Максим Молчанов

Зачем инвестировать в сторонние организации? Еркин Татишев о стратегии развития Kusto Group

Эффективная работа большой международной компании часто связана с диверсификацией активов. В портфелях одной корпорации можно встретить самые разные предприятия — от кофейной плантации до консалтингового агентства по торговле фьючерсами. Впрочем, даже по этим меркам спектр интересов компании Kusto Group чрезвычайно широк. Нефтедобыча, производство лакокрасочных материалов, выращивание зерновых культур и производство мраморной говядины, производство алюмосиликатных микросфер, девелопмент и многое другое. Для внешнего наблюдателя может показаться, что компания со штатом в 10 тысяч человек на всех континентах мира вкладывается во все, до чего может дотянуться. Естественно, это не так — стратегия развития Kusto основывается на глубоком понимании экономических реалий и динамики развития бизнеса.

В широком смысле мы первое поколение предпринимателей в Казахстане, ведь капитализму здесь всего 25 лет. Поэтому нам американские стратегии, когда узкая специализация и все заточено вокруг одного бизнеса, не очень подходят. Ты же не знаешь, что пойдет, какой бизнес будет наиболее принят экономикой, что в какой цикл попадет. Впрочем, точно так же развиваются и другие азиатские компании — китайские, гонконгские, корейские… Узкая специализация — это для матерых экономик. Может, лет через 30–50… Хотя и это вряд ли — наступила мультидисциплинарная эпоха, когда нельзя сказать заранее, что выстрелит: в один период это одно, в другой — другое. Бизнес — это всегда немного бой, а в боевых искусствах ставить на один прием смерти подобно. Поэтому надо быть, как говорят казахи, сегiз қырлы, бiр сырлы — многогранным.

Еркин Татишев
Глава Kusto Group

Про боевые искусства Еркин Татишев знает не понаслышке — у него 4-й дан кендо, японского спортивного фехтования. Поведение Kusto Group на рынке тоже можно сравнить со стратегией опытного бойца: она использует предоставленные возможности, опираясь на общее понимание процессов. Благодаря эффективной системе управления, казахстанская группа компаний буквально возвращает предприятия из небытия. Так, полученная за долги сельскохозяйственная компания на Украине за несколько лет превратилась в Kusto Agro. Ранее убыточное предприятие стало пионером точного земледелия, адаптирует и вводит в производство новейшие сорта с/х культур, имеет в своем распоряжении передовую технику и научные знания.

Другой пример — израильский производитель лакокрасочных изделий Tambour. К 2014 году лидер рынка утратил первенство на рынке, у него начали накапливаться финансовые проблемы. Kusto Group приобрела компанию и, благодаря изменениям в структуре Tamour и усилению команды одним (!) специалистом холдинга, долги за 3 года сократились в 5 раз, а все показатели эффективности выросли в 3 раза. Сегодня Tambour опять оказался на первом месте израильского рынка, начал активное расширение в Европе.

Всего Kusto Group принадлежат около 30 компаний в десятке стран мира. Стратегия поиска возможностей позволяет гибко реагировать на изменения в мире, перераспределяя активы. Холдинг может выйти из любой сферы бизнеса и компенсировать убытки за счет других направлений деятельности. За счет высокой устойчивости Kusto может позволить себе не просто бороться с вызовами действительности, но и обращать их себе на пользу. Более того, философия компании дает возможность заниматься инфраструктурными проектами, где результат наступает через десятилетия.

Пример — агропромышленный сектор Казахстана. Став мажоритарным акционером KazBeef (бизнес по разведению бычков элитной мясной породы Black Angus) в 2018 году, Kusto Group на данный момент фактически выстроила полный цикл производства мраморной говядины. Есть компания KazSeed, выводящая новые виды семян, адаптированные под суровый степной климат, есть мясоперерабатывающий и кожевенный заводы, начато сотрудничество с крупными американскими компаниями, занимающимися производством оросительных систем и переработкой мяса, а также многое другое. Более того, Kusto стала партнером знаменитой сети кафе быстрого питания Wendy’s, которая к 2030 году должна открыть в Казахстане 25 новых кафе, а в Узбекистане — 20. Американский партнер знаменит высокой долей локальной продукции в своем меню, т. е. де-факто Kusto одновременно создала перспективный рынок сбыта для аграрного комплекса страны и около 800 рабочих мест.

Еркин Татишев на открытии комплекса KazBeef pressclub.kz

В 2019 году в Казахстане открылся первый заправочный комплекс COMPASS Comfort. На одной площадке работают кафе, столовая, душевые, магазин, комнаты для совершения намаза, санитарные зоны для людей с ограниченными возможностями — в общем, все соответствует международным стандартам качества. До 2025 года в стране должно появиться 35 новых комплексов на дорогах республиканского значения с суммарными частными инвестициями около 31 млрд тенге, что позволит обеспечить работой более 4000 человек.

Kusto Group выстраивает инфраструктуру, которая не только приносит прибыль, но и меняет облик Казахстана. Это было бы невозможно, если бы группа компаний сосредоточила свои усилия на одном «фронте» — слишком высокие риски. А так, маневрируя и адаптируясь, Kusto может реализовывать проекты глобального масштаба. Правда, никто не говорит, что данная стратегия дается легко — команда компании формировалась годами, наращивала профессиональные компетенции и рисковала. Это сложная работа, требующая титанического вложения времени и сил, высокого уровня ответственности и выдержки.

И последнее, но не менее важное доказательство эффективности стратегии Kusto. Компания может позволить себе реализовывать проекты, формирующие будущее Казахстана. Так, в городе Алматы в жилом комплексе Koktobe City уже год работает школа High School Academy, воспринявшая самые передовые обучающие программы. По словам Еркина Татишева, этот проект в первую очередь социальный, а не коммерческий — выпускники школы станут опорой страны, научными и управляющими кадрами, которые сформируют вектор развития Казахстана. Есть и первые результаты. Ученики 7–8 класса создали прототип водоочистного прибора, который должен помочь жителям одного из поселков близ Алматы.

High Tech Academy hta.kz

Таким образом, адаптивная стратегия Kusto Group, ее стремление диверсифицировать активы и чутко реагировать на изменение рынка на данный момент доказали свою эффективность. Сила компании — в глубоком понимании процессов и умении управлять, добиваясь результата. А с таким подходом, действительно, не так уж важно, в какой сфере работать — строить дома, производить лакокрасочные изделия или создавать современную агропромышленную инфраструктуру для целой страны.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null