{"id":10861,"title":"\u0417\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0435 PwC Venture Hub","url":"\/redirect?component=advertising&id=10861&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/349044-korotko-zapustit-pilot-i-poluchit-novyh-klientov-s-pwc&placeBit=1&hash=4330fcc6373e035951e6ff64a3ae572ba5f30463fe8776204270bbc0bd091c81","isPaidAndBannersEnabled":false}
Арина Сергеева

Дмитрий Завалишин (DZ) о времени и о себе. Часть 2. Рождение Яндекса и первые шаги электронной коммерции

Новые проекты Дмитрия уже были связаны с развитием российского сегмента Интернета. В первое время Fido для пользователя было удобнее, да и порог вхождения был ниже. Но затем в развитии Интернета произошел качественный скачок.

Первоначально основными сервисами и Fido, и Интернета были электронная почта и конференции (эхи), которые отличались тем, что переписка участников была публичной. Но затем появился Web, и все изменилось. Годом позже появились графические браузеры и первые сайты. «Это был год, наверное, 1993-й, когда вышли первые полноценные браузеры – «Виола» и «Мозаик», и народ начал осмысленно пользоваться технологией www. Появились первые сайты, но их было настолько мало, что за день можно было фактически обойти весь Интернет. Счет шел на десятки. А дальше все стало развиваться именно в том направлении, которое привело к сегодняшнему состоянию Интернета», — вспоминает Дмитрий.

Рис. 1. Так выглядела переписка в ньюс-группах

Рис. 2. NCSA Mosaic. Прямой предок Firefox и Internet Explorer

Появление протокола tcp/ip открывало и вовсе захватывающие перспективы. «Картина мира изменилась полностью. То, что мы делали, теперь выглядит, конечно, дико. Например, я подключался через мой модем Zyxel к «Реалкому» по tcp/ip, запускал X-Window на своей машине и подключался к приложению на сервере в институте Курчатова. Графическая среда у меня работала через модем. Очень «криво», но работала!», — поделился своими впечатлениями Дмитрий.

Но требовался и большой объем работ по адаптации программ для наших условий. При этом условия были куда сложнее, чем сейчас, ведь, как напоминает Дмитрий, было несколько конкурирующих между собой кодировок кириллицы, и в разных ОС и приложениях в качестве стандарта применялись разные. Например, в ДОС использовалась CP866, на советских ПК одно время стандартом была кодировка «основная ГОСТ», в Windows — CP1251 (она же стала стандартом в Белоруссии и Болгарии), в Unix доминировала КОИ-8, причем в России и на Украине были приняты разные ее варианты, несовместимые между собой. Были и менее широко используемые, по крайней мере, в России варианты вроде ISO-8859-5 или кириллица Mac. И все они должны были поддерживаться на сайтах. Настоящим кошмаром стали принудительные перекодировки сообщений электронной почты серверами, которые приводили к тому, что до половины сообщений приходило в нечитаемом виде. Наверное, оттуда у многих пошла привычка оставлять тело письма пустым, а само сообщение отправлять в виде прикрепленного файла в формате Word, на содержимое которого перекодировка письма не влияла.

Рис. 3. Раньше такое встречалось чаще

Все это, как вспоминает Дмитрий, требовало приложения больших усилий разработчиков: «Русификацией программ занималось множество людей. Плюс русификация операционных систем, кириллические клавиатурные драйверы, которыми занимался Антон Чижов. Сейчас об этом уже забыли, потому что с появлением юникода основные языки нативно поддерживаются, и проблемы такой нет. А в 90-е была целая война, связанная с разными кодировками – разными на разных сайтах, – и их совместимостью».

Уже в середине 90-х появились онлайн-дневники или блоги. И одним из первых блогеров стал Дмитрий: «Я тогда взялся издавать сетевой журнал DZ-online – это был 1997 год. Я совершенно не ожидал, что он окажется настолько востребован, а он в итоге стал одним из самых читаемых технологических блогов в стране. Тогда сильных блогов было штук шесть, а интересных из них – три-четыре».

Помимо технического потенциала, Интернет давал большие возможности для развития бизнеса. Fido же было принципиально некоммерческим, там была полностью запрещена любая реклама, можно было рассчитывать только лишь на объявления о продаже бывших в употреблении вещей. Первые интернет-магазины появились в 1995 году, среди которых был и Amazon. А уже в конце 1996 года ныне несуществующий журнал Family PC провел эксперимент: два добровольца оказались в незнакомом городе в пустом доме, где был только халат и компьютер с доступом в Интернет. Оба они получили задание приобретать все необходимое только в Интернете, и оно было выполнено.

1990-е годы в России были периодом, мягко говоря, сложным. Дмитрий характеризовал его так: «Это был крайне тяжёлый и мутный период истории, когда все кругом разваливалось, никто толком не представлял себе никаких перспектив, а все российское ИТ можно было, по-хорошему, скупить за пару миллионов долларов, да еще осталось бы на кофе с пирожками. При этом высокотехнологичные проекты периодически осуществлялись на средства людей, абсолютно не понимающих, во что они вкладываются, причем об источнике этих денег лучше было не думать. Вот, собственно, с предложения одного бизнесмена инвестировать в ИТ-проект и можно начинать отсчет этой истории». И один из таких инвесторов предложил Дмитрию буквально следующее: «E-commerce очень хорошо идет, но электронный магазин – уже пошло, надо e-commerce, но не магазин». Появилась идея, что нужно сделать инструмент, который помогает человеку обеспечить навигацию по набору товаров. Причем речь шла о полноценной экспертной системе, и соответствующие наработки у Дмитрия были. С помощью Ильи Положинцева проект такой системы появился. В то время потенциальный инвестор отказался от своих первоначальных намерений, но бросать идею было жалко. И как раз в то время произошла встреча Завалишина с Аркадием Воложем, у которого уже был план выделения «Яндекса» из состава CompTek, и он предложил: «Мы решили, что «Яндекс» будет отдельной компанией, и нам там нужны проекты. Задача по e-commerce там тоже есть. Хочешь сделать это там?». И это предложение было принято: «В этот момент я осознал, что мы, в общем, и правда, придумали хорошую идею, и это, кажется, тот момент, когда надо все бросить, и заниматься только ей. Думаю, это был чуть ли не первый российский Интернет-проект, который случился во всей полноте, стал коммерчески успешным и не имел западного прототипа. В общем, мы согласились».

Рис. 4 Аркадий Волож, Илья Сегалович и Елена Колмановская на выставке Softool,1997, где и было объявлено о создании Яндекса

Этот проект трансформировался в «Яндекс.Маркет», существующий до сих пор. Но тогда он назывался «Яндекс.Гуру». Проверять пришлось на себе, и результат был, в хорошем смысле, неожиданным. «Мы очень четко понимали, что нужно запуститься обязательно не с одной категорией товаров, а, как минимум, с тремя, причем довольно разными, чтобы на рынке нас не восприняли как инструмент именно по этой одной категории, чтобы мы сразу показали какую-то широту. Одной из категорий были цифровые фотоаппараты. Я в то время ими занимался, очень их любил, думал, что я знаю все. Мы заполнили каталог моделей фотоаппаратов, построили первый алгоритм на основе искусственного интеллекта, который задавал вопросы и давал рекомендации, и впервые его запустили. Я начал его тестировать, как пользователь, — отвечать на вопросы, по-честному, для себя. Был уверен, что я знаю, что он мне порекомендует, – у меня же был аппарат, я его сознательно выбирал, я знаю весь рынок. И тут «Гуру» мне посоветовал совершенно другой, неизвестный мне аппарат. Я посмотрел на экран, и подумал: «Железка, что ж ты делаешь-то, я же тебя создал, как ты смеешь? А потом взглянул на предложенное, и понял, что это, по крайней мере, действительно очень интересный аппарат, который я почему-то не рассмотрел. Это был для меня, конечно, момент истины».

«Яндекс.Маркет» появился спустя год после «Яндекс.Гуру». Это было инициативой Аркадия Воложа. Первоначально, как признается Дмитрий, реакция была, скорее, негативной: «Я тогда здорово злился и был почти несчастлив, ощущал эту ситуацию, как давление извне. Ну, представьте себе: ты сделал отличный проект, а тут тебя заставляют переделывать! Все-таки я тогда был в большей степени программистом, а он, как бизнесмен, понимал, что нужно консолидировать сервисы, потому что единый портал с большим объемом трафика – это очень ценно. Но в итоге Маркет был успешно запущен».

Хотя идея объединения разных непоисковых сервисов уже, что называется, витала в воздухе. Как и создания единой точки входа для них. Это была очень сложная задача, которую команда «Яндекса» успешно решила, и чего не удалось очень многим другим. По оценке Дмитрия, этому способствовали правильное целеполагание и наличие стратегии.

Но история развития «Яндекс.Маркет» предопределила уход из «Яндекса». «На примере истории с Яндекс.Маркет» я понял, насколько непрофессионально мы строим управление проектами. Архитектурно, как программисты и как архитекторы, мы были большие молодцы, мы сделали все правильно, но как руководители проектов мы были катастрофически неумелыми. Я понял, что мне нужно этому учиться». В 2003 году он покинул «Яндекс», перейдя сначала в российскую компанию, чей бизнес был связан с заказной разработкой ПО, а затем – в американскую, аналогичного профиля. Целью было увидеть все процессы с точки зрения разработчика, заказчика, подрядчика. Нужно было научиться управлять проектами и делать предсказуемым качество и сроки проектов. У нас тогда это умели буквально единицы – самородки и самоучки. После этого была создана Digital Zone. Сейчас у Дмитрия Завалишина уже холдинг DZ Systems из 5 компаний: Digital Zone, которая занимается крупными системами для корпоративных заказчиков,e-Legion – разработчик мобильных приложений, «Апрентис», которая специализируется на ERP, CRM, HR и прочих управленческих системах. Также еще две компании занимаются оказанием профессиональных услуг, консалтингом, заказными разработками. И, как особо отмечает Дмитрий, есть структура, которая их объединяет — единый проектный офис: «Он позволяет реализовывать проекты точно в срок и идеально по качеству. В том, что без него работать никак, я за двадцать лет убедился на личном опыте».
#ДмитрийЗавалишин, #ИТ, #Яндекс, #DZSystems[ Продолжение. Первая часть. ]

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Как Counter Strike сделал меня веб-разработчиком и как я открыл свою веб-студию

Я, как и многие подростки, начинал свой путь с компьютерных игр, вернее с видеоигр, тогда еще компьютеры не были настолько популярными. Да, я про те времена, когда мы зависали, играя в приставку SEGA и у нас горели блоки питания от перегрева, кто в теме, тот поймет =)

Хардфорк Chia объявил о старте продаж новой расы питомцев для Chives NFT Game
Chives NFT game aquatic race

Стало известно о старте продаж новой расы NFT питомцев для будущей P2E игры, которая разрабатывается командой Chives coin.

Логарифмическое распределение цен на платформе Veles

Мы добавили логарифмическое распределение цен.

В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

Digital Horizon спрогнозировала развитие финтеха в 2022 году

Инвесткомпания, которая создала криптосервис, недавно проданный Тинькофф Групп, рассказала, как мы будем платить внутри метавселенных, что придет на смену big data, почему миру нужна тотальная токенизация и какую роль играют финтехи в реализации ESG-повестки.

Переход в облако только начинается, а прогнозы о будущем метавселенных могут не сбыться: тренды до 2030 года Статьи редакции

Аналитик и бывший партнёр фонда Andreessen Horowitz Бенедикт Эванс считает, что даже если технологии становятся лучше, это не значит, что им удастся заменить старые и привычные — они могут просто занять свою нишу на рынке.

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

На кого поставить при развороте рынка вверх
«Яндекс» купит технологическую платформу рекламного сервиса eLama Статьи редакции

Платформа сохранит название и продолжит развиваться под брендом eLama.

null