{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

•Анатомия заблуждений• Никита Непряхин

© 2022 Illustration by Viktoriya Bordulyova

Когнитивные искажения

1. Эвристика доступности

Мы считаем более вероятным и распространенным то, что нам легче вспомнить/представить. Но если какое-то событие проще представить - это не значит, что оно более вероятно. Если подходящих примеров в памяти нет - подключается воображение, опирающееся на личный опыт. Эвристика приводит к некорректной оценке вероятности события. Мы считаем более вероятным именно то событие, которое легче вспомнить или которое произошло недавно и еще свежо в памяти. Этим искажением пользуются маркетологи и пропагандисты.

2. Эффект иллюзии правды (повторения)

Чем чаще мы что-то видим/слышим, тем выше оцениваем полученную информацию как нечто достоверное, даже если знаем, что это ложь.

3. Эффект Земмельвейса

Новая информация встречается нами в штыки. Большинство людей не способно принимать новые факты, особенно если они противоречат устоявшимся мнениям и убеждениям.

4. Предвзятость подтверждения

Мы фокусируем внимание только на своем, игнорируя альтернативу. В нашей памяти в основном хранятся сведения, отвечающие нашим ожиданиям и те, что подтверждают наши гипотезы/убеждения. Предвзятость - однобокая оценка в защиту своей точки зрения/позиции. Поэтому нужно искать не только подтверждающие, но и опровергающие доводы.

5. Функциональная закрепленность

Out of the box - мыслить вне рамок и стандартов. Фиксированные знания (такие как "гвоздь забивается молотком") мешают решать задачи альтернативными более креативными способами. У детей до 5 лет нет функциональной закрепленности, поэтому они подходят к решению задач нетривиальными способами.

6. Сложно/легко

Мы переоцениваем свои силы при решении трудных задач и недооцениваем при решении легких. Мы слишком уверены там, где нужно быть скромнее и слишком скромны там, где нужно быть увереннее. Нужно обладать адекватным уровнем самооценки и самопознания.

7. Реактивное сопротивление

Мы часто принимаем решение прямо противоположное советам окружающих (протестуем). Наш мозг таким образом хочет доказать свой контроль над ситуацией и отстоять свободу выбора. Особенно это срабатывает, когда на нас оказывают сильное давление с целью изменения нашей точки зрения/отношения/поведения, тем самым еще сильнее закрепляются наши уже существующие убеждения. Данное когнитивное искажение чаще возникает у мужчин и детей.

8. Отклонение в сторону статус-кво

Мы боимся потерять привычное положение вещей, сопротивляемся изменениям. Стабильность - залог нашей безопасности. Кроме того, вложенные ресурсы заставляют продолжать любое начинание, даже если оно оказалось неуспешным/невыгодным. Иными словами это называется консерватизм, зона комфорта. Например, при выборе между двумя напитками (привычной известной Колы или noname напитка) мы выберем Колу, избегая тем самым какие-либо риски для себя.

9. Эффект обратного результата

Информация, противоречащая нашим глубоким убеждениям, только усиливает уверенность в них. Никто не хочет чувствовать себя дураком. Поэтому нельзя резко менять мнение человека. Если человек не готов поменять свое мнение, то никакие аргументы его не переубедят.

10. Конфабуляции

- это ложные воспоминания, в которых факты соединяются с вымыслом. Когда мы что-то вспоминаем, мозг пытается заново воссоздать события, пользуется информацией, полученной до/после этих событий, тем самым заполняя пробелы ложными воспоминаниями.

11. Ошибка игрока

Теория вероятности гласит: шансы на успех равны 50/50. Данное искажение заставляет нас неправильно оценивать свои шансы на успех. Например, если подряд выпадает одно и то же число - не гарантирует, что в последующий раз снова выпадет это же число, или если 2 раза подряд рождались мальчики - 3 раз родится девочка.
Мозг думает, что все в природе как-то взаимосвязано и обратное его пугает.

12. Ошибка выжившего

Мы всегда берем во внимание истории успеха, но не учитываем, что большинство историй в бизнесе провальны. Мы не интересуемся неудачниками. Можно точь-в-точь повторить историю успеха, но это не гарантирует 100% успех. Нужно анализировать истории с обеих сторон медали, всегда задаваться вопросом: "Полные ли данные передо мной?". Маркетинг работает также - публикует только успешные результаты.

13. Ошибка конъюнкции

Мы считаем совместные события более правдоподобными, чем события по-отдельности. Союз "и", соединяющий несколько суждений, создает в нашем сознании последовательную цепочку, хотя в реальности это могут быть не связанные между собой суждения.

14. Феномен Баадера Майнхофа

Когда мы узнаем о чем-то новом, сознание начинает следить за всей инфой, связанной с этим, словно это новое везде и повсюду преследует нас. Это не означает, что объективно увеличилось число упоминаний.

Логика

  • Тезис - то, что мы доказываем;
  • Аргументы - доводы, с помощью которых доказывается тезис;
  • Причинно-следственная связь - связь между тезисом и аргументом.

Из аргументов всегда следует тезис, а не наоборот. Тезис - следствие, аргумент - причина. Тезис - общее утверждение, аргумент - частное. Тезис, потому что аргумент.

Требования к тезису

  • Ясность, понятность для всех сторон;
  • Должен оставаться неизменным до конца беседы/переговоров.

Требования к аргументу

  • Истинность суждения;
  • Раскрытость, приведение доказательств и примеров;
  • Несколько аргументов не должны противоречить друг другу;
  • Аргументов должно быть достаточно для доказательства тезиса (3-5 шт).

Требования к причинно-следственной связи

  • Из аргумента должен вытекать тезис и между ними должна быть очевидная и понятная связь.

Проверка информации

  1. Не судить по заголовку, полностью ознакомиться с информацией;
  2. Изучить источник информации;
  3. Найти первоисточник;
  4. Проверить автора;
  5. Проверить на эмоциональность подачу информации. Не забывать про собственную предвзятость.

Навыки решения проблем

  1. Четко сформулировать проблему. Возможно проблемы нет;
  2. Проанализировать проблему, выявить все нюансы. Иногда мы решаем совсем не те проблемы, копаем не в том месте;
  3. Продумать варианты действий, чтобы иметь альтернативные решения. Срочных идеальных решений не существует. Чем больше вариантов, тем лучше. Нужно оценить на проблемы со всех сторон;
  4. Выбрать наиболее безопасный и результативный вариант решения с помощью анализа SWOT. Не доверять интуиции;
  5. Разработать пошаговый план действий.

Принципы решения проблем

  • Не все проблемы требуют решения;
  • Четко формулировать проблему;
  • Понять причину проблемы;
  • Решать проблемы по мере их поступления;
  • Большинство проблем имеют одну и ту же причину;
  • Требует ли проблема срочного решения?;
  • Важнее то, что мы не знаем о проблеме;
  • Решение проблемы требует неспешного, холодного и рационального подхода;
  • Придумать больше вариантов решения проблемы;
  • Главное - правильная реализация решения проблемы. Будьте практиком, а не теоретиком.

Творческое мышление

Методика SCAMPER

Substitute - заменить что-либо

  • Что можно заменить? Что еще? Кого? Где? Когда? Как?
  • Какую часть можно заменить? Что использовать вместо этого?
  • Может быть заменить ингредиент? Или материал?
  • Как насчет замены подхода?
  • Какой процесс будет эффективнее? Другой план действий? Другая цель?
  • Посмотрим на свойства – может быть заменить функции? Отношения? Тему? Упаковку? Обстановку? Посыл?
  • Попробуйте заменить эмоции. Получается что-то интересное?
  • Может быть изменить точку зрения? Способ мышления?

Combine - скомбинировать с чем-то

  • Можно ли скомбинировать функции?
  • Можно ли сочетать элементы между собой иначе? А с другими предметами
  • Как можно комбинировать применение предмета?
  • Можно ли создать коллекцию? Ассортимент? Группу?
  • Как улучшить сочетание материалов? Ингредиентов? Формы?
  • Может сделать комбинированную упаковку?
  • Может поработать с привлекательностью – может ли она сочетаться с чем-то еще?
  • Может объединить вашу идею с идеей кого-то еще? А как на счет идеи из другой области?

Adapt - адаптировать

  • На что еще поход ваш предмет? Что напоминает? Какие ассоциации возникают? Что из этого можно применить к нему?
  • Как бы поступил другой человек с проблемой? А известный человек? Профессионал?
  • Такое уже случалось? Как это решали раньше? Что работало в прошлом? Может быть есть что-то общее?
  • Что можно скопировать у других? А частично?
  • Может посмотреть на другие сферы? Как ваша проблема выглядела бы в космосе? Со стороны науки? Театра? Армии? Экономики? Какие ассоциации и идеи приходят на ум?
  • Может быть посмотреть на природу? Что можно взять из мира растений? Животных? Погоды? Насекомых? Рыб? Какие аналогии можно провести? Как это можно адаптировать?
  • Выберите любой предмет и найдите общее, аналогии? Почему они похожи? Какие есть общие свойства? Какие ассоциации возникают? Есть ли новые идеи? Как их адаптировать?

Modify - модифицировать

  • Что можно добавить? Можно ли увеличить или расширить предмет?
  • Что можно изменить? Как усовершенствовать предмет? Процесс?
  • Можно ли изменить смысл? Назначение? Принцип действия? Параметры? Границы? Характер?
  • Как можно привнести больше преимуществ? Усилить существующие?
  • Что можно сделать быстрее? Чаще?
  • Что приносит основную ценность? Можно ли сделать ее больше? Быстрее? Выше? Длиннее? Плотнее? Толще? Удобнее? Точнее? Надежнее
  • Может быть подумать про гарантийное обслуживание? Сделать еще шире? Больше? Дольше? Поменять условия?
  • Что можно продублировать? Утроить? Умножить?
  • Может можно изменить правила? Добавить новые?
  • Как на счет изменить название? Или цвет? Или форму? Упаковку? Запах? Вкус? Функции?
  • Можно ли сделать небольшие изменения? Например, найдите 3-5 мелких изменений, которые можно сделать уже сейчас.
  • Что делает предмет привлекательным? Можно ли это усилить? Изменить?
  • Как на счет нового направления? Что можно сделать иначе?
  • Может быть довести функции до крайность – увеличить их максимально сильно? А еще сильнее?

Put to other uses - предложить другое применение

  • Можно ли использовать это иначе? Сколько таких вариантов вы найдете?
  • Можно ли заставить это делать больше функций? А другие функции?
  • Можно ли изменить это так, чтобы оно соответствовало новому способу использования?
  • Какой способ применения этого предложил бы 6-летний ребенок? А подросток 14 лет? Бабушка?
  • Что еще можно решить одновременно с этой проблемой?
  • Что из этого можно использовать в других делах? Что тратится зря?
  • Как это использовать на других рынках? В других регионах? В других странах?
  • Какие стереотипы есть о предмете (или проблеме)? Можно ли от них избавиться? Как?
  • Какой самый необычный способ применить это? Решить эту проблему?
  • Что может сопутствовать этому? Как это можно применить еще? Каково продолжение?
  • Как эту проблему будут решать через 10 лет? А через 100 лет?
  • Что бы вы сделали, если бы только что узнали об идее? А вчера? За год до этого?

Eliminate - убрать/упростить

  • Можно ли что-то уменьшить? Ужать? Упростить? Сделать компактнее?
  • Что, если бы в этом было чего-то меньше? Компонента? Функции? Веса?
  • Что можно удалить? Вычесть? Сократить? Обойти?
  • Можно ли разделить предмет или проблему? Разобрать на функции? На составные части? Чего не хватает?
  • Что в предмете плохого? Что мешает ему работать? Что из этого можно устранить? Убрать? Минимизировать?
  • Какие правила можно исключить? Упростить? Ослабить?
  • В чем нет необходимости? В чем не присутствует проблема?
  • Может быть разделить на задачи? Или обозначить границы еще четче?
  • Что будет, если ничего не делать? Оставить все, как есть?

Reverse - перевернуть/изменить порядок

  • Какой порядок был бы лучше? Как его следует изменить?
  • Что произойдет, если вы поменяете местами части? Компоненты? Функции?
  • Можно ли изменить сроки? Темп? Расписание?
  • Что будет, если поменять местами достоинства и недостатки? Поиграйте в «адвоката дьявола».
  • Что если вы перевернете с ног на голову функции? Взаимоотношения? Цели? Мысли? Роли?
  • Каковы недостатки? Как их можно обратить их в достоинства?
  • Что если реорганизовать точку зрения? Поменять местами причину и следствие?
  • Нарисуйте свое предложение или проблему? Можно ее сделать процессом? Что в процессе можно переставить?
  • Можно ли пройти путь наоборот? От ответа к вопросу?
  • Представьте себя представителем противоположного пола. Как поменяются ваши взгляды на проблему?
  • Может реорганизовать работу над задачей? Изменить подход? Людей? Время?

© Книга «Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению» Никита Непряхин

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда