{"id":13884,"url":"\/distributions\/13884\/click?bit=1&hash=09f62c16c0ff3dfd2ffc62f71f75f11ee44f45b325c978971c7626142eb506a0","title":"\u0423\u0447\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043d\u043e\u0432\u044b\u043c \u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u044f\u043c \u2014 \u0430\u0431\u0441\u0443\u0440\u0434 \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"cecf6c5c-ae6c-5b10-8200-cb44fb4af035","isPaidAndBannersEnabled":false}

Ты теперь продакт. Поздравляю! Что делать дальше?

Я напишу пару слов о том, как тебе подготовиться к новому этапу твоей жизни.

Вообще, обязанности продакта варьируются от одной компании к другой, но, как правило, продакт занимается всем: от создания roadmap до анализа пользовательского фидбэка, от анализа рынка до управления маркетинговой стратегией и бюджетами.

Я на этом пути вот уже восьмой год. Позади меня успешно реализованные продукты ИКЕА и МТС, проекты по недвижимости и цифровизации бизнеса, построение учебных курсов по продакт-менеджменту. За это время я структурировал свой подход к адаптации к роли продакта. Самыми сложными, познавательными и показательными, судя по моей статистике, являются первые три месяца работы, поскольку именно в это время тебе приходится с нуля выстраивать все процессы работы.

Наверняка тебя ждут интересные проекты и сложные разнообразные продукты. Твоя задача сейчас – адаптироваться под твою новую роль. Для этого я разработал небольшой план на основании своего опыта и разбил его на три этапа, каждый из которых длится 1 месяц.

Все мои слова носят рекомендательный характер и не более того.

Понимание роли PM: первый месяц

У тебя есть месяц, чтобы освоить базу и выстроить общий вижн продукта. Вот то, с чем придется работать:

1. Стратегия и план развития продукта.

Обсудите с руководителем свои KPI, за которые ты будешь нести ответственность. Возможно тебе не поручат строить цели по OKR сразу после вступления в команду. Скорее всего, твоя работа будет сконцентрирована на получении тех знаний, которые пригодятся в будущем при настройке OKR. Тут все зависит от того, как твоя компания строит цели.

2. Рынок и конкуренты.

Помимо самостоятельного изучения рынка на открытых источниках поинтересуйся у команды о прошлых исследованиях рынка и конкурентной среды, запроси подробности анализа продукта.

3. Персона пользователя. Представляет собой портрет юзера твоего продукта с его основными потребностями, характеристиками и целями.

Мой совет – постарайся взаимодействовать с отделом продаж напрямую. Поработай над Customer Success, если ты работаешь в B2B. В B2C поработай с командой над исследованием пользователей, изучи скрипты сервиса поддержки и их популярные запросы. Обязательно побеседуй с разработчиками об их KPI: впредь тебе придется говорить и на их языке тоже.

Запроси доступ к панели мониторинга метрик. Здесь тебе пригодятся аналитики, чтобы получить общее представление о показателях KPI продуктовых команд.

Не забывай, что продакт должен уметь участвовать в различных процессах. Все это нужно, чтобы получить качественное представление о поведении клиента, его характеристиках, мотивации и болевых точках.

4. Маркетинг, каналы привлечения и лидогенерация.

Мы знаем, что для любого бизнеса важно, чтобы как можно больше людей доходили до последнего шага воронки. Главная цель любых маркетологов и продактов — увеличение конверсии на каждом этапе воронки.

Поэтому так важна постоянная работа над маркетинговой стратегией и каналами привлечения.

Чтобы воронка работала правильно и пользователь с удовольствием проходил этот путь, нужно поработать над интерфейсами, правильном позиционировании и работе с клиентами. Вместе с дизайнерами подумайте, как обеспечить удачную customer journey map.

5. Процесс релиза продукта.

Нужно иметь представление об этапах жизни продукта – от его discovery до delivery.

Помимо этого, нужно понимать (в последствии – отвечать за них) различные организационные процессы. Например:

– Как сделать так, чтобы инициатива (=новая фича) получила зеленый свет? На каком этапе discovery продукта ты будешь подключать дизайн и аналитику?

– Как следовать методологии разработки, например, по Agile? Как соответствовать корпоративной среде продуктовой команды?

– Как подготовить PRD (документ, отражающий требования к продукту)?

– Как построить чек-лист с основными метриками, маркетинговому плану, стратегией релиза, гипотезами, рисками, и так далее?

– Какие инструменты/софты использует компания? Большинство использует JIRA, но могут быть и дополнительные инструменты. Со временем нужно будет освоить некоторые бэкэнд-инструменты и инструменты по аналитике данных (SQL, Google Analytics и др.)

Работа со стейкходерами: 2 месяц

Как продакту тебе нужно будет действовать в качестве посредника между продуктовыми командами: взаимная поддержка, совместный брейншторм или обмен опытом.

К концу второго месяца желательно иметь стабильную связь с техническим руководителем, арт-директором и как минимум с одним-двумя людьми из каждого отдела.

Это подразумевает то, что между командами, работающими над одним продуктом, должна быть синхронизация. Совместное обсуждение результатов предыдущего квартала и планов на следующий происходит не реже, чем один раз в один квартал. Это помогает обеспечить целостность продукта и соблюдение сроков.

Работа со стейкхолдерами – это стрессовый момент в работе продакта, но это реально полезный опыт, который можно оценить в цифрах.

Планирование релиза: третий месяц

Основная цель на третий месяц – настройка OKR твоего продукта. На этом этапе активизируется проактивность и самостоятельность. Если тебе удалось выпустить фичу, то ты крут! Не волнуйся, если первый релиз не стал твои триумфальным моментом. Если тебе удалось сдвинуть показатель метрики в плюс, то ты движешься в правильном направлении.

Можно начинать проводить собрания по планированию спринта. С появлением уверенности и полноценным знанием продукта и его команд, можно смелее выдвигать идеи для гипотез и ежедневные задачи с помощью OKR и процессов.

Разработка продукта – это всегда сложный процесс, который требует как воображения, так и способности определять законные возможности бизнеса.

Надеюсь, этот пост предоставил тебе базу, на которую можно ориентироваться в первые месяцы работы продакт менеджером.

Безусловно, структура неисчерпывающая. Например, в условиях стартапа три месяца могут быть сокращены до одного. Данный план составлен с расчетом на работу в крупных стабильных компаниях, где тебе будет дано время на самостоятельное изучение продукта, прежде чем ты определишься с действиями.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null