{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я вводил управленческий учет в компании по отделочным работам и что мне удалось из него узнать? Часть 1

О важности учета я понимал еще на старте бизнеса, когда еще и учитывать было нечего. Но без «денежной карты» будешь идти вслепую, и самое удивительное, что когда мы управленцы ленимся вести учет, деньги магическим способом начинают утекать. Расскажу на примере своей организации, как его вводил я.,

Затронем специализированный софт для строителей, CRM, но основа учета построена на Excel (а куда ж без него)

Доходы

Учет всегда начинаем со сбора данных по выручке, ее еще часто называют доходами, за что экономисты и бухгалтеры будут критиковать и тыкать носом, но для нас, маленьких бизнесменов, это не суть важно. А вот что важно, так это в управленческом учете считать выручку исключительно кассовым методом, то есть по факту поступления денег в «кассу» или на расчетный счет.

Какие доходы у строительной компании? Первый и основной источник – это оказание непосредственно строительных услуг: заштукатурили стены, сдали заказчику – сгенерировали финансовый поток. И так по всем строительным разделам. В нашем случае доходы считаются помесячно с каждого объекта и с каждой сметы на конкретном объекте (да, она может быть не одна, но для одного заказчика).

Второй источник – это проектные работы и услуги по согласованию. Часто требуется разработать проект котельной или вентиляции, проекты электрики и водоснабжения и это тоже генерирует выручку, пусть сильно меньшую в сравнении со строительными работами. А еще иногда требуется это согласовать в управляющих компаниях, комитетах и комиссиях, особенно если речь идет про перепланировку помещений.

Третий источник – это продажа черновых материалов: ёмкий по выручке, но наименее маржинальный источник доходов организации (Один из вечных вопросов вселенной - какая, у тебя маржа?). Может ли заказчик закупать материалы самостоятельно в петровиче, леруа, сатурне или у какого-нибудь ипэшника? Конечно может, но строительная компания, адекватная и нормальная, имеет глубину скидок сильно больше, чем физик, ввиду чего может позволить себе продавать заказчику все по стоимости, по которой он бы закупил самостоятельно, но при этом взяв на себя весь головняк с его закупкой, подъемом, хранением и возвратом неиспользованного материалы с компенсацией цены самому заказчику. Схема win-win.

И наконец, четвертый, - доходы от продажи чистовых материалов. Чистовыми в стройке мы называем краску, напольные покрытия, плитку, свет и розетки, сантехнику и конечно же мебель. Интересный факт, стоимость одной кухни может быть сопоставима со стоимостью строительных работ на всем объекте. Большая часть этих продаж идет по агентской схеме, то есть Заказчик оплачивает непосредственно производителя, а строительная компания получает свой агентский бонус. Звучит нечестно? Как на это посмотреть. Заказчику предлагается на выбор несколько производителей/поставщиков, его приглашают в шоу-румы, привозят образцы на объект, делают выкрасы и другие мастер-модели, примеряют фасады мебели и текстиль, формируют несколько кп от разных контрагентов и на основании этого составляют бюджет комплектации. И что важно, строители могут и делятся частью скидки на конечную закупку, заказчик экономит значительное количество времени и нервов, а строители и получают свой бонус за проделанную работу.

С определением выручки разобрались, данные внесли и о боже, вот они – наши миллионы. Но не спешите, впереди самое сладкое – расходы

Расходы

Расходы, в обиходе затраты, издержки. И опять же, экономисты будут ругать нас, нерадивых предпринимателей за использование терминологии, да простят они нас. Я для себя принял тот факт, что важна не сама терминология, а применимость нашего управленческого учета на практике и его «показательность» - то есть информативность тех или иных показателей, на основе которых предприниматель может применить верное управленческое решение (кстати, может и не применить).

Расходов у организации много в деньгах и много в названиях. Желательно, чтобы их было меньше, чем доходов. Финансовый совет: если вам не хватает денег, то просто надо стать богатым, и тогда денег будет хватать.

Очень условно разделим расходы на прямые и на косвенные. Прямыми назовем те, что прямо формируют себестоимость продукта или услуги, а косвенные помогают эти услуги организовать.

Прямые расходы на примере наших четырех видов расходов

1. Строительные работы: прямыми расходами будет являться оплата оплата труда тех, кто непосредственно ручками что-то построил, покрасил, положил проложил.

