{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

•Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно• Майкл Микалко

© 2022 Illustration by Viktoriya Bordulyova

Глава 1. Первичная раскрутка

Для творчества нет ничего более губительного, чем страх, сомнения и неуверенность. Представьте: вы ведете машину, и вдруг загорается индикатор давления масла, показывающий, что двигатель перегорел. Это негативный факт. Вы не игнорируете его, но и не даете страху вас парализовать - вы просто заезжаете на станцию техобслуживания, устраняете неполадки и едете дальше. Следует отметить, что вы не следите непрерывно за датчиком, это не поглощает все ваши мысли. Думая только об уровне масла, вы двигались бы слишком медленно и неуверенно - если у вас вообще хватило бы духу сдвинуться с места. Точно также надо относиться к страху и сомнениям. Вам нужно осознать, что они существуют, и начать заменять их более позитивными мыслями. Для этого не обязательно становиться другим человеком или коренным образом менять себя и свою жизнь.

2 мощных рычага для преодоления страха:

  1. Вера в то, что человек способен выполнить свою часть работы, удержать свой "конец бревна", воспользоваться определенной независимостью
  2. Вера в то, что в каждом человеке есть нечто, делающее его не менее талантливым, чем все остальные, и что нельзя принижать себя или относиться к себе пренебрежительно

Упражнение "ТИК-ТАК"

  1. Разделите страницу на 2 столбца. Сверху подпишите левый "Тик" и правый "Так"
  2. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу "Тик"
  3. Тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений
  4. Замените каждую негативную мысль на позитивную. Запишите это в графу "Так"

Проделав это упражнение, вы сможете замещать негативные мысли позитивными с ходу.

Самоутверждение

Записывайте все, что вам в себе нравится, все свои положительные качества. Опишите случаи, когда вы добивались успеха. Признание своих заслуг и способностей поможет двигаться вперед.

Вера в свои творческие способности

Что представляется, то и воплощается. Вообразите свой портрет, смотрите на него долго и внимательно - и вы станете соответствовать этому портрету. Чтобы зрительно представить себя творческой личностью, нужно поверить, что это действительно так. Уверовав в свои творческие способности, вы поверите в значимость собственных идей и обретете достаточно настойчивости, чтобы воплотить их в жизнь.

  1. Найдите время и запишите несколько слов о том, какой вы удивительно творческий человек. При этом, если вас посещают негативные мысли, записывайте их на обратной стороне листа или на отдельном листе
  2. Закончив, взгляните еще раз на негативные: это препятствия, мешающие вам стать творцом. Устраните их, записав позитивное утверждение в ответ на каждое негативное
  3. Далее фиксируйте только позитивные утверждения - до тех пор, пока не почувствуете, что в этом больше нет необходимости

Глава 2. Подкачка ума

10 упражнений, которые помогут вам превратиться в "генератора идей":

Квота идей

Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по 5 идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Квота поможет активно генерировать идеи и альтернативы, не дожидаясь, когда они появятся сами собой.

Крохотные истины

Выберите картину/фото, которая вам нравится и содержит много деталей. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Установите таймер или будильник на 10 минут. Не двигаясь, смотрите на картину, пока не зазвучит сигнал. После сигнала отвернитесь и вспомните, что видели. Восстановите изображение зрительно, а не словесно.

Господин привычкин

Господа Привычкины теряются, если что-то нарушает привычный ход вещей. Они способны решать проблемы лишь в узких рамках. Запрограммируйте изменения в своей повседневной жизни. Составьте список того, что выполняется вами по одному и тому же порядку. Возьмите этот список и сознательно измените их одну за другой в течение дня, недели, месяца. Например: измените дорогу на работу, измените время сна, измените график работы, слушайте разную музыку, читайте разные книги, знакомьтесь, пробуйте новые кулинарные рецепты, возьмите отпуск в другое время года, посетите новый ресторан, измените вид активного отдыха, примите ванну вместо душа и т.д.

Давайте пищу уму

  • Будьте разборчивы в чтении. Просматривать и пролистывать нужно множество книг, но читать следует избирательно
  • Делайте заметки на полях
  • Излагайте содержание книги. Прочитав половину, остановитесь и попытайтесь продолжить
  • Читайте биографии, книги полезных советов, специальные журналы, публицистику
  • Думайте, когда читаете

Анализ содержания текущей информации

  • Просмотрите рекламную почту, прежде чем выбросить ее в мусорную корзину. Какие тенденции можно уловить в рекламе, маркетинге, новых товарах и услугах?
  • Складывайте в течение месяца всю рекламную почту, а затем просмотрите ее за один присест. Тенденции становятся очевиднее, если отслеживать повторения
  • В поездке читайте местные газеты и рекламные листки
  • Активно наблюдайте за проявлениями массовой культуры
  • Поразмышляйте над тем, как изменилась ваша работа за последние годы
  • Почаще посещайте деловые конференции, семинары, лекции

Мозговой банк данных

Идеи надо накапливать и хранить. Заведите специальный контейнер (банка из-под кофе, обувная коробка) и собирайте в нее интересные идеи.

Тяга к путешествиям

Как только почувствуете, что наступает застой или вас одолевает скука, отправляйтесь куда-либо прогуляться. Смотрите по сторонам и ждите, когда что-нибудь привлечет ваше внимание.

Ловите "птицу мысли"

Записывайте свои мысли. Психологи установили, что человек способен одновременно удерживать в голове от 5 до 9 фрагментов информации. Новая информация вытесняет старую еще до того, как мозг приготовит последнюю к длительному хранению в памяти. Через 12 секунд воспроизведение информации уже затруднено, а через 20 она полностью стирается из памяти, если только вы не повторите данные про себя или не запишите их. Запись дает мозгу сигнал о том, что эта информация более важная и заслуживает хранения в долговременной памяти.

Мыслите правильно

Развивайте беглость и гибкость мышления. Беглость оценивается количеством приходящих в голову мыслей, а гибкость - тем, насколько творческими можно назвать эти идеи.

Журнал идей

Заведите журнал/блокнот, куда будете записывать различные идеи, сравнения, взаимосвязи.

Глава 3. Выбор задачи

Прежде чем выискивать идеи, необходимо уяснить стоящие перед вами задачи. Если вы не фиксируете письменно ваши проблемы, внимание рассеивается, и вы оказываетесь не в состоянии решить, на чем сосредоточиться. Список проблем - удобный список оценить, какие из них заслуживают решения, а какие нет.

Ответьте на вопросы:

  • Какую цель я преследую?
  • Над какими идеями хочу работать?
  • Что ожидаю от своей работы?
  • Что хочу улучшить в деловых отношениях?
  • На какие дела мне не хватает времени?
  • Какие цели я не достиг?
  • Что мне нравится в работе/что раздражает?
  • Какие изменения к худшему отмечаю в деятельности своей компании?
  • Чего я жду от сотрудников?
  • Какие перемены хочу реализовать?
  • На что уходит слишком много времени?
  • В каких случаях я работаю неэффективно?
  • Что меня утомляет?
  • Что в работе выбивает меня их колеи?
  • Что надо организовать лучше?

Формулировка задачи

Чем больше времени вы потратите на правильное формулирование задачи, тем ближе подойдете к ее решению.

Варьируйте слова

Выделите ключевые слова в формулировке и замените их синонимами.

Растяните задачу

Задайте вопрос "Почему?". Это позволит определить главную цель и разобраться с предположениями, что, в свою очередь, ведет к переосмыслению задачи. Например, фраза вроде "как я могу стать богаче" позволяет вашему мышлению охватить намного больше разных возможностей, чем фраза "нужно продать больше компьютеров". Формулируя задачу как можно шире, вы как бы оказываетесь на вершине горы, с которой видны все пути, ведущие наверх.

Сожмите задачу

После того как вы получите наиболее полное представление о том, что надо искать, следует сузить задачу, превратить ее из общей в частную. Для этого задайте вопросы: "Кто? Что? Где? Почему? Как?"

Дальнейшее сжатие задачи

После того, как вы поставили перед собой все эти вопросы, задайте следующий: "Как еще? или Что еще?.." И тогда из вашей задачи можно будет выжать еще кое-что.

Глава 4. Игры для ума

Чтобы выйти за пределы привычных границ, надо мыслить активно, по-новому организовывать информацию. Именно формирование и использование новых схем дает толчок выработке новаторских идей.

Игры для ума представляют собой конкретные техники развития качеств активного мыслителя, сочетая концепции линейного и интуитивного мышления. Основное различие между линейными и интуитивными головоломками в том, что первые структурируют известную информацию, а вторые создают новую, использую воображение и интуицию. Линейные игры нацелены на функцию левого полушария мозга, интуитивные - на функцию правого.

Часть I. Линейные игры для ума

Глава 5. Фальшивые лица

Умение рассмотреть проблему под иным углом зрения позволяет увидеть ее новые грани и расширяет возможности мышления.

План действий

  1. Сформируйте проблему
  2. Запишите исходные установки
  3. Попытайтесь их оспорить
  4. Для каждой исходной установки найдите альтернативу
  5. Составьте список иных точек зрения на проблему
  6. Спросите себя, как можно реализовать каждую выдвинутую вами альтернативу

Пример: вы хотите открыть ресторан.

  1. Перечислите все свои предположения на данную тему: В ресторанах есть меню; В ресторанах за еду платят деньги
  2. Измените каждое предположение на прямо противоположное: В ресторане нет никаких меню; В ресторанах кормят бесплатно
  3. Спросите себя, как реализовать каждую инверсию: Ресторан без меню, где повар готовит блюда из имеющихся свежих продуктов, предварительно согласовав с гостем; Ресторан, раздающий еду (уличное кафе), где клиенты платят за время, а не за еду
  4. Выберите одну из инверсий и воплотите ее в реальность

Глава 6. Ломтики и кубики

Разбейте задачу на несколько подзадач и последовательно выполняйте каждую из них. Чем больше составляющих проблемы вы выделите, тем больше характеристик сможете улучшить или изменить. При делении проблемы на части суть ее не меняется. Напротив, становится легче подбирать ключ к решению задачи, сконцентрировав усилия на анализе ее составляющих.

План действий

  1. Сформулируйте проблему
  2. Всесторонне ее проанализируйте и составьте полный список ее характеристик
  3. Рассмотрите каждую характеристику в отдельности и подумайте, как можно ее изменить или улучшить
  4. Старайтесь придать процессу творческий характер

Глава 7. Препарированная вишня

Разбивая каждый аспект проблемы на несколько составляющих, мы получаем "детали конструктора", из которых можно построить все что угодно.

План действий

  1. Кратко в двух словах сформулируйте суть проблемы: Сбор вишни
  2. Разбейте проблему на 2 части: Сбор/Вишня
  3. Выделите в каждом понятии по 2 связанных с ним признака: "Сбор" - "способ снятия с дерева"/"транспортировка"; "Вишня" - "отбракованная"/"сортировка"
  4. Продолжайте разделение выделенных свойств надвое: "Сбор" - "способ снятия с дерева" - "срывать по одной"/"срывать гроздьями" - "транспортировка" - "ящиком"/"навалом"
  5. Подумайте, какую новую идею подскажет вам тот или иной признак
  6. Комбинируйте выделенные признаки и понятия, создавая с ними новые сочетания

Глава 8. Пузырьки мыслей

"Пузырьки мыслей" - графическая техника организации процесса мышления. Эта методика создает фактическую, или физическую, картину того, каким образом ваше сознание отображает задачу.

План действий

Как только перед вами встает не поддающаяся решению задачу, отразите на бумаге все мысли и впечатления на этот счет в виде схем. Если после продолжительного изучения так и не осенит новая идея, то отложите схему и вернитесь к ней позже.

Ваша схема должна включать 5 основных пунктов:

  1. Организация. Можно сделать схему в виде "пузырьков" своих мыслей. Можно рисовать ее на доске/большом листе бумаги. Можно расположить группы взаимосвязанных идей равной значимости по горизонтали, либо использоваться для соединения стрелки, либо обозначать различные типы отношений разным цветом
  2. Ключевые слова. Игнорируйте слова и фразы, не относящиеся к делу. Целиком сосредоточьтесь на отражении существенных моментов и тех ассоциациях, которые они у вас вызывают
  3. Ассоциации. Устанавливайте связи и соотношения между фрагментами информации, на первый взгляд совершенно независимыми и изолированными. Такого рода соединения открывают пути, ведущие к новым идеям
  4. Кластеры. Составление схем мыслей ведет к формированию в вашем сознании кластеров (однородных групп). Объединение идей в кластеры позволит проверить ассоциации, выявить упущенную из виду информацию
  5. Сознательное участие. Разработка схемы мыслей требует сосредоточенности на проблеме, что способствует переходу информации из кратковременной памяти в долговременную. Вместе с тем непрерывное сознательное участие позволяет сгруппировать и перегруппировать идеи, побуждает к сравнению и аналогиям

Пример: Посередине страницы записываем суть задачи заключаем ее в пузырек. Далее даем свободу ассоциациям и фиксируем на бумаге приходящие в голову мысли. Каждую мысль помещаем в пузырек и соединяем этот пузырек с исходной задачей. Продолжаем записывать все, что приходит на ум, рисуем пузырьки и соединяем те мысли, которые кажутся нам взаимосвязанными.

Глава 9. СКАМПЕР (SCAMPER)

SCAMPER - это список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей.

Заменить

  • Что можно заменить? Кого можно заменить?
  • Можно ли изменить правила?
  • Другие составляющие? Другие материалы? Другие процессы? Другая энергия? Другое место? Другой подход?
  • Что еще можно предложить вместо этого?

Комбинировать

  • Какие идеи можно комбинировать?
  • Можно ли скомбинировать цели?
  • Как насчет ассортимента товаров?
  • Можно ли создать смесь, сплав, ансамбль?
  • Какие предметы можно скомбинировать с данным?
  • Что можно скомбинировать, чтобы приумножить число возможных вариантов применения?
  • Какие материалы можно скомбинировать? Какие потребности можно скомбинировать?

Адаптировать

  • На что еще это похоже?
  • Какие еще идеи здесь предполагаются?
  • Есть ли в прошлом какие-либо параллели?
  • Что стоит скопировать? Кому я могу подражать?
  • Какую идею я могу инкорпорировать?
  • Какие еще процессы могут быть адаптированы?
  • В какие контексты я могу поставить свою концепцию?

Увеличить

  • Что можно сделать больше или расширить?
  • Что можно добавить? Время? Силу? Высоту? Длину?
  • Как насчет большей частоты? Новых возможностей?
  • Как увеличить стоимость?
  • Что можно удвоить? Как можно довести это до максимума?

Изменить

  • Как можно изменить это в лучшую сторону?
  • Что можно модифицировать? Можно ли изменить цвет, движение, звук, запах, форму, облик, название?
  • Какие изменения можно внести в планы, процессы, маркетинг?
  • Какие иные формы может принять это изделие? Возможна ли другая упаковка?
  • Как это скомбинировать?

Предложить другое применение

  • Как еще можно это использовать? Есть ли другие способы применения?
  • Найдутся ли новые способы применения, если сходную идею модифицировать?
  • Что еще можно из этого сделать?
  • Каковы потенциальные рынки сбыта?

Устранить

  • Что если этого было бы меньше?
  • Что я могу опустить?
  • Нужно ли мне это разделить, разрезать?
  • Есть ли недосказанность?
  • э\Уменьшить? Ужать? Сделать компактнее?
  • Вычесть? Удалить? Что необязательно?

Сделать перестановку

  • Заменить компоненты?
  • Другой паттерн? Другое расположение? Другая последовательность? Изменение порядка?
  • Поменять местами причину и следствие?
  • Изменить темп? Изменить график?

Перевернуть

  • Можно ли поменять местами позитивные и негативные стороны?
  • Какие стороны считать противоположными?
  • Что здесь негативное?
  • Можно ли это вывернуть наизнанку? Перевернуть вверх ногами? Поменять местами?
  • А что сзади?
  • Что если изменить роли?
  • Что если сделать это неожиданным?

Глава 10. Перетягивание каната

Этот метод позволяет увидеть, каким образом положительные и отрицательные силы подталкивают нас в сторону благоприятного или, наоборот, неблагоприятного сценария.

План действий

  1. Сформулируйте вашу задачу и запишите формулировку
  2. Опишите самый благоприятный и самый неблагоприятный сценарий развития событий, что может произойти в худшем и лучшем случае
  3. Составьте перечень всего, что так или иначе влияет на решение конкретной проблемы
  4. Зафиксировав условия, определите, какие силы увлекают вас в сторону благоприятного сценария, а какие - толкают в пропасть

3 способа изменения худшего сценария в лучшую сторону:

  1. Довести до максимума сильные стороны
  2. Довести до минимума слабые стороны
  3. Приумножить положительные силы

Глава 11. Ящик идей

Ящик идей - способ автоматически комбинировать параметры задачи для выработки новых идей.

План действий

  1. Сформулируйте задачу
  2. Выделите параметры задачи. Чтобы понять, какой из параметров важен, спросите себя: "Будет ли существовать эта задача, если убрать рассматриваемый параметр?"
  3. Под каждым параметром напишите список всех вариаций
  4. Создавайте различные комбинации. Когда ящик идей будет готов, образуйте несколько случайных сочетаний параметров и вариаций, выбирая один или несколько параметров из каждого столбца матрицы, и комбинируйте их, создавая совершенно новые формы

Глава 12. Решетка идей

В основе метода лежит решетка ФКБ (FCB) - мощный инструмент, дающий возможность идентифицировать белые пятнана рынке, предсказать потребность в новых продуктивных идеях, продумать рекламную стратегию.

  • В ячейке позиции "Высокие денежные затраты попадает дорогостоящая продукция, например машины и морские суда
  • В ячейке позиции "Низкие денежные затраты" - более дешевая продукция, например предметы домашнего обихода
  • В ячейках графы "Мысли" располагаются печатная, аналитическая и познавательная продукция, в которой до потребителя доводится различная информация, например об автомобилях, лодках, компьютерах и т.д.
  • В ячейках графы "Чувства" располагаются продукция и услуги, ориентированные на удовлетворение эмоциональных потребностей и желаний, например организация путешествий, парфюмерия, косметика и т.д.

С определением места продукции в решетке, вы получаете мощную базу для выдвижения идей. Рассмотрите все варианты и решите, на каком квадранте вы остановитесь.

Глава 13. Цветок лотоса

Вы начинаете с проблемы/идеи и расширяете эту тему на подтемы, пока не создадите несколько различных точек входа. В "Цветке лотоса" лепестки, или темы, вокруг центра цветка метафорически разворачиваются по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании этого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока тема не будет всесторонне исследована.

План действий

  1. Нарисуйте схему "Цветок лотоса" и запишите проблему/идею в центре
  2. Запишите существенные компоненты или темы вашего предмета в кружках, наиболее близких к центру, обозначенных буквами А до Н. Чтобы понять, какие темы использовать, ответьте на вопросы: Каковы мои конкретные цели? Каковы параметры моей проблемы? Если бы темой была книга, какими были бы названия глав?
  3. Используйте идеи, записанные в кружках, в качестве центральных тем для лепестков лотоса: идея/тема, которую вы записали в кружке А, станет центральной темой для находящейся внизу посередине ячейки А. Теперь она становится основой для генерации новых 8 идей/тем
  4. Продолжайте этот процесс, пока не закончите схему цветка лотоса как на картинке

Глава 14. Феникс

"Феникс" - контрольный список вопросов, разработанный ЦРУ США, чтобы помочь агентам рассмотреть проблему под разными углами.

План действий

  1. Запишите проблему и пообещайте себе найти хоть какое-нибудь решение к определенной дате
  2. Используйте контрольный список вопросов "Феникс", чтобы рассмотреть проблему с разных сторон
  3. Запишите ответы

Контрольный список вопросов "Феникс":

  • Почему необходимо решить проблему?
  • Какие выгоды вы получите, решив проблему?
  • Что вам неизвестно? Что еще вы не понимаете?
  • Что вам известно?
  • Что для вас не проблема?
  • Достаточно информации или нет? Она избыточна? Противоречива?
  • Нужно ли нарисовать схему проблемы?
  • Где границы проблемы?
  • Можете ли вы выделить различные части проблемы? Есть ли взаимосвязь между этими частями?
  • Что нельзя изменить в проблеме?
  • Сталкивались ли вы с этой проблемой ранее?
  • Знакома ли вам похожая проблема?
  • Видели ли проблему в несколько иной форме?
  • Предположим, вы нашли проблему, родственную вашей, которая уже решена. Можете ли вы использовать способ ее решения?
  • Можете ли иначе сформулировать проблему? Сколько различных формулировок вы можете предложить?
  • Какие лучшие, худшие и наиболее вероятные варианты вы можете вообразить?

План решения:

  • Можете ли вы решить всю проблему или ее часть?
  • Каким бы вы хотели видеть решение? Можете обрисовать его?
  • Сколько из неизвестного можете объяснить?
  • Можете ли извлечь что-то полезное из имеющейся информации?
  • Всю ли информацию вы использовали?
  • Можете ли выделить отдельные шаги в процессе решения проблемы? Можете определить правильность каждого шага?
  • Какие техники творческого мышления можете использовать для генерации идей?
  • Сколько способов решения проблемы использовали?
  • Можете ли вы интуитивно найти решение? Можете проверить результат?
  • Что нужно сделать? Как это должно быть сделано?
  • Где/когда это должно быть сделано? Кто должен это сделать? Что вы должны делать в это время? Кто и за что будет отвечать?
  • Можете вы использовать эту проблему, чтобы решить какую-нибудь другую проблему?
  • Каков уникальный набор качеств, который делает эту проблему особенной?
  • Как вы узнаете, что добились успеха?

Глава 15. Компания "Великие транстихоокеанские авиалинии"

Как определить характер своего бизнеса:

  1. Задайте себе вопросы: "В чем состоит мой бизнес?" и "Каким следует быть моему бизнесу?"
  2. Охарактеризуйте ваш бизнес и опишите его организацию в соответствии с производимыми товарами и оказываемыми услугами, вашими функциями, рынками сбыта и применяемыми технологиями
  3. Для каждой составляющей запишите ключевые слова, определяющие товары или услуги, рынки сбыта, функции и технологии
  4. "Смешайте" слова, описывающие товары, рынки, услуги, технологии, а затем комбинируйте их различными способами для поиска новых идей

Глава 16. Будущий продукт

Создание сценариев будущего заставляет предполагать вероятные события, что, в свою очередь, побуждает генерировать идеи, которые сработают сейчас и дадут вам преимущество перед конкурентами. Сценарии позволяют подготовиться к худшему.

План действий

  1. Выясните конкретные проблемы вашего бизнеса
  2. Установите, что нужно сделать для решения каждой из них
  3. Определите факторы (экономические, производственные и т.д.), влияющие на ваше решение
  4. Разработайте 4-5 возможных сценариев, связанных с влиянием того или иного фактора
  5. Дайте развернутую характеристику каждомусценарию с учетом влияния отдельных факторов, а также возможной динамики их изменения. Опишите возможные последствия принятого решения для вашего бизнеса на ближайшие 5 лет
  6. Подумайте о скрытых возможностях развития сценариев и потенциальных связях между ними; попытайтесь найти новые идеи

Глава 17. Иррациональное мышление

План действий

  1. Когда вы ищите пути решения проблемы, попытайтесь использовать в качестве идей какое-нибудь слово. Пусть его выбор будет произвольным, а значение никак не будет связано с поставленной задачей. Это слово может вызвать в вашем сознании цепную реакция самых неожиданных ассоциаций. Выберите слово и попытайтесь установить всевозможные связи между ним и вашей задачей
  2. Подумайте о всевозможных вещах, связанных с вашим случайным словом. Задайте вопросы: Какие характеристики это имеет? Какие функции может выполнять? Какое применение этому можно найти?
  3. Попробуйте сделать разветвленными и укрепить выявленные связи между стоящей перед вами задачей и случайным словом
  4. Записывайте ваши новые идеи. Обязательно их фиксируйте
  5. Уделяйте этому упражнению ежедневно 5 минут

Глава 18. Чертог славы

Цитаты открывают перспективы для нахождения ответов на наши вопросы. Если вы сосредоточитесь на какой-то цитате, перспектива вашей задачи тоже изменится и заставит сознание искать нестандартные решения.

План действий

  1. Собирайте цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, фильмов и т.д.
  2. Создайте собственный "Чертог славы". Выберите личностей, живых или умерших, реальных или вымышленных, симпатичных вам. Выберите себе советчика и подыщите соответствующую цитату
  3. Осмыслите цитату и запишите возникшие мысли
  4. Выберите самую многообещающую мысль или их комбинацию
  5. Дайте себе возможность погоняться за новыми идеями в течение 50 минут. Если ничего существенного не придумаете, выберите другую цитату или обратитесь к другому советчику

Совет директоров

Это вымышленный Совет могущественных предпринимателей и бизнесменов, которые будут помогать вам в решении деловых вопросов.

План действий

  1. Выберите 3-5 инициативных бизнесменов, которыми вы больше всего восхищаетесь
  2. На видном месте прикрепите фото членов созданного вами Совета директоров, что будет постоянно напоминать, на кого следует равняться
  3. Изучите биографии своих героев и выпишите понравившиеся вам сведения
  4. Когда у вас возникнет проблема, обратитесь за консультацией к членам Совета директоров. Постарайтесь представить, как поступили бы они на вашем месте

Глава 19. Круг благоприятных возможностей

План действий

  1. Чтобы поиграть в "Круг благоприятных возможностей", вам понадобится пара игральных костей и лист бумаги
  2. Четко сформулируйте стоящую перед вами задачу
  3. Нарисуйте круг и проставьте в нем числа как на циферблате часов (от 1 до 12)
  4. Выберите 12 атрибутов/характеристик вашей задачи и напишите их рядом с числами на циферблате
  5. Бросьте кости, чтобы выбрать первый атрибут, на котором вы сосредоточите свое внимание
  6. Бросьте кости еще раз, чтобы выбрать второй атрибут
  7. Рассмотрите эти атрибуты по отдельности или в сочетании друг с другом
  8. Ищите связи между своими ассоциациями и стоящей перед вами проблемой

Глава 20. Идеи в картинках

Язык шаблонов - это техника визуального мышления, помогающая раскрепостить ваше мышление.

План действий

  1. Разбейте вашу задачу на отдельные признаки
  2. Изобразите каждый признак рисунком или графическим символом на отдельной карточке. На обратной стороне карты подпишите, что это за характерный признак. Используйте цвет, чтобы разбить карточки на категории
  3. Разложите все карточки на столе картинками вверх и перемешайте их
  4. Смешивайте и группируйте их в поисках идей. Записывайте, какие сочетания карточек способствовали появлению новых идей
  5. Если зашли в тупик, добавьте карточек с картинками или создайте новый их набор

Глава 21. Умный Тревор

Ограничивая круг интересов рамками осуществляемой деятельности, специалисты ищут идеи лишь в границах своей профессиональной компетенции. Если хотите получить свежие идеи - общайтесь с людьми из других областей науки, техники и т.д.

План действий

  1. Поговорите с представителем иной сферы деятельности, нежели ваша
  2. Окружайте себя людьми, с легкостью воспринимающими все новое, которые приветствуют оригинальные идеи и используют их в жизни
  3. Используйте творческое воображение случайных собеседников. У каждого человека имеется как минимум одна полезная для вас идея
  4. Прислушивайтесь. Большинство людей - неумелые слушатели. Если вы не постараетесь как следует при слушании, то запомните только четверть услышанного

Часть II. Интуитивные игры для ума

Глава 22. Остывание

План действий

  • Поместите себя в спокойную обстановку: тихая комната или тихий уголок на природе
  • Воспользуйтесь одной из техник глубокой релаксации/медитации, описанных ниже
  • Освободитесь от мыслей: когда они возникают в сознании, не задерживайтесь на них
  • Выберите такое положение, в котором вам будет удобно находиться минимум 15 минут, но при этом вы не заснете

Техники релаксации

  • Путешествие в прошлое. Вспомните в подробностях время, когда вы были совершенно спокойны, расслаблены, ощущали гармонию с собой и окружающими. Осуществляйте такие путешествия в прошлое каждый день
  • Синдром Джелло. Суть метода - расслабить последовательно все мышцы тела от пальцев ног до макушки. Займите удобное положение. Представьте, что ваше тело - это фигура, состоящая из надутых воздушных шаров. Вы открываете клапаны на ногах, и они начинают выпускать воздух, пока не превращаются в две плоские ленты. Следующим открывается клапан на груди и ослабевает все туловище. Продолжайте открывать воображаемые клапаны на руках, шее, голове. Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом. Сделайте глубокий вдох, пауза, медленный выдох. Дышите так до появления умиротворения и покоя. Для достижения синдрома Джелло нужно методично напрягать и расслаблять каждую группу мышц:
  • Окоп Трумэна. Гарри Трумэн, президент США в годы Второй мировой, стойко переносил все тяготы и напряжение военного периода и стойко держался, объясняя это своим методом "Окоп для ума": чтобы защитить себя, он уходил в свой "окоп для ума", где полностью от всего отключался, так же, как солдат прячется в окопе. Создайте свое убежище. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя в идеальном для себя месте: в лесу, на берегу моря, в пещере, в пустыне, в доме с камином, в спутнике на земной орбите. При желании попасть туда нужно просто закрыть глаза
  • Горячий воздушный шар. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 1 до 10. Вообразите себе гигантский воздушный шар на зеленом лугу. Выложите свои проблемы и тревоги в корзину шара, затем представьте, как веревка шара сама отвязывается от якоря и шар улетает, унося груз ваших проблем
  • Пусть уходят. Если вы попали в тупиковую ситуацию, попробуйте выйти из положение следующим способом: вообразите, что помеха, мешающая работе вашего ума, представлена каким-нибудь предметом, который вы носите на себе, например кольцо. Снимите его. Вы почувствуете облегчение и расслабитесь

Глава 23. Голубые розы

В основе интуитивного метода решения задач лежат 2 основных принципа: необходимость развития интуитивных навыков и объединение интуиции с логикой.

Составляющие интуитивного решения проблемы

  1. Способность понять, каким образом приступить к решению ранее неизвестной вам задачи
  2. Умение увидеть связь между совершенно разными на первый взгляд проблемами и установить соотношения между различными понятиями и предметами
  3. Способность предусмотреть тупиковые моменты при решении проблемы
  4. Способность предвидеть решение задачи в общем виде
  5. Умение признавать верными те решения, которые вызывают ощущение правильности

Самописец мыслей

Записывать свои мысли - один из способов интуитивного решения проблем. Сядьте в спокойном уединенном месте и расслабьтесь. Запишите на листе бумаги суть вашей проблемы и подумайте над ней несколько минут. Запишите вопросы, относящиеся к проблеме. Подождите несколько минут, и, возможно, вы "услышите" ответы. Они могут быть озвучены внутренним голосов или дойти до вас в процессе мысленного диалога с кем-то другим. Записывайте ответы, не обдумывая их. Когда ответы прекратятся, проанализируйте и отыщите решение вашей проблемы.

Глава 24. Автобус, кровать, ванна

Известный физик как-то пошутил, что все великие научные открытия были сделаны в одном из трех B - Bus, Bed, Bath. Многие ученые признавали, что самые блестящие идеи приходили в голову, когда они совершенно не думали о научных проблемах. Подобное - результат действия принципа инкубации: наше подсознание будет продолжать обработку информации, даже если мы отложим рассмотрение проблемы надолго. Чем больше мы заинтересованы в нахождении решения, тем выше вероятность того, что подсознание подскажет новые идеи.

План действий

  1. Постановка задачи. Сформулируйте проблему. В общих чертах определите знания и последовательность шагов для ее решения
  2. Подготовительная работа. Соберите всю информацию по данному вопросу и подготовьте необходимую литературу. Читайте, размышляйте, обсуждайте, задавайте вопросы специалистам
  3. Установка на поиск. Обращаясь к своего подсознанию, дайте ему установку на поиск решения проблемы, например: "Начинай искать решение. Я буду ждать ответ через 2 дня", "Действуй! Дашь мне знать, когда работа будет закончена"
  4. Инкубация. Оставьте вашу проблему в "творческом инкубаторе". Забудьте о ней на некоторое время и займитесь другими делами
  5. Эврика. Никто не знает, сколько пройдет времени, но озарение обязательно наступит

Глава 25. Гремучие змеи и розы

Отваживаясь заглянуть в иные сферы, кажущиеся никак не связанными с поставленной задачей, вы увеличиваете свои шансы увидеть ее в ином свете. В этом помогает проведение аналогий. Проведение прямых аналогий позволяет придумывать сравнения и находить сходство между различными событиям и фактами.

План действий

  1. Сформулируйте задачу
  2. Выберите ключевое слово/фразу относительно вашей проблемы
  3. Выберите слово, которое относится к области, явно не связанной с вашей проблемой
  4. Составьте список понятий, которые ассоциируются у вас с выбранным словом, и выделите из него одно или несколько самых перспективных с очки зрения поиска идей
  5. Ищите подобия и связи между выбранными понятиями и вашей проблемой

Глава 26. Суп из камня

Чтобы найти радикально новое решение проблемы, важно представить себе мысленный образ или метафору. Целенаправленное использование дара воображения приводит к тому, что вы сосредоточиваетесь на том, как решить проблему, а не теряетесь в догадках, будет ли она вообще решена.

План действий

  1. Определите свою задачу
  2. Составьте как можно больше сценариев "Что если..."
  3. Постарайтесь ответить на вопросы, высвеченные вашими сценариями

Глава 27. Правда и ложь

Чтобы понять наше отражение в зеркале, вам нужно изменить способ восприятия своего отражения. Представьте, что нос и затылок поменялись местами.: если у вас нос направлен на север, то нос вашего двойника - на юг. Представьте себя перевернутым в отражении. Психологическое изменение способа восприятия своего отражения помогает понять зеркало. Таким же образом парадоксальное мышление может привести к новому пониманию или революционной идее.

План действий

  1. Проблема
  2. Парадокс. Превратите проблему в парадокс. Одно из различий творческими и обычными людьми - толерантность к противоположностям. Задайтесь вопросом: Какова противоположность моей проблемы? Затем вообразите, что то и другое существуют одновременно
  3. Суть. В чем суть проблемы? Резюмируйте суть в названии книги, охватывающем и сущность и противоречие проблема. Это облегчит работу с ней и понимание
  4. Аналогия. Найдите аналогию, отражающую сущность парадокса. Придумайте как можно больше аналогий и выберите подходящую
  5. Уникальная особенность. Какова уникальная особенность этой аналогии?
  6. Эквивалент. Используйте эквивалент этой уникальной особенности, чтобы прийти к новому пониманию
  7. Новая идея

Глава 28. Фантастический ландшафт

Сны - это кладезь идей, включающих в себя разного рода комбинации, перестановку местами предметов и событий и даже решения задач, которые невозможно было бы получить в бодрствующем состоянии. Вы можете научиться управлять своего снами и запоминать их.

План действий

  1. Сформулируйте задачу. Напишите формулировку на бумаге несколько раз и перед отходом ко сну прочитайте ее еще несколько раз
  2. Если не запоминаете сны, просыпайтесь, например, с помощью будильника на полчаса раньше обычного. Это увеличит шансы проснуться во время сна, а не после него. После пробуждения полежите спокойно. В течение всего времени, пока вы размышляете об увиденном, не позволяйте утренний заботам прерывать ваши мысли. Записывайте сон сразу как только обдумаете его
  3. Когда сон будет записан, задайте себе вопросы: Какие люди, места и события во сне имеют отношение к моей задаче? Каковы главные герои сна? Как это все может быть связано с моей задачей? Какие детали сна могут помочь решению задачи? Ответы на какие вопросы дает этот сон?
  4. Возьмите 1-2 образа или идеи из вашего сна и попытайтесь вызвать у себя ассоциации. Записывайте все, что приходит в голову
  5. Ведите дневник регулярно. Записывайте сны каждый день

Глава 29. Метод Леонардо Да Винчи

У Леонардо да Винчи способ выработки был следующим: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы, предметы и явления.

План действий

  1. Рассмотрите задачу, над которой работаете. Исследуйте ее всесторонне. Запишите ее на листе и поразмышляйте над ней
  2. Расслабьтесь. После этого вы обнаружите, что ваше интуитивное сознание более свободно использует образы и символы
  3. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, сценарии, символы, отражающие сложившуюся ситуацию
  4. Придайте форму вашей задачи, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и очертаний
  5. Рисуйте так, как того желает интуиция. Можно рисовать левой рукой (или наоборот, если вы левша), чтобы добиться меньшего участия сознания в создании образов. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать
  6. Если результат вас не удовлетворяет, начните рисовать на новом листе бумаги
  7. Исследуйте свой рисунок. Сначала оцените его в целом, потом - по частям. Ищите в каракулях символы, которые могут дать неожиданные подсказки
  8. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа
  9. Свяжите все слова воедино. Сравните написанное с рисунком. Если вам покажется, что рисунок и слова не передают одни и те же мысли - переработайте записи
  10. Подумайте, как написанное соотносится с вашей задачей. Будьте особенно внимательны к вопросам в вашем сознании

Глава 30. Метод Сальвадора Дали

Некоторые люди свободны видеть фантастические, сюрреалистичные цветные образы. Сальвадор Дали для создания своих выдающихся полотен пользовался таким методом: он ставил жестяную тарелку на пол и, устроившись рядом в кресле, держал над ней ложку. Затем полностью расслаблялся и начинал засыпать. В тот момент, когда он уже дремал, ложка выскальзывала из руки, падала со звоном на тарелку и будила его как раз в тот момент, когда он мог уловить некие сюрреалистичные образы.

План действий

  1. Думайте о своей задаче
  2. Затем полностью расслабьте свое тело, используя техники из главы 22
  3. Успокойте рассудок. Не думайте о рутинных делах, событиях дня и о своей задаче
  4. Успокойте зрение. Нужно исключить какое бы то ни было произвольное проявление внимания. Станьте беспомощным, безвольным, безынициативным. Если вы легко засыпаете, держите в руке ложку, чтобы она вас разбудила своим падением в тот момент, когда можно уловить рождающиеся мысли
  5. Записывайте свои впечатления непосредственно после их появления
  6. Ищите ассоциативные связи, отвечая на вопросы: Что меня удивляет? Имеет ли это какое-то отношение к моей задаче? Что тут не на месте? Что мне мешает? Какие аналогии можно провести? Какие это вызывает ассоциации? На что это похоже?

Глава 31. Не Канзас

"Не Канзас" - техника использования воображения под полным контролем интеллекта и воли.

План действий

  1. Полностью расслабьтесь
  2. Адресуйте своему сознанию просьбу ответить на вопросы, связанные с вашей задачей
  3. Пуститесь в воображаемое путешествие
  4. Принимайте любые послания
  5. Употребите дар воображения, чтобы сделать образы более ясными и живыми. Записывайте/зарисовывайте все без промедления
  6. Создавайте другие образы, если возникающие чересчур туманны
  7. Ищите качества, образцы, соотношения, ключи и используйте их как отправные точки для потока свободных ассоциаций

Просто спроси

Научившись усилием воли вызывать образы из подсознания, вы сможете просто задавать ему вопросы.

Основная процедура такова:

  1. Сформулировать задачу
  2. Обратиться к подсознанию
  3. Попросить ответ, который должен прийти в виде образа

Глава 32. Тень

Вступите в беседу с мудрецом: не только советы, но и его присутствие помогут лучше понять вопросы и проблемы, с которыми вы столкнулись и сделать правильный выбор. Выберите себе в качестве личного советника интересную для вас личность, знаменитого современника или историческую фигуру, реального человека или вымышленного персонажа. Главное иметь ясное и четкое представление о том, с кем именно вам бы хотелось работать.

План действий

  1. Забудьте на время о своих заботах и расслабьтесь. Не думайте о том, удалось ли вам расслабиться в достаточной мере. Пусть все идет своим чередом
  2. Представьте, будто ваше тело окружено мягким белым светом
  3. Вообразите, что вы находитесь водном из своих любимых мест
  4. Представьте, что навстречу движется ваш будущий духовный наставник. Взгляните ему в лицо. Скажите этому человеку: "Станьте моим наставником. Укажите мне путь к новым идеям. Научите справляться с жизненными проблемами"
  5. Получив утвердительный ответ на свой запрос, начинайте разговор. Представьтесь ему и поведайте о своих проблемах. Ваш диалог должен быть максимально реалистичен. Ко всему, что говорит/делает наставник, относитесь серьезно, как если бы все происходило на самом деле
  6. Завершите беседу. На прощание ваш советник должен сказать: "Я нахожусь здесь только ради тебя. Вызывай меня всякий раз, когда я буду тебе нужен. Я всегда готов прийти на помощь"

Глава 33. Книга мертвых

"Книга мертвых" - необычная техника, нацеленная на развитие творческого потенциала. Иероглифы, используемые в этой игре для ума, взяты из расшифровки египетской "Книги мертвых": ученые до сих пор корпят над разгадкой символов в ней.

План действий

  1. Сформулируйте и запишите задачу
  2. Выберите один из трех фрагментов с иероглифами ниже
  3. Изучите выбранный фрагмент, и снова изложите письменно свою задачу
  4. Избавьтесь от посторонних мыслей и сконцентрируйтесь на проблеме. Закройте глаза на несколько минут
  5. Откройте глаза и "расшифруйте" каждый иероглиф в строке. Поверьте, что каждая строчка была написана специально для вас и что решение заключается в том, чтобы правильно интерпретировать эти изображения. Расшифровывая иероглифы, выстраивайте вокруг каждого из них свободные ассоциации. Ищите смысл во всех строках и фигурах
  6. Раздумывая над рисунками, не зацикливайтесь на изображениях, задайте вопросы: Что это такое? Для чего использовался этот иероглиф? Почему он встречается так часто (редко)? Какая из фигур более всего подходит по смыслу к моей задаче?
  7. Запишите все свои варианты истолкования символов. Ищите среди них ключи к пониманию вашей проблемы

Часть III. Дух товарищества

Глава 34. Разогрев

Упражнения для разогрева

  • Детские рисунки. Попросите каждого участника принести свои детские рисунки. Повесьте их на стену, не подписывая. Участники должны угадать автора каждого рисунка
  • Символ. Попросите участников нарисовать личный символ, который представляет их точку зрения на креативность. Затем каждый участник показывает свой символ и объясняет его смысл
  • Корпоративный символ. Попросите участников выбрать животное, птицу, насекомое или рыбу в качестве корпоративного символа с обоснованием своего выбора
  • "Вы уволены". Попросите участников представить что их уволили. Это должно встряхнуть их и заставить подумать о своих знаниях и навыках и как их усовершенствовать
  • Каждый - консультант. Попросите, чтобы каждый человек на чистом листе бумаги написал текущую проблему, связанную с работой. Далее каждый должен передать свою проблему соседу справа, которому нужно решить ее и записать ответы (в течение 60 секунд)
  • Наблюдение за другими. До начала встречи, побывайте в других отделах компании или на других предприятиях, не связанных с вашей деятельностью, чтобы вернуться оттуда с длинными списками идей и предложений для применения у себя
  • Принятие роли клиента. Побывайте в роли клиента, пройдя весь процесс продажи, записывая поведение, слова и действия продавцов

Прогулка в чужих туфлях

Рассадите участников за столы по 6-10 человек и попросите всех разуться.

  1. Попросите их обменяться обувью - надеть чьи-то туфли. Обсудите, что они при этом чувствуют
  2. Затем попросите их положить туфли на стол перед собой. Пусть каждый немного посидит и посмотрит на эту обувь. Поговорите о том, как участники справляются с ощущением неудобства. Усовершенствование подразумевает изменение, а изменение почти всегда приносит дискомфорт
  3. Теперь объявите соревнование, в котором команда, построившая самое высокое сооружение из туфель, получит большой контракт. Победитель определяется путем измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой туфли
  4. Наблюдайте за тем, что делают участники. Вы будете поражены творческими решениями. Отметьте, насколько быстро/медленно была решена задача в различных группах, отметьте появление неформальных лидеров

Используйте воображение

Задавайте метафорические вопросы, чтобы стимулировать воображение группы: На какое животное похожа эта проблема? Почему? Чем эта проблема похожа на батарейку от фонарика? Если бы вашей проблемой была лужайка, каковы были бы сорняки?

101 неудача Чтобы продемонстрировать ценность риска и неудач, разбейте группу на команды. Дайте каждой кучку палочек от мороженого. Упражнение состоит в том, чтобы увидеть, какая команда за 20 минут может построить из палочек самое высокое сооружение. После выполнения задания попросите участников вспомнить о неудачных попытках. Как правило, тем участникам, которые с самого начала придерживаются определенного, логического плана, не удается построить самое высокое сооружение, а участники, которые успешно выполнили задание, прошли через массу неудач. Урок состоит в том, чтобы освободиться от предвзятых мнений о неудачах, быть открытым к неожиданностям и снова научиться играть подобно непредубежденному ребенку, видя перспективу и контекст.

Желтый или синий вопрос

Используйте цветные вопросы, основанные на работе Джерри Роудза, который провел обширное исследование менеджеров и стилей управления. Роудз разработал довольно обширную классификацию различных видов вопросов. В ее основе лежат четыре типа вопросов, которые определяются как «цвета сознания».

  • Желтые вопросы. Подумайте о желтом цвете как нейтральном и объективном. Вопрос должен быть совершенно ясным. Спросите: «Каков?» Например: «Какова наиболее существенная проблема или забота, с которой мы сталкиваемся?»
  • Зеленые вопросы. Подумайте о зеленом как плодородном и креативном. Вопрос должен быть образным и оригинальным. Спросите: «Что если мы...» или «Предположим, мы...» Придумайте как можно более изобретательный вопрос
  • Синие вопросы. Подумайте о синем как обнадеживающем и положительном. Вопрос должен быть основан на мнении или суждении о какой-либо ценности или потребности. Подумайте о том, что нужно сделать или добавить. Спросите: «Что мы можем сделать?» или «Что мы должны сделать»
  • Черные вопросы. Подумайте о черном как негативном. Спросите: «Что мы не можем сделать?» или «Что невозможно сделать?»

При мозговом штурме для генерации идей и решений на конкретную тему отметьте четыре отдельных листа бумаги как желтый, зеленый, синий и черный. Пусть группа придумает как можно больше цветных вопросов на данную тему и запишет их на соответствующих листах. Вы можете расположить их колонками на большом листе. Вы также можете написать их на карточках или на стене под соответствующей цветной карточкой. Всякий раз, когда возникает негативный вопрос, записывайте его на черном
листе. На более позднем этапе рассмотрите черные вопросы и попробуйте найти способы разобраться с ними. После составления списка вопросов определите приоритеты, чтобы решить, на какой отвечать в первую очередь.

Примите другую точку зрения

На классной доске напишите вертикально алфавит. Затем попросите назвать фамилии известных (реальных или вымышленных) людей, начинающиеся на каждую букву: А = Нейл Армстронг, Б = Александр Белл, В = Джордж Вашингтон, Г = Гомер, Д = Леонардо да Винчи, Е = королева Елизавета Г и т.д. Пусть каждый член группы выберет фамилию, которая начинается с той же буквы, что и его собственная. Затем пусть каждый подумает о том, как
этот известный человек мог бы подойти к решению данной проблемы.

Один + Один = Один

Попросите участников вспомнить название любого объекта, который начинается с той же буквы, что и их фамилия (например, П = пища, Я = яблоко). Напишите эти названия на самоклеящемся листке и прилепите его им на лоб. Теперь попросите, чтобы участники смешались между собой и объединили свой объект с чужим объектом, чтобы создать что-нибудь новое.

Скрещивание

  1. Подготовьте 4 коробки, содержащие полоски бумаги со случайными названиями растений, неодушевленных предметов, животных и профессий
  2. Попросите каждого участника взять по одной полоске и сделать из них гибриды. Например: птица + начальник, клиент + дверь
  3. Спросите группу, что напоминает каждый гибрид. Сделайте рисунок. Дайте ему название и повесьте на стену
  4. Попросите каждую группу подумать о том, что делает каждый гибрид, какой звук издает, какие уникальные достоинства/недостатки имеет

Глава 35. Мозговой штурм

Техника мозгового штурма - это обсуждение в небольшой группе (6-12 человек) какой-то определенной проблемы, где один из участников фиксирует высказываемые предложения и замечания. Ни одна из идей не отвергается. Все идеи обсуждаются.

План действий

  1. Определите задачу, сформулировав ее в виде вопроса
  2. Подберите участников (6-12 человек), которые с энтузиазмом относятся к участию в подобном семинаре и чувствуют реальную потребность улучшения положения дел
  3. Создайте благоприятную обстановку, делая перерывы в занятиях
  4. Выберите лидера группы, обладающим опытом налаживания контактов в коллективе и достаточно красноречивым. Он должен готовиться к заседаниям, составить подробный план, пригласить на встречу представителей разных сфер деятельности (экспертов в данной области и неспециалистов), формулировать предлагаемые решения и подводить промежуточные итоге в ходе встречи, поощрять любое проявление инициативы со стороны участников, использовать наводящие вопросы и другие способы, чтобы помочь участникам изменить привычный взгляд на вещи (например вопросы СКАМПЕР)
  5. Выберите дежурного, который будет во время семинара записывать все высказываемые предложения
  6. По окончании мозгового штурма лидер группы должен разделить идеи по принципу приоритетности и оценить их. Некоторые будут отвергнуты, другие отмечены как заслуживающие внимания. Если попытаетесь оценить идею сразу, как только она возникнет, вы не сможете ни по достоинству ее оценить, ни увидеть ее недостатки. Оценивайте идеи лишь в конце занятий. Разделите все идеи на 3 группы: те, внедрение которых принесет быструю отдачу, те, над которыми еще стоит поработать, и перспективные подходы к проблеме
  7. Сразу после занятий организуйте для всей группы завтрак или обед, чтобы отпраздновать достигнутый успех. Напишите благодарственные письма всем наблюдателям и участникам

Глава 36. Традиционные техники мозгового штурма

Брейнрайтинг

  1. Прежде всего обсудите проблему для ее прояснения
  2. Раздайте участникам карточки размером 7х12 см и дайте инструкция записывать на этих карточках свои идеи по одной на каждой. При мозговом штурме участники высказывают идеи вслух, а в брейнрайтинге - записывают их. После заполнения карточки, участники передают ее соседу справа
  3. Участники должны прочитать переданные им карточки и на чистых карточках записать новые идеи, вдохновленные карточками и затем снова передать соседу справа
  4. Через 20-30 мин соберите все карточки и повесьте их на стену, располагая колонками согласно различным категориям идей, и над каждой колонкой должна быть карточка с названием. Удалите повторяющиеся
  5. Оцените идеи, дав каждому участнику пакет самоклеящихся точек, и попросите их приклеить точки на те карточки, которые им понравились

Записные книжки

  1. Координатор дает каждому участнику записную книжку, содержащую информацию о проблеме и инструкции. Каждый участник записывает там по крайней мере одну идею в день на протяжении недели
  2. Участники каждую неделю обмениваются записными книжками
  3. Обмен идеями должен прекратиться через месяц, даже если не все книжки прошли по кругу. Координатор собирает их, классифицирует идеи и подготавливает резюме, затем участники сообща обсуждают идеи

Эффект Стравинского

  1. Помощник предлагает проблему/задачу для обсуждения
  2. Каждый участник записывает 8 ответов/идей на карточках 7х12 см по одной на карточку
  3. Помощник собирает все карточки и перетасовывает
  4. Помощник в случайном порядке раздает каждому участнику по 3 карточки (убедитесь, что ни один не получил свои первоначальные карточки) . Попросите, чтобы каждый изучил их и расположил в порядке личного предпочтения. Помощник раскладывает оставшиеся на столе лицевой стороной вверх
  5. Помощник просит участников обменять карточки, которые им не нравятся, на лежащие на столе
  6. Затем участники обмениваются карточками друг с другом
  7. Помощник просит участников разделиться по группам. Одна группа должна иметь не больше 3 карточек
  8. Помощник просит, чтобы каждая группа творчески представила три свои идеи группе

SIL (немецкий акроним "последовательная интеграция элементов проблемы")

  1. Каждый участник молча записывает свои идеи
  2. Два члена группы читают по одной из своих идей вслух
  3. Остальные пытаются объединить все идеи в одну
  4. Третий член группы читает идею, и группа пытается объединить ее с идеей, сформулированной на предыдущем этапе

Объединение предметов

  1. Предположим, вы хотите изобрести что-то новое. Выберите наугад 20 любых объектов (расположенных дома, на работе, на улице)
  2. Запишите на бумаге два списка по 10 объектов каждый, расположив их в 2 колонки. Выберите один предмет слева и объедините с предметом справа
  3. Экспериментируйте с сочетаниями, пока не найдете многообещающую комбинацию, затем усовершенствуйте ее и превратите в изобретение

Левополушарные и правополушарные люди

  1. Разделите группу на левополушарных (рациональных) и правополушарных (интуитивных)
  2. Попросите рационалов придумать практическую и логичную идею, а интуитов придумать странную и нелогичную идею
  3. Затем соберите группу и объедините обе идеи, чтобы увидеть, что получится

Глава 37. Естественная креативность

Мечтатель, реалист и критик

  • Мечтатель. Попросите группу генерировать как можно больше фантазий, словно любая пришедшая в голову идея будет осуществима. Группа должна вообразить то, что обычно считается невозможным
  • Реалист. Попросите участников играть роль реалистов, превращающих фантазии в осуществимые идеи. Пусть участники выделят принцип, свойство или некоторый аспект фантазии, которые им нравятся
  • Критик. Теперь пусть участники находят недостатки в идее

Волшебная палочка

  1. Помощник вывешивает тему на стене или доске. Участники воображают, что у них есть волшебная палочка, обеспечивающая выполнение любого желания. Участники молча пишут 3-5 желаний на карточках/стикерах
  2. Карточки с желаниями собирают и вывешивают вокруг карточки с темой. Лидер группы систематизирует и группирует связанные между собой
  3. Затем группа пытается превратить желания в идеи

"Изящный труп"

  1. Пусть группа высказывает идеи и мысли на конкретную тему в течение 5-10 мин
  2. Затем попросите участников обдумать то, что обсуждалось и молча написать на карточке одно слово, которое пришло в голову
  3. Соберите карточки и попросите группу объединить слова в предложение (можно добавлять слова, чтобы предложение имело смысл)
  4. Предложите группе изучить составленное предложение и на его основе генерировать идею

Творческие коллажи

  1. Раздайте старые журналы и ножницы
  2. Попросите каждого участника вырезать изображения и рисунки, которые метафорически представляют тему
  3. Каждый должен сделать коллаж
  4. Обозначьте каждый коллаж каким-нибудь словом или фразой
  5. Преобразуйте тему в одну большую метафорическую картину-слово, закончив предложение: "Наша тему очень похожа на (слово из коллажа), потому что она..."
  6. Повесьте коллажи на стене и попросите группу сравнить их, ища общее и выявляя недостатки

Прогулка за мыслями

  1. Предложите участникам прогуляться вокруг дома и найти объекты, события или ситуации, которые могли бы стать интересными метафорами вашей темы
  2. По возвращении пусть придумают на основании составленного списка как можно больше метафор для данной темы
  3. Найдите способы связать наблюдения участников с определенными принципами и подобными ситуациями. Попытайтесь генерировать по крайней мере одну идею или решение на основе каждой метафоры

Спросите краба

  • Краб может восстанавливать потерянные клешни. Мы должны иметь резервные идеи в случае неудачи
  • Краб может видеть на 360°. Мы должны быть более осведомлены о рынке
  • Краб передвигается медленно. Мы двигаемся слишком медленно. Мы не можем себе это позволить. Мы должны предпринять меры, чтобы двигаться быстрее
  • Краб имеет характерные особенности. Мы должны быть узнаваемыми на рынке
  • Краб - падальщик. Мы должны выделить средства на изучение и поиск других вариантов использования наших товаров и рынки сбыта

План действий

  1. Прочитайте вслух формулировку проблемы и попросите группу провести устный мозговой штурм для поиска решений
  2. Дайте каждому папку с двумя, тремя рисунками, не связанными с проблемной областью
  3. Предложите исследовать каждый рисунок и записать идеи. По истечении отведенного времени попросите членов группы вслух прочитать свои идеи
  4. После прочтения каждой идеи обсудите ее и сформулируйте новые идеи. Записывайте все новые идеи
  5. Соберите и оцените идеи

Часть IV. Заключительные игры

Глава 38. Советы убийц

План действий

  1. Изложите свою идею близкому другу или человеку, которого уважаете. Совместное обсуждение поможет лучше понять идеи, оценить ее достоинства и выявить недостатки
  2. Детально изложите идею на бумаге. Напечатайте подробный план своего предложения, используя чертежи и рисунки. Определите свои цели, возможные преграды, усилия, которые нужно будет затратить. Приведите свои доводы в пользу ценности идеи и опишите то, что вас в ней вдохновило. Внесите список вопросов, ответы на которые требуется найти
  3. Назначьте заседание "Трибунала". Среди своих друзей, родственников, коллег выберите тех, у кого есть творческая жилка или кто достаточно разбирается в области вашей проблемы. Вручите каждому "консультанту" ваше предложение в письменном виде и попросите его высказать четко и ясно свое мнение. Выслушайте без обид и эмоций их "приговор". Если ваш оппонент выскажет возражения, попросите его представить аргументы. Обсудите детали

8 факторов

Этот метод позволит выявить достоинства и недостатки вашей идеи. Вопросы задаются вашим "консультантам". В конце подсчитайте общую сумму баллов для всех 8 факторов, что поможет вам сделать некоторые выводы.

  1. Насколько полно и ясно изложена идея? (0-20 баллов)
  2. Насколько заинтересовала вас эта идея? (0-20 баллов)
  3. Каковы ее перспективы на рынке? (0-20 баллов)
  4. Правильно ли выбрано время? (0-5 баллов)
  5. Достаточно ли я компетентен, по вашему мнению, чтобы осуществить эту идею? (0-10 баллов)
  6. Является ли этот проект хорошим применением моих личных качеств? (0-10 баллов)
  7. Достаточно ли конкурентоспособно предложение? (0-5 баллов)
  8. Насколько оригинальна моя идея? (0-1 баллов)

Глава 39. Вы не поле травы

По существу, поле травы приобретает свои характерные особенности посредством тех событий, которые происходят снова и снова, миллионы раз: прорастание семян, дуновение ветра, цветение травы, появление насекомых, удары грозы, дорожки, протоптанные животными и путешественниками, и т.д. Это целая система взаимозависимых событий, которая определяет характер травяного поля. Также в целом верно, что характер наших убеждений и представлений можно объяснить опытом. Поле травы не может изменить свой характер. Трава не может интерпретировать и формировать свой опыт, чтобы создать другой характер. Но мы не поле травы. Мы можем интерпретировать свои переживания так, как захотим.

Попробуйте выполнить небольшое упражнение. Выберите что-нибудь, что вам «нужно», и затем скажите себе: это то, что вы «должны иметь». Можете ли вы почувствовать в себе психологические изменения? Затем выберите что-нибудь, что вы «должны иметь», и скажите себе, что это то, что вам «нужно». Проделайте следующее:

  • Замените то, что вы должны сделать, на то, что вы решили сделать: «Я должен идти работать» превращается в «Я решил идти работать»
  • Замените то, что вы должны сделать, на то, что вы хотите сделать: «Я должен сделать уборку в доме» превращается в «Я хочу сделать уборку в доме»
  • Замените то, что вам следует сделать, на то, что вы были бы рады сделать: «Мне следует написать ей письмо с благодарностью» превращается в «Я был бы рад написать ей письмо с благодарностью».
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда