История становления VR/AR-технологий: от первых прототипов до новейших разработок
Виртуальная реальность (virtual reality, VR) - среда, созданная компьютером, доступ к которой обеспечивается техническими средствами. Другими словами, VR полностью заменяет реальный мир.
Дополненная реальность (augmented reality, AR) - технологии, которые дополняют реальный мир, «расширяют» его виртуальными объектами.
История данных технологий поэтапно прослеживается с 19 века:
- Простейший прототип VR-шлема был создан в 1838 году. Устройство соединяло два плоских изображения в одно трёхмерное.
- Однако первый в мире виртуальный симулятор запатентовал кинематографист Мортон Хайлиг в 1962 году. Устройство выглядело как кабина. Оно стимулировало все чувства при помощи динамиков, 3D-дисплея,генераторов запахов и вибрационного стула.
- В 1960х появились и другие VR/AR устройства:
- Telesphere Mask - первое наголовное устройство для погружения в фильмы. (1960)«Дамоклов меч» - первый VR-AR-шлем, который подключался к компьютеру и генерировал изображения разной формы. (1968)
- Новый этап начался в 1975 году: была создана интерактивная VR-платформа VideoPlace. Она включала в себя комнаты с большими экранами и проекторами. Находившийся в них человек мог видеть на экране свой компьютерный силуэт и взаимодействовать с силуэтами других пользователей.
- С 1980 годов наблюдался активный рост использования AR/VR технологий в практике: впервые были проданы VR-очки, появились игровые автоматы с VR, вышла первая игровая 3D-консоль.
За последние десять лет AR/VR технологии развиваются технологическими гигантами, такими как Google, Microsoft, Apple и Magic Leap.
Рынок иммерсивных технологий стремительно растет - прогнозируется рост объема рынка до $1,5 трлн к 2030 году (исследование компании PwC). AR/VR технологии будут особенно востребованы в сферах обучения, медицины, ритейла и удаленной коммуникации.
Среди проектов, прошедших в полуфинал HSE FEST, около трети посвятило свои работы именно виртуальной среде и развитию вверенных отраслей при помощи новых технологий. С полным списком проектов можно ознакомиться на сайте мероприятия.