2. Проектные работы: расходы на оплату труда проектантов, инженеров, архитекторов и согласователей

3. Черновые материалы: расходы – это себестоимость их закупки.

4. Агентские платежи. Здесь как посмотреть: если у вас есть отдельно выделенная рабочая единица на работу с чистовыми материалами, то прямые затраты- это зарплата данного сотрудника. Но прямых расходов может и не быть, останутся лишь косвенные бонусные выплаты и налоги. Все зависит от внутренних бизнес-процессов.

С прямыми разобрались? Теперь предлагаю сделать сложный математический трюк. Вспоминаем самые сложные экселевские формулы и вычитаем из доходов прямые расходы. Что получаем? Правильно, получаем мы валовую прибыль. А если качнуть свои навыки еще сильнее, то можно поделить валовую прибыль на выручку и наконец узнать маржинальность своего бизнеса. Забегая вперед, может ли маржа быть больше 100%? Нет, и даже приблизиться к 100 она не может, потому что математику, как и законы рыночной экономики, не наеб... не обманешь

Первичный вид обретаем следующий

Откуда брать исходные данные? Вопрос очевидный, если вы сами и продаете, и выставляете счета, и следите за поступлениями и тратами. Как только команда перерастает 7-10 человек, многие основные функции уже распределены и информация не всегда доходит до коне

Помимо очевидного битрикса, мы пользуемся приложением Smetter – софт для строителей, где мы составляем сметы, отдаем их в работу прорабу, заносим все поступления и расходную часть по объектам, а также подключаем сюда Заказчика, чтобы он мог контролировать движение денежных средств, и видеть фотоотчеты. Р

Руководитель самостоятельно вносит все данные по объектам, что потом отображается в сводной таблице (Часть данных умышленно убрали)

Сейчас мы сделали пожалуй самое легкое, Для первой части хватит. В следующей мы разберем затраты на ФОТ, что такое капексы и опексы, какие налоги мы платим со стройки и возможно узнаем, что у нас остается в конце (если что-то вообще остается)

Подписывайте на мой ТГ

Для подсчета Ваших проектов, направляйте тз на почту [email protected]

https://s-ks.ru/ - наше портфолио

0
5 комментариев
Ирина Барамова I CFO

Кассовый метод в стройке – рисковая затея. Если есть авансы и предоплаты, а у стройки они есть 100% плюс работы идут не один день – по сути, еще не заработанные деньги отнесли на выручку и уже ими пользуетесь. Хорошо, если на текущие проекты, а не на закрытие дыр прошлых проектов и не на вывод денег себе. Риск кассовых разрывов.

Со строительных работ у вас закрытие объемов по периодам (помесячно), следовательно, здесь уже выручка не кассовым методом, а методом начисления. Перекос происходит. Если выбрали кассовый метод, то он применяется ко всем видами деятельности.

«Расходов у организации много в деньгах и много в названиях. Желательно, чтобы их было больше, чем доходов.» – Здесь, наверное, наоборот, расходов в деньгах меньше доходов )

На счет терминологии комментировать не буду ))

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприянов
Автор

Ирина, спасибо за комментарий
кассовый метод оправдан тем, что мы получаем деньги только по факту выполненных и принятых работ, так что скорее он рискованный для нас, потому что работаем без аванса. Расходы тоже кассовым, потому что рабочих оплачиваем по факту приемки еще до сдачи работ заказчику

Про опечатку спасибо, поправлю

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Барамова I CFO

А материалы по постоплате? И как списываете их?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Куприянов
Автор

Материалы по полной предоплате на основании выставленного счета. Счет на материалы идет от организации поставщика, поэтому списывать их в производство работ не требуется

когда договор заключается комплексный, то там все немного сложнее. Поэтапная сдача с частичным авансированием, передача материала в производство работ по М-15, списание на основании М-29, а отчетность перед заказчиком по Актам по форме кс-2 и кс-3, с включением туда материалов

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Барамова I CFO

Недостаток кассового метода в том, что если у вас на начало месяца есть материалы, за которые была оплата в прошлом месяце, то некорректно считается прибыль помесячно. Если вы ведете учет по проектам и не списываете материалы в том же периоде, когда за них был аванс, должны видеть, что в одном месяце может быть прибыль по проекту, а в другом, когда списали материалы – убыток по этому проекту. Когда остатка материалов нет на конец периода, тогда все сходится.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда