборота;
  • составления дополнительного документа «Отчет агента»;
  • изменений в бухгалтерском учете Агентства.

Дополнительным заработком будет получение бонусов от площадок, например, Яндекс. Директ, Вконтакте, Елама, Vitamin. tools и ряда других. Если не экономим налоги, то смысла во всем этом нет.

Суть агентской схемы

В процессе размещения рекламы участвуют три стороны:

  1. Заказчик, он же рекламодатель.
  2. Рекламная площадка — VK, Яндекс, другие компании, которые предлагают показы объявлений, или сервисы, объединяющие многие рекламные площадки.

  3. Digital-агентство — люди, которые настраивают показы рекламы на площадках по аудитории, времени и прочим параметрам.

Между этими тремя участниками ходят деньги и бумаги. Заказчик платит агентству и площадке.

Агентская схема в Digital — как сэкономить на налогах миллион и не сесть

Суть схемы в том, что и деньги, и документы на бюджеты идут «транзитом». Главное: транзитом идет НДС!

Пошаговая инструкция по работе агентской схемы:

  1. Площадка выставляет счет-фактуру на 1 млн, в т. ч. НДС 166 666,67 на имя агента.
  2. Агент регистрирует счет-фактуру Площадки в своем журнале входящих счетов-фактур.
  3. Агент перевыставляет Принципалу счет-фактуру с теми же суммами, указывая поставщиком конкретную площадку, и регистрирует его в своем журнале исходящих счетов-фактур.
  4. Принципал получает счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок, получая тем самым входящий НДС 166 666,67 ₽.
<i>Как агентству перевыставить счет-фактуру</i>
Как агентству перевыставить счет-фактуру

Цель достигнута.

Внимание! В перевыставленном счете-фактуре будет указана площадка-поставщик. Суммы изменять нельзя, нужно будет перевыставить копеечка-в-копеечку. Всё прозрачно.

Какие документы нужно составить при работе по агентскому договору

Чтобы пользоваться преимуществами схемы, нужно составить следующий пакет документов:

  1. Заключить юридический правильный агентский договор.
  2. Заключить отдельно договор на услуги.
  3. Не реже чем раз в месяц оформлять документ «Отчет агента».

Часто возникает вопрос — а зачем делать два разных договора, нельзя ли в одном договоре совместить? Теоретически можно, смешанные договоры — когда и услуги и агентирование в одном документе — не запрещены. Однако, анализ агентских договоров наших клиентов, которые приходили к нам на консультацию, показал грубые ошибки, которые допускают юристы в таких договорах, например:

  1. Отсутствует вознаграждение по агентскому договору. По ГК РФ ст. 1005 агентский договор — всегда возмездный.
  2. Вознаграждение по агентскому договору устанавливают в размере стоимости услуг агентства за ведение рекламной кампании. В договоре при этом указаны права и обязанности, соответствующие договору оказания услуг.
  3. Вписывают «кредитование» заказчика, если у того нет денег на бюджет. Дело в том, что по агентскому договору агент всегда действует ЗА СЧЕТ принципала и не должен за свой счет оплачивать услуги, которые приобретает для Принципала.

При проверке по совокупности признаков такой неаккуратный договор может быть переквалифицирован в договор возмездного оказания услуг, и все поступления по нему будут обложены единым налогом УСН.

Если вы уверены, что можете составить смешанный договор, который пройдет проверку в налоговой и суде — делайте. Законом не запрещено. Мы же рекомендуем нашим клиентам делать два разных договора, чтобы расчеты были максимально прозрачны для налоговой и не возникало лишних соблазнов что-то доначислить или копать глубже.

Если вы запутались при составлении договоров или не хотите тратить свое время на бумаготворчество — юристы Профдело помогут.

Ежемесячно составляется документ «Отчет агента», который подтверждает факт расходования средств заказчика на оплату рекламной площадки. Агентство этот документ оформляет, Заказчик этот документ одобряет. У обоих в учете всё закрывается. Образец отчета агента можно скачать здесь.

Нужно ли перезаключать договоры с контрагентами

Чтобы запустить агентскую схему, нужно вместо обычных договоров оказания услуг заключить с рекламодателями Агентские соглашения — это новые договоры, в которых даже стороны называются не Заказчик и Подрядчик, а Принципал и Агент. Агент распоряжается денежными средствами Принципала, действуя в его интересах и оставляя себе заранее определенное вознаграждение.

Кстати, вознаграждение Агента может быть зафиксировано как в твердой сумме, так и в процентах от бюджета. Есть только одно ограничение — оно обязательно должно быть.

Как убедить контрагентов, если они против

Против агентского соглашения может быть только недостаточно информированный Заказчик. Если наглядно показать все преференции, которые даст схема, можно убедить любого адекватного клиента.

Вот список выгод для клиента:

  1. Экономия на НДС с рекламных бюджетов.
  2. Ежемесячный контроль за деятельностью Агентства с помощью Отчета агента.
  3. Больше порядка в управленческом учете — рекламные бюджеты отделены от вознаграждения агента.

Совет Профдело: чтобы показать рекламодателю финансовые выгоды агентской схемы, сделайте расчет в табличке Excel, покажите крупно/жирно/зеленым цветом то, сколько он выгадает на агентском соглашении.

Добейтесь, чтобы документ попал в электронную почту/мессенджер/на стол ЛПР — лицу, принимающему решения. Часто на пути прогресса стоит менеджер, руководитель отдела или «директор по маркетингу», который просто не хочет ничего менять.

А иногда вы можете столкнуться с тем, что бухгалтер клиента боится агентской схемы, и не хочет в ней разбираться — ему хочется как и прежде работать мало и не нагружать свою голову лишней информацией. Мы боремся с этим путем обучения клиентского бухгалтера — созваниваемся, рассказываем как это все работает, почему бухгалтера не накажут за эту схему и как ему все это провести в 1С.

Риски при работе по агентской схеме

Агентская схема абсолютно законна. Риски ее внедрения, как правило, упираются в пресловутый человеческий фактор.

Риск 1. Агентство забыло оформить отчет агента

Если агентство забудет направить заказчику документ «Отчет агента», то при проверке ФНС не примет к расходам суммы, уплаченные площадкам потому что отсутствует документальное подтверждение затрат (ст. 252 НК РФ) . А само Агентство заплатит 6% от рекламного бюджета, который прошел через его счета за этот месяц.

Этот риск снимается автоматизацией отчета агента и отладкой ЭДО между агентством и заказчиком. ЭДО в наше время — это must have, тем более для digital-агентств.

Риск 2. Заказчик забыл подписать отчет агента

Сбор подписанных возвратников — бич всех бизнесов. Если заказчик забудет подписать отчет агента и отправить его в агентство, у агентства не будет доказательств совершения агентской сделки. А значит все поступления могут быть признаны доходом с доначислением налогов.

Но от этого риска тоже есть страховка — прописать в агентском соглашении безакцептный порядок принятия заказчиком отчета агента с формулировкой «Заказчик в пятидневный срок обязуется подписать отчет агента. В случае отсутствия мотивированного отказа, направленного в адрес агента в указанныйсрок, отчет агента считается принятым без возражений».

Не делайте срок подписания короче — это будет неправдоподобно.

Риск 3. Бухгалтер не приложил к отчету агента подтверждающие документы

Это принесет проблемы Принципалу (клиенту агентства) . Расходы по этому отчету могут быть не приняты налоговой, и Клиент потеряет 20% на налоге на прибыль.

Риск 4. Заказчик видит реальные бюджет и суммы вознаграждения агентства

После принятия закона о маркировке рекламы Заказчик при минимальном любопытстве всё равно может видеть, сколько денег ушло рекламной площадке. Так что посыпать голову пеплом по поводу того, что Заказчик наконец-то поймет, сколько же денег он платит только за услуги агентства, уже поздно.

Внедрять агентскую схему или оставить договоры оказания услуг — выбирать агентству. Специалистам Профдело вариант с агентским соглашением представляется самым разумным выбором для взаимодействия Агентства на УСН «Доходы» и Заказчика, особенно если он на ОСНО. Чтобы максимально подстраховаться от возможных рисков, обращайтесь в Профдело — наши налоговые консультанты в тандеме с юристами уже перевели на агентские соглашения пятерых клиентов. Переведут и вас — процесс отлажен, рыбы документов готовы и прошли проверку в ФНС.

Если статья была для вас полезной, подписывайтесь на мой блог, оставляйте комментарии. Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем Телеграме.

3939
42 комментария

Где эта статья была 16 лет назад, когда я открывал агентство? 😁

8
Ответить

ммм, в этот момент я тоже открывала свое агентство! :) В этом году нам 17 лет исполняется :)

6
Ответить

Татьяна, может не по теме, но хотела вас попросить написать аналогичную статью про агентское вознаграждение студий дизайна, где берется сумма от клиента на материалы, работы и в том числе вознаграждение дизайнера. Как проводить вознаграждение? тоже агентским договором? какие риски есть в данной схеме работы очень интересно узнать.

3
Ответить

В принципе все довольно похоже, только если у вас например дизайн интерьеров, и передаются материалы, то на материалы нужно сделать дополнительные накладные на передачу подрядчику.

При грамотном оформлении рисков не будет (ну кроме политических, экономических и вообще предпринимательских рисков, что ты кому-то вдруг не мил :))

3
Ответить

Подписываюсь, интересно было бы почитать подробный разбор

2
Ответить

А если в качестве площадки выступает ИП? ну например, когда агентство массово закупается по телеграм-каналам и не через биржу? Там же НДС уже не будет или будет?

3
Ответить

ИП и на ОСНО с НДС бывает. Скорее всего будет, зачем бы ИП терять клиентов с НДС?

Ответить