{"id":13465,"url":"\/distributions\/13465\/click?bit=1&hash=1e6228dc4e5e22730d5108e1c30ee96b3462205737e7a3fe7ce4c965aaacfe57","title":"\u041a\u043e\u043d\u0444\u0435\u0440\u0435\u043d\u0446\u0438\u044f Ozon \u2014 \u043a\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6b1e0c55-41d3-56c2-84e2-fe6f447e3825","isPaidAndBannersEnabled":false}
Oleg Kochkalev

Сколько стоит твой бизнес в Российских реалиях? В этой статье даю 5 шагов, как самому понять сколько стоит твой бизнес

Сразу напишу формулу для оценки стоимости бизнеса: 🤓+🧳+12*💰+🥳+🎁<=18*💰

Если обратиться напрямую в интернет, то можно увидеть, три основных подхода к оценке бизнеса:

  • Доходный.
  • Затратный.
  • Сравнительный.

Вся печаль в том, что эти подходы больше теоретические, потому что их можно использовать если бизнес на 85-90% работает в «белую».

В моем понимании в «белую» это:

  • Все сотрудники оформлены, хотя бы на минималку,
  • Активы заведены на баланс юридического лица,
  • Платится хотя бы 50% налогов.

Как понимаешь, малый бизнес, в очень редких случаях, может себе позволить выполнить эти условия.

Поэтому, в России для оценки бизнеса перед продажей используется коктейль🍹 из этих трех подходов.

Как же понять, за какую цену реально продать свой бизнес в России в ближайшие 12 месяцев?

Первый шаг

Владельцу бизнеса нужно полностью отключить эмоции и воспоминания о том, сколько энергии и сил было вложено в бизнес, потому что вряд ли реальный покупатель бизнеса будет готов платить деньги за твои прошлые эмоции и трудозатраты.

На этом шаге, часто можно попасть в ментальную ловушку завышенной стоимости бизнеса.

Я её называю «эротическая фантазия» владельца бизнеса.

Естественно - эта фантазия о миллионах или миллиардах, за свой бизнес не имеет ничего общего с возможностью реальной сделки в ближайших год. А на больший срок расчет стоимости уже будет не актуален, как показал локдаун 2020 года.

Итогом этого шага будет «холодная голова»🤓

Второй шаг.

Составить список всех материальных активов и посчитать их стоимость продажи с «молотка»(на Авито) сегодня.

Например, у тебя есть товарный остаток, мебель из офиса и сырье.

Нужно посчитать, сколько будут стоить эти материальные активы при продаже с дисконтом. Без рекламных затрат. Может быть конкуренту, оптовику или тематической площадке объявлений.

Еще раз, важный момент - !Стоимость продажи без рекламных затрат!И товарный остаток считаем почти по себестоимости, а не по розничной цене.

Итогом этого шага будет «стоимость того что можно потрогать»🧳

Третий шаг.

Создать таблицу финансовых потоков в месячном разрезе, желательно за последние 3 года.

Минимальный набор строк для таблицы: Оборот, Расходы: Себестоимость продукта, Заработная плата, Рекламные затраты, Налоги, Чистая прибыль.

Для примера, я прикрепил скрин таблицы, которую я делал для одного из бизнесов.

Важно понимать, что эта таблица не для подтверждение доходов, а только для общего понимания экономики бизнеса.

Её можно будет показать потенциальному покупателю чтобы он понимал как обстоят дела с денежными потоками в бизнесе.

Потребность в создании такой таблицы возникает в 9 из 10 бизнесов, которые я помогаю продать, потому что редко, встретишь собственника, который ведет структурированный отчет по финансам в единой таблице.

В лучшем случае - это бухгалтерская или управленческая отчетность, и она не даёт общей картины финансов покупателю, который не разбирается в тонкостях нового бизнеса.

Итогом этого шага будет почти самый важный показатель оценки стоимости бизнеса из всех, «среднемесячная прибыль бизнеса»💰

Четвертый шаг.

Составить список нематериальных активов и оценить их.

Например, база клиентов, репутация на рынке, торговый знак, юридическое лицо, заключенные договора на будущие обороты в бизнесе, сайт, трафик с поисковиков, рекламные кабинеты, команда в бизнесе, документация, выстроенные бизнес процессы.

Этот шаг имеет минимальную корреляцию с цифрами, но играет очень важную роль в создании ценности предложения о покупке бизнеса.

Потому что для покупателя - приобретение нового бизнеса, это не только сухие цифры, но еще и эмоции.

И чем больше ярких и позитивных эмоций будет вложено в этот процесс, тем больше денег ты получишь за свой бизнес.

Итогом этого шага будет «яркие эмоции покупателя»🥳

Пятый шаг.

Я его называю «Упаковка бизнеса».

А суть в том, что не все бизнесы можно продать в текущем их состоянии, чаще всего, требуются небольшие преобразования и доработки для успешной сделки.

Например, бизнес процессы в голове у собственника, а не на бумаге.

Офис или помещение, требует минимального косметического ремонта, что бы покупателю бизнеса можно было показать это помещение и он не убежал от вида обшарпанных стен или покосившейся мебели.

Кстати, бюджет на этот этап обычно в пределах 15-30 тыс. рублей.

Скрипты продаж у менеджеров в голове, а не на бумаге.

Звездный заказчик или премия за продукт и благодарности от клиентов - лежат в шкафу, а не на самом видном месте.

Этот пункт, можно продолжать почти бесконечно, в зависимости от особенностей бизнеса.

Скажу только одно. Из моего опыта: профессиональная упаковка - это почти гарантия продажи бизнеса за вменяемые деньги.

Итак, на последнем шаге мы получаем «Упаковку бизнеса»🎁

Ура! Ответ, на главный вопрос о стоимости твоего бизнеса почти готов.

Вспомним нашу формулу для оценки бизнеса: 🤓+🧳+12*💰+🥳+🎁<=18*💰

Рассмотрим каждое слагаемое подробно:

Первое слагаемое «Холодная голова»🤓 владельца бизнеса, что бы не провалиться в «эротическую фантазию» о стоимости бизнеса

Прибавляем

«Стоимость того что можно потрогать»🧳 - главное по цене с дисконтом на быструю продажу без рекламных затрат.

Прибавляем

«Среднемесячную прибыль бизнеса»💰 умноженную на 12 месяцев

Прибавляем

«Яркие эмоции покупателя»🥳, которые должны быть выведены в пиковое значение на момент сделки.

Прибавляем

«Упаковку бизнеса»🎁 для того чтобы можно было в принципе провести сделку

Получаем итоговую стоимость, которая не должна превышать цифру в 18 среднемесячных прибылей.

Действуй по описанным выше шагам и ты сможешь сегодня же понять сколько стоит твой бизнес, если его продать в ближайшие 12 месяцев.

Вопросы задавайте в комментариях или пишите в личку

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null