Важные особенности программного обеспечения аптечной сети для эффективного управления ассортиментом

Михеева Оксана. Генеральный директор консалтингового агентства "Стратегия и управление"

Основной задачей автоматизации процессов управления ассортиментом в программном обеспечении аптечной сети должно стать повышение эффективности данного процесса. Это означает увеличение управляемости, оперативности, информативности, удобства использования и экономии времени на обработку большого массива данных для принятия управленческих решений.

Программное обеспечение аптечной сети должно учитывать все нюансы аптечного рынка:

· Единовременное управление различным типом матриц (ядро, маркетинговая, индивидуальная, ТОП-ассортимент, фокусный ассортимент и пр.)

· Возможность формирования и корректировки типовых матриц в зависимости от категории аптек (учитывая оборот, проходимость, конкурентное окружение торговой точки и пр.)

· Формирование автоматических рекомендаций по корректировке ассортиментных матриц

· Возможность двусторонней корректировки матрицы по алгоритму «аптека-офис»

Управление ассортиментными матрицами

Ассортимент аптечной точки в зависимости от ее категории может составлять от 4000 до 12000 наименований. А учитывая, что как правило, о повышении эффективности управления ассортиментом задумываются сетевые аптеки, то рост количества позиций, по которым нужно осуществлять управление, растет в геометрической прогрессии. Таким образом, очевидным является тот факт, что кроме функции управления ассортиментом, аптечное ПО должно решать задачи повышения эффективности работы в данном направлении (минимум временных и ручных затрат при максимуме результата).

Ассортиментная матрица - это закрепленный за торговой точкой ассортимент, по которому формируется заказ товара.

Аптечное ПО должно реализовать возможность формирования различных типов матриц, причем каждый из типов матриц может корректироваться в зависимости от категории аптеки.

Выделяются следующие виды ассортиментных матриц:

· Ядро – основной костяк ассортимента, являющийся базовым для аптеки.

· Маркетинговая матрица – учитывает обязательства аптечной сети перед производителями и поставщиками товара по наличию и минимальному количеству

· Индивидуальная матрица – формируется исходя из особенностей каждой конкретной аптеки, максимально полно учитывает специфику торговой точки, ее конкурентного окружения, потребности целевой аудитории в зоне маркетингового влияния

· ТОП-ассортимент – выделенная группа приоритетного ассортимента, требующая постоянного контроля по наличию, ценообразованию и пр.

· Фокусный ассортимент – в зависимости от целевой направленности аптеки, фокусный ассортимент может учитывать социальную направленность (расширение линейки недорогих препаратов), либо учитывать сезонность (в зависимости от входа или выхода в/из сезона ассортимент расширяется/уменьшается и соответствующим образом корректируются базовые параметры матрицы). Также к фокусному ассортименту можно отнести акционный товар, по которому требуется дополнительный контроль наличия, ценообразования, реализации и пр.

Для управления ассортиментными матрицами в ПО важно реализовать:

Структурированный ассортиментный справочник:

· определение прав пользователей на заведение и корректировку товарных позиций будет способствовать точному соблюдению регламента, определяющего алгоритм ассортиментного справочника,

· формирование наименований посредством конструктора позволит прийти к единообразию написания товарных позиций,

· структурирование ассортимента на основные категории и подкатегории (например: лекарственные средства, БАДы, изделия медицинские, медицинская техника – категория, антигистаминные, антибактериальные, противопростудные, хондропротекторы – подкатегория) позволит формировать удобную и структурированную отчетность для принятия стратегических и операционных решений,

· определение МНН каждой товарной позиции – позволит проводить анализ полноты наполнения матрицы внутри каждого МНН,

· учет признака ЖНВЛП – позволит контролировать параметры ценообразования с целью соблюдения законодательства,

· указание производителя и концерна позволит с максимальной экономией временных ресурсов формировать маркетинговые матрицы, учитывающие обязательства перед производителями товаров аптечного ассортимента посредством фильтрации и сортировки позиций

· выделение сезонного ассортимента – способствует оперативной корректировке параметров автозаказа с целью создания дополнительного запаса товара в преддверии входа в сезон или сокращения товарного запаса в период выхода их сезона

· акционный товар – возможность фиксирования включения ассортимента в акцию с указанием временных отрезков проведения акционного мероприятия позволит как учесть дополнительные параметры в заказе товара с целью обеспечения неснижаемого остатка в торговой точке, так и не беспокоится о снятии фиксированных коэффициентов с акционного списка по окончании маркетингового мероприятия.

Категорирование аптек:

· Возможность группировки неограниченного количества аптек по категориям, причем идеально, если можно будет разделить категории для внутрисетевого управления (для использования ядра, индивидуальной матрицы, ТОП-ассортимента, фокусного ассортимента) и для маркетинговых контрактов (маркетинговая матрица).

Фильтрацию и сортировку:

· Пользователь должен иметь возможность устанавливать фильтры по различным параметрам учетной системы (категории, подкатегории товара, МНН, производитель, концерне, торговая марка, ассортиментная матрица, сезонность и пр.), а также сортировать отобранный сегмент информации.

Гибкое управление ассортиментными матрицами:

Существует несколько возможных подходов к формированию ассортиментных матриц:

· Централизованный - подразумевает формирование матриц розничных точек исключительно в головном офисе. При таком подходе значительно снижается риск возникновения дефектуры по ключевым позициям. Однако, в тоже время при недостаточном согласовании с остальными бизнес-процессами не гарантирует гибкости ассортимента.

· Децентрализованный - предполагает формирование матрицы непосредственно в розничных точках. Этот метод обеспечивает некую гибкость и быстроту реакции на изменения рыночной среды и предпочтения покупателей, однако при таком подходе значительно выше риск образования дефектуры (а соответственно и упущенной выручки) или затоваривания розничной точки (т.е. наращения объемов неликвидов и сверхапасов).

Кроме того, как показывает практика вручную учесть весь тот обширный объем маркетинговых контрактов с производителями и вытекающих из этого обязательств практически невозможно, тем более, если номенклатура торговой точки исчисляется тысячами позиций.

· Комбинированный - когда в зависимости от политики аптечной сети по части ассортиментных матриц осуществляется формирование при участии как сотрудников офиса, так и непосредственно аптек.

Наиболее целесообразным с точки зрения подстройки под конъюнктуру рынка и формирования оптимального финансового результата является комбинированный подход. Для его реализации требуется возможность в ПО:

· Устанавливать права доступа различным категориям пользователей на корректировку

· Определять приоритетность принятия решений и подтверждения зафиксированных параметров

· Транслировать по каналу «аптека-офис» не только саму ассортиментную матрицу, но и параметры корректировки/предложения, и утвержденные значения.

Важно отметить, что автоматизация функций управления ассортиментом позволит не только повысить эффективность данного процесса, но и будет являться более качественным входным ресурсом для одного из самых значимых бизнес-процессов аптечной сети – заказа товара. И от того насколько качественно формируются ассортиментные матрицы, учитывая потребность рынка, обязательства аптечной сети перед контрагентами, политические решения руководства и пр.), оперативно корректируются параметры матриц (учитывая новые договоренности, изменения спроса и конкурентное окружение) зависит экономическая эффективность работы аптечной сети.

Таким образом автоматизация функций управления ассортиментом является важной и значимой задачей с точки зрения повышения эффективности работы аптечной сети. При реализации автоматизации целесообразно учитывать все нюансы работы с ассортиментом, свойственные аптечному рынку. Чтобы не упустить ни один из важных параметров в процессе автоматизации целесообразно воспользоваться проектным подходом с регламентацией и фиксацией результатов бизнес-процессов в форматах «As-Is»/«Tо-Bе».

По вопросам автоматизации и централизации функций управления аптечной сетью обращайтесь https://omikheeva.ru/consulting.

ОксанаМихеева #Консалтинг #Аптека #АптечнаяСеть #Клиника #МедицинскийЦентр #Стратегия #Развитие #ОперационныйМенеджмент #БизнесПроцессы #Результат #Масштабирование #Цифровизация #ПрограммноеОбеспечение

0
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ющенко Г.В.

ПО выбирается исходя из нескольких факторов. Как я понимаю здесь в указаны критические факторы на которые следует обратить пристальное внимание при выборе по. Ведь отсюда пойдет следствие вашего решения как руководителя: управляемость информацией, доступность корректировок параметров заказа, трудоемкость наполнения, а также стоимость обслуживания со стороны ит.
По поводу продуктов 1с , если у вас есть ресурсы на допиливание, то пожалуйста. Исходя из своего опыта это не самый лучший вариант, но имеет место, если сами будете его создавать под себя.

Ответить
Развернуть ветку
Приван Строкаванов

Тема не раскрыта. Какое именно ПО удовлетворяет всем описанным вами требованиям? Например "1С:Аптека"?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда