{"id":10771,"title":"\u0411\u0435\u0441\u043f\u043b\u0430\u0442\u043d\u044b\u0439 \u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440 \u0434\u043b\u044f digital-\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=10771&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=784bba4e4e7bbdd70a9f4ae7dbba83bdf662dd17da42e7eeb734d693a784bfa7","isPaidAndBannersEnabled":false}
Арина Сергеева

«Не кладите все яйца в одну корзину»

Прошло время после глобального сбоя мировых социальных систем на основе Facebook. ЧП в мире глобальных коммуникаций имело множество последствий, начиная от падения стоимости акций цифровых гигантов на биржах и заканчивая пошатнувшимся психологическим здоровьем некоторых пользователей. Но профессиональных оценок причин случившегося было не так много.

Можно ли уберечься от подобных случаев глобальной цифровой турбулентности? Какие угрозы безопасности несут ошибки софта? Об этом «Армейский стандарт» спросил ведущего эксперта в IT-области, руководителя DZ Systems и создателя «Яндекс.Маркета» Дмитрия Завалишина.

— Компания Цукерберга назвала предварительную причину — сбой маршрутизаторов. Можно для большого количества чайников объяснить, что это такое?

— Интернет-сервисы — это программы, которые работают на компьютерах. Компьютеры расположены в дата-центрах — выделенных помещениях. Дата-центров у Фейсбука много, и все они соединены отдельными от Интернета каналами связи. Кроме того, все они связаны и с обычным Интернетом. Специальная аппаратура — маршрутизаторы — отвечает за организацию таких связей.

Маршрутизатор — это «телефонная станция» Интернета. Он обеспечивает соединение двух серверов между собой. Он же отвечает за соединение между сервером и пользователем. Маршрутизаторы дата-центров Фейсбука настроены определенным и довольно непростым образом. В этих настройках и появилась ошибка.

В данном случае ошибка оказалась столь разрушительна, потому что привела к цепной реакции — отказ одного маршрутизатора последовательно распространился на все окружающие, пока не отказала вся система. Поскольку сотрудники компании в основном работают дистанционно, они не смогли быстро исправить настройки маршрутизаторов, потому что доступ к настройкам обеспечивался через Интернет, то есть через те же самые маршрутизаторы. Этот замкнутый круг удалось разорвать, только когда администраторы сети физически приехали в дата-центры и вручную перенастроили работу сети.

— Можно ли сказать, что была умышленная или неумышленная ошибка в программе?

— Сложные системы подвержены такого рода ошибкам уже по своей сути, в силу сложности. Маршрутизаторы постоянно обмениваются между собой информацией о доступности серверов и кратчайшем маршруте для передачи информации. Если информация, которой они обмениваются, окажется неверной, то «зараза» от неверных настроек может быстро, почти мгновенно распространиться по Сети и вывести ее из строя. Несколько лет назад подобный отказ произошел в системах Яндекса и по довольно схожей схеме. Надо, впрочем, отдать должное инженерам Яндекса — у них отказ затронул только часть системы. Видимо, система Яндекса разделена на отсеки «водонепроницаемыми» перегородками. Коротко говоря, этот отказ — стечение неидеальной настройки системы и сбоя, который подтолкнул первую костяшку домино, обрушив всю конструкцию.

— Facebook пока отрицает внешнее воздействие в систему. Такому выводу можно доверять? Можно ли с гарантией в 100% определить, какое было воздействие — изнутри или извне?

— Данные компанией объяснения выглядят убедительно. Скорее всего, это действительно результат ошибки в настройке систем маршрутизации. С другой стороны, гарантировать отсутствие внешнего воздействия нельзя. В конце концов, любая ошибка может возникнуть и по воле не слишком лояльного сотрудника. Сложность системы настолько велика, что выявить такую ошибку, а тем более доказать ее умышленность нереально. С технической точки зрения.

— Почему «легли» другие сети?

— Не знаю, что имеется в виду под «другие». Если речь о других сервисах, то, скорее всего, они просто были развернуты на инфраструктуре Фейсбука и так же потеряли связь с миром из-за отказа маршрутизации.

— Какой вывод Россия должна сделать из этой ситуации?

— Как я уже говорил, это не первый случай «идеального шторма» в закрытой системе маршрутизаторов. Об опасности таких сценариев профильным специалистам хорошо известно. Конечно, данный конкретный шторм имел свои особенности, но общая картина известна и предсказуема. Ответы тоже известны — не класть все яйца в одну корзину, делить инфраструктуру на части, слабо связанные друг с другом, и держать в дата-центрах опытных дежурных инженеров.
#ИТ , #DZSystems , #ДмитрийЗавалишин

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
«Яндекс» купит технологическую платформу рекламного сервиса eLama Статьи редакции

Платформа сохранит название и продолжит развиваться под брендом eLama.

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

Digital Horizon спрогнозировала развитие финтеха в 2022 году

Инвесткомпания, которая создала криптосервис, недавно проданный Тинькофф Групп, рассказала, как мы будем платить внутри метавселенных, что придет на смену big data, почему миру нужна тотальная токенизация и какую роль играют финтехи в реализации ESG-повестки.

«Альфа-банк»: звонки от фейковой «службы безопасности банка»

После оформления заявки на кредит на официальном сайте АльфаБанка, начали поступить звонки от мошенников

В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

На кого поставить при развороте рынка вверх
Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Как Counter Strike сделал меня веб-разработчиком и как я открыл свою веб-студию

Я, как и многие подростки, начинал свой путь с компьютерных игр, вернее с видеоигр, тогда еще компьютеры не были настолько популярными. Да, я про те времена, когда мы зависали, играя в приставку SEGA и у нас горели блоки питания от перегрева, кто в теме, тот поймет =)

Почему спрос создать нельзя и что с этим делать

«Рекламируем паркетную доску темного цвета… она не пользуется спросом… люди спрашивают светлую… По опыту темную доску покупают люди… Вопрос: какую стратегию применить для привлечения покупателей?»

Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

Harman умалчивает о проблеме в своих новых колонках JBL Charge 5

Я не люблю проводные подключения и стараюсь избавлять от них, где это возможно. Поэтому у есть пара колонок JBL Charge 3 в качестве портативного стереокомплекта акустики. В них мне не нравился недостаток высоких частот и устаревшая версия bluetooth 4, которая дает заметную задержку звука - просмотр фильмов становился некомфортным, звук отставал…

null