{"id":13589,"url":"\/distributions\/13589\/click?bit=1&hash=3720b6943809baeceb4eeb125e52cc65148e8077ec6a583fabe968afcbb9a827","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0441\u043e\u0432\u0435\u0442 \u2116134 \u2014 \u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c \u0434\u043e\u043b\u044e \u0432 \u0442\u043e\u0440\u0433\u043e\u0432\u043e\u043c \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"b7711d0c-b7a0-5c9e-ac9d-819edff2cdfc","isPaidAndBannersEnabled":false}
Александр Бугрушев

Как ответить на требование налоговой. Часть 1

Одна из самых распространенных наших услуг налоговых консультантов подготовка ответа и стратегии на требование ИФНС.

В большинстве случаев необходимость направления требований наступает у инспекторов либо при камеральной или выездной проверки, либо вне рамок проверок, при этом важно понимать, что при камеральной проверки налоговая может истребовать документы в определённых случаях.

Требования могут направляться как при режиме налогоплательщика – УСН, так и по общему режиму.

После того, как ИФНС прислала требования наступает момент принятия решения - представлять ли документы и в каком объеме, также необходимо не забывать о штрафах за не выполнения требований, учитывать срок ответа на требование ИФНС.

При этом мы часто видим, что требования инспекторов либо не обоснованы, либо выходят за пределы их полномочий.

Мы считаем, что на вопрос представления документов и их объём даже в случае необоснованности требования необходимо отвечать с точки зрения выгоды налогоплательщика

Александр Бугрушев, налоговый адвокат

Сам по себе ответ на требование и общая стратегия важная стадия защиты налогоплательщика, поскольку от качества ответа на требование ИФНС зависит – станет ли он кандидатом на выездную налоговую проверку или попадет в предпроверочный анализ и тд.

Чтобы выбрать правильную стратегию и не попасться на штраф по требованию нужно четко понимать пределы полномочий налоговой. Об этом читайте в нашей статье.

ТРЕБОВАНИЕ ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ:

Правовое основание – ст. 88 НК РФ и 93 НК РФ.

Случаи и основания требований пояснений (информации):

  • Сдали уточненку, в которой уменьшен налог к уплате – ИФНС вправе требовать пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ)
  • Сдали декларацию с убытками – пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ)
  • В Расчёте страховых взносов отразили необлагаемые суммы– готовьте документы, обосновывающие право на освобождение от взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ)
  • Инспектор выявил ошибки, противоречия, несоответствия в декларации – готовьтесь к запросу пояснений или внесение исправлений в отчет (п.3 ст. 88 НК РФ)
  • Инспектор выявил в декларации НДС сомнительные операции/сомнительных контрагентов – готовьтесь к запросу первичной документации по сомнительным операциям/контрагентам (п. 8.1 ст. 88 НК)
  • Заявили применение налоговых вычетов в декларации – готовьтесь к запросу представления документов, подтверждающих налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ)
  • Заявили применение налоговых вычетов в декларации – готовьтесь к запросу представления документов, подтверждающих налоговые вычеты (п. 8 ст. 88 НК РФ)
  • Заявили налоговые льготы - готовьтесь предоставить пояснения и документы в обосновании таких льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ)
  • Сдали уточненную декларацию (расчет), по истечении двух лет – готовьтесь предоставить документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета (п. 83. ст. 88 НК РФ)

Важно: Все основания для требований при камеральной налоговой проверки и сроки ответов на требования определены в ст. 88 НК РФ, выходить за рамки налоговая не вправе.

Например, если сдали декларацию с убытками в соответствии с п. 3 ст. 88 НК инспектор вправе требовать только пояснения (но не документы).

По общему правилу глубина (период) за который могут истребовать документы – пояснения равняется периоды поданной декларации.

ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

Правовое основание – ст. 88 НК РФ и 93 НК РФ.

В налоговом законодательстве нет конкретного перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами при выездной проверке. Сказано лишь, что требовать можно необходимые для проверки документы (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ).

По сути это означает, что в ходе выездной проверки налоговики могут затребовать любые документы (в том числе первичные): регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, акты, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Документы могут истребовать за проверяемый период, указанный в решении о проведении ВНП.

Глубина проверки —3 календарных года, предшествующих году принятия решения.

При этом, налоговики вправе требовать от вас представления только тех документов, которые необходимы для проверки (абз. 2 п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ). Иными словами, истребуемые документы должны непосредственно касаться тех налогов, в отношении которых идет проверка, и относиться к проверяемым периодам.

Например, при проверке по НДФЛ и другим "зарплатным" налогам требуют представить регистрационные документы на недвижимость налогоплательщика.

Арбитражные суды в таких ситуациях встают на сторону налогоплательщиков. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2008 N 15333/07 отметил, что истребуемые документы должны иметь отношение к предмету проверки.

ТРЕБОВАНИЕ ВНЕ РАМОК ПРОВЕРОК (ВСТРЕЧНЫЕ ПРОВЕРКИ)

Правовое основание: ст. 93.1 НК РФ

Кто может запросить:

Правом истребования документов (информации) в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ обладает налоговый орган, который проводит налоговую проверку.

Он направляет поручение в налоговый орган по месту учета лица, у которого, по мнению проверяющей инспекции, есть информация (документы) о деятельности проверяемого лица (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Таким образом, направить вам требование о представлении документов может получившая поручение инспекция, в которой вы состоите на учете.

Направление требований вне рамок проверки является достаточно распространенным способом получения налоговыми органами документов при проведении "предпроверочного анализа".

Что могут запросить:

  • Сведения (документы) (информации) относительно конкретной сделки. Как правило такой запрос получают компании, которые могут стать объектом на выездной проверку в рамках предпроверочного анализа.
  • В случае если имеется вступившее в силу решение в взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей.

Ошибки при направлении требований вне проверок:

  • Не идентифицирована конкретная сделка. Это прямо противоречит п. 2 статьи 93.1 НК РФ: документы и информация, истребуемые вне рамок проверки могут быть связаны только с конкретной сделкой.

В письме Письмо ФНС РФ от 23.12.2021 № СД-4-2/[email protected] «О усиления контроля за истребованием документов» указаны ошибки ИФНС при направлении требований, в том числе особо обращалось внимание на отсутствия указания на этот критерий.

  • В требовании указаны документы, не относящиеся к конкретной сделке. Иногда налоговые органы, помимо абсолютно законных требований по предоставлению, например, договоров, указывают "до кучи" штатное расписание за определенный период. Этот документ не может быть связан со сделкой и в предоставлении его и ему подобных можно правомерно отказать
  • В требовании одновременно указаны статьи 93 и 93.1. Обязательная часть любого требования - правовое основание. Его указание налоговым органом должно быть четким, чтобы не вводить налогоплательщика в заблуждение. От правового основания (статья 93 или ст. 93.1 НК РФ) зависит фактическое (в рамках или вне рамок проверки), а также сроки ответа (10 рабочих дней в первом случае и 5 во втором)
  • Требуют документы, необязательные к составлению. Далеко не все, что требует налоговый орган (даже если это относится к конкретной сделке) обязательно должно существовать.

СРОКИ ОТВЕТА НА ТРЕБОВАНИЕ

Срок, в течение которого налоговики ждут от вас ответ, указывают в требовании. Например, документы нужно передать в течение:

  • 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

ШТРАФЫ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО ТРЕБОВАНИЮ

· Не представление истребуемых документов или непредставление их в установленные сроки - штраф 200 руб. за каждый не представленный в срок документ (ст. 126 НК РФ).

· Несообщение истребуемой информации штраф 5000 руб. (129.1 НК РФ ), а при повторном нарушении в течение календарного года, штраф в размере 20000 рублей.

· Не представление истребуемых документов в рамках встречной проверки – штраф 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null