{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

7 ошибок при создании бизнеса с партнерами. Как их избежать?

Выбор делового партнера — тонкая и непростая задача. Первые шаги, которые бизнесмены делают в начале совместного пути, определяют, будет ли стартап успешен. Но даже успешно пройдя вместе первый этап становления бизнеса, со многими проблемами партнеры могут столкнуться в процессе его развития. В значительной степени это зависит от того, насколько грамотно выстроены отношения между ними.

Чего лучше не делать при запуске бизнеса, в котором несколько собственников, и на что обращать внимание? Я, Елена Кулешова, владелец группы компаний Gekkold, поделюсь ошибками, с которыми сталкивалась в своей практике.

Ошибка №1. Запускать бизнес без правил

Часто партнерство заключают друзья или приятели. Их объединяет общая идея, у них есть возможности для её реализации, но нет долгосрочного бизнес-плана. Если у бизнес-партнеров нет опыта в масштабировании бизнеса и на начальном этапе они не договорились, как развивать компанию в долгосрочной перспективе, со временем у них возникнут проблемы. Часто люди начинают дело вместе, изначально имея разные цели. Один хочет инвестировать в стартап, чтобы потом получать пассивный доход без дополнительных усилий, а второй вкладывает все силы в развитие и масштабирование компании.

Прежде всего нужно документально зафиксировать правила сотрудничества, а уже потом начинать совместную деятельность. Один из самых важных моментов, которые нужно обсудить на старте, — доли партнеров. Также стоит определить, кто и чем будет заниматься. Например, один партнер отвечает за операционную часть работы, а другой — за юридическую.

Если вы планируете масштабировать бизнес, стоит прописывать план минимум на пять лет вперед. Нельзя рассчитывать, что бизнес будет расти сам. Важно знать, к чему вы идете и каких правил и условий придерживаетесь при этом. Также важно описать цели и условия расставания с партнерами. Например, если один из них захочет продать долю в бизнесе через несколько лет, то лучше зафиксировать, что в первую очередь он должен будет предложить сделку купли-продажи своему партнеру.

Ошибка №2. Иметь разные морально-этические принципы с партнерами

Партнеры могут иметь общую цель, но видеть разные пути для ее достижения. Один будет вкладываться в развитие компании, а другой искать легкие и быстрые пути заработка на «серых» схемах. Один будет искать лучших специалистов на рынке и стараться создать для них максимально комфортную атмосферу, а другой не против окружить себя просто красивыми сотрудницами без какой-либо корпоративной цели. Такие разные морально-этические принципы партнеров фатальны для бизнеса.

Предприниматели, которые собираются вести общее дело, должны быть единомышленниками и людьми схожих взглядов. Кроме того, важно создавать команду из тех, чьи ценности совпадают с вашими, то есть вы одинаково определяете, что такое «хорошо» и «плохо».

Ошибка №3. Не разграничить зоны ответственности

Предпринимателям письменно важно фиксировать должностные обязанности. Если этого не делать, существует большая вероятность, что ранее устно оговоренные соглашения не будут выполнены или их условия будут неправильно поняты какой-то из сторон.

Если обязанности между партнерами не распределены, для сотрудников компании это может стать проблемой, поскольку вопросы команды не будут решаться, а по кругу передаваться от одного руководителя другому. К тому же, если нет в компании правил кто и за что отвечает, субординация в коллективе будет нарушена, сотрудники смогут манипулировать каждым из партнеров на фоне конфликта интересов. Такая система будет неэффективна, а бизнес скорее всего продержится недолго.

Ошибка №4. Отсутствие гибкости в концепции

Долгосрочное планирование помогает концентрироваться на стратегии развития и отслеживать подводные камни на пути к успеху. Но не все можно предусмотреть. Например, в период пандемии многие владельцы бизнеса впервые столкнулись с масштабным кризисом, и им пришлось экстренно придумывать, как сохранить своё дело, продолжать работать и общаться с аудиторией в новых условиях.

На старте проекта важно составить бизнес-план с максимальным количеством сценариев, где будут прописаны разные пути развития бизнеса и правила отступления. Но рынок постоянно меняется даже в мирное время, ниши могут активнее развиваться или умирать, поэтому иногда нужно отступать от изначальной концепции, уметь корректировать её в режиме реального времени.

Ошибка №5. Не закреплять финансовые договоренности

Начинающие предприниматели думают, что в бизнесе главное уметь делить прибыль. Реальность такова, что в партнерстве приходится делить и убытки: кассовые разрывы придется закрывать вместе. Чтобы партнерство не обернулось конфликтами и проблемами на финансовой почве, важно осознавать риски совместного ведения бизнеса. В начале пути партнерам стоит обсудить все возможные риски и при участии юриста отразить спорные и сложные моменты в договоре. Тогда правила игры и распределения финансов будут прозрачны.

Ошибка №6. Неравноценный вклад

Успех бизнеса в первую очередь зависит от того, какие люди его создают. Конечно, важно, чтобы партнеры друг друга дополняли. Например, один хорошо знает нишу, а другой — разбирается в финансах и управлении. В этом случае вам будет легко разделить сферы ответственности и вместе прийти к успеху. Но точно не стоит выстраивать партнерство, когда у одного есть деньги, а у второго только знания и навыки. Шансы на успех в таком деловом союзе малы, потому что риски, которые несут партнеры, не равноценны.

У владельцев может быть разная мотивация в совместном проекте, но при построении бизнеса каждый из основателей должен вложиться в компанию финансово. Схема, при которой вы инвестировали в дело, а ваш партнер просто «работает в компании», обречена. Если ему нечем рисковать, то в случае неудачи он может просто уйти и занять место менеджера в другой компании, а в убытке останетесь вы.

Ошибка №7. Поспешный выбор партнера

Выбор бизнес-партнера — ответственное дело. Иногда человек очень опытный и успешен, но его манеры и отношение к делу настораживают. Не торопитесь с решением, прислушивайтесь к своим субъективным оценкам относительно партнера ещё в начале пути. Проверяйте все скелеты в шкафу. Давая шанс человеку, в котором вас что-то настораживает, в дальнейшем вы можете пожалеть, что не прислушались к себе. Как правило, именно то, что смущает изначально, обязательно становится проблемой в будущем.

Отношения с бизнес-партнерами, как между супругами в браке, нужно выстраивать. В начале пути присматривайтесь друг к другу. Например, если один из партнеров завистлив, лучше разойтись, ничего хорошего из такого союза не выйдет. Бизнес постоянно проверяет отношения на прочность, и возможность на всем горизонте сотрудничества опереться на партнера иногда оказывается важнее умения получать мгновенный финансовый результат или проводить сложные операции. Поэтому следует внимательно и без спешки подойти к выбору партнера, выстраивать с ним честные отношения, быть в открытом диалоге и уважать границы друг друга.

***

За каждым успешным бизнесом стоит своя история провалов и поражений. Каждый предприниматель идёт по собственному пути и совершает промахи, но из-за отсутствия знаний и опыта многие управленцы допускают схожие ошибки.

Запуская бизнес совместно с партнерами, мы больше думаем о перспективах, финансовой независимости и успехе, чем о вероятных проблемах. Позитивный настрой это важно, но еще важнее чтобы вы с партнером смотрели в одну сторону, трезво оценивали ситуацию, предвидели сложности и думали на несколько шагов вперед, тогда ваши шансы на успех существенно увеличиваются.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда