{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Глобальная токенизация цифрового искусства — хорошо это или плохо?

Эта встреча планировалась с начала января, но всякий раз обстоятельства оказывались сильнее. Точнее, сильнее оказывался рабочий график наших героев: заслуженного художника Украины, члена национального союза художников Украины, одного из самых востребованных европейских скульпторов, мастера бронзовой скульптуры и арт-инсталляций Олега Пинчука и банковского эксперта, члена совета директоров Wellcome keys worldwide Рейниса Тумовса. Но в середине февраля встреча все-таки состоялась. В столице Латвии, в Риге, эксперты смогли обстоятельно обсудить тему глобальной токенизации цифрового искусства и развитие рынка NFT.

Редакция нашего журнала сердечно благодарна им, что они все-таки смогли встретиться, найти время в своих графиках и поговорить об одном из главных трендов на рынке современного искусства – его токенизации. Вдвойне приятно то, что общение героев сегодняшнего интервью происходило в очном формате, потому что в таком варианте у них получилось максимально полно раскрыть тему, как с точки зрения мира искусства, так и криптовалютного сообщества. За первое направление у нас сегодня отвечает Олег Пинчук, за второе – признанный эксперт криптовалютного рынка Рейнис Тумовс. Итак, начнем?

- Искусство уже не одно десятилетие претерпевает серьезные изменения. Сначала оно подверглось глобальной цифровизации, а в последние несколько лет переживает новый этап эволюционного развития – токенизацию. Как вы думаете, хорошо это или плохо для искусства в традиционном его понимании?

О.П.: - Здесь, как мне кажется, нужно скорее говорить не о понимании искусства, а о нем самом. От способа восприятия и распространения искусство не меняется. Картина продолжает оставаться картиной, а скульптура – скульптурой. Просто общество получает еще один канал взаимодействия с миром искусства, на этот раз через NFT-токены. А стремительный рост популярности этой технологии говорит всего лишь о том, что интерес к предметам искусства в обществе, по-прежнему очень высок, но в последние годы дистанция между людьми и миром искусства стала слишком большой, в том числе и из-за постоянного стремления скульпторов и художников подчеркнуть свою исключительность и элитарность. Диджитализация искусства и развитие цифровой экономики позволили быстро сократить это расстояние, сделав предметы искусства одинаково доступными как для ценителей и коллекционеров со стажем, так и для молодых криптоэнтузиастов и начинающих поклонников финтеха, которые только-только делают первые шаги в коллекционировании.

Р.Т.: - Для того, чтобы стал понятен масштаб этого тренда, достаточно сказать, что всего за два первых месяца 2021 года на 12 крупнейших NFT-маркетплейсах были реализованы права на цифровые активы на общую сумму более 500 миллионов долларов. Этот результат ровно в два раза превысил объем всего этого рынка, зафиксированный по итогам 2020 года.

- В чем заключаются преимущества токенизации? Что она дает как пользователям, так и творцам?

О.П.: - Для пользователей NFT – это простой и удобный способ стать ближе к миру искусства, в том числе и за счет владения какой-то его частью, а для творцов рынок NFT – это возможность расширить свою целевую аудиторию, в том числе и платежеспособную. Мне кажется, от активной токенизации выигрывают все участвующие в процессе стороны: и NFT-маркетплейсы, и люди, и творцы, и искусство в целом.

- Одним из основных преимуществ токенизации цифровых произведений искусства считается решение проблемы перехода прав собственности на авторские права, поскольку все это теперь раз и навсегда фиксируется в блокчейне. Так ли это на самом деле? И насколько все это удобно и надежно, ведь факт владения человеком токена на ту или иную картину никак не влияет на возможность всех остальных пользователей свободно скачивать и рассматривать ее фотографии?

Р.Т.: - Цифровизация кратно увеличила число объектов искусства, на которые может распространяться действие Закона о защите авторских прав, и да, токенизация действительно помогла решить проблему закрепления перехода прав собственности на эти объекты. Невзаимозаменяемые токены NFT и технология блокчейн обеспечивают абсолютную верификацию и отслеживание хронологии перехода прав собственности на эти произведения, к тому же NFT создала легкий и эффективный инструмент купли-продажи. Ведь, де-факто, между пользователями перемещаются не сами объекты интеллектуальной собственности, а выпущенные под них токены NFT, которые являются цифровым ключом, позволяющим новому владельцу распоряжаться приобретением по своему усмотрению.

О.П.: - Что касается второй части вопроса, то нужно понимать, какой именно цифровой объект приобретается за NFT. Есть произведения, существующие в единственном экземпляре, авторы других выставляют на маркетплейсы неограниченное количество их копий. Что до фотографий в интернете, то с этим, увы, сделать ничего невозможно. Не можем же мы запретить распространение в интернете фотографий «Джоконды», на основании того, что у этого полотна есть собственник?

- Есть ли в токенизации цифрового искусства какая-то практическая значимость кроме очевидного привлечения в эту сферу дополнительных финансов и увеличения числа активных коллекционеров?

О.П.: - На мой взгляд, здесь нужно, прежде всего, говорить о том, что искусство и простые люди стали ближе друг к другу, и о том, что за счет активного развития NFT-маркетплейсов заметно выросла аудитория людей, которые так или иначе интересуются искусством как таковым.

- Очевидно, что рынок NFT - это уже нечто большее, чем просто маркетплейсы с картинками, которые продаются за криптовалюту. Во что развилась эта индустрия?

Р.Т.: - NFT – рынок – это действительно уже не только NFT-маркетплейсы, хотя за последние два-три года они прошли огромный путь эволюционного развития. NFT-токены сегодня активно применяются в игровой индустрии, позволяя торговать теми или иными объектами, в том числе покупать дефицитные ресурсы и редкие артефакты. Кроме того, технология NFT два года назад была успешно применена компанией Nike в сервисе проверки подлинности приобретаемых кроссовок. Так что применение NFT уже сейчас не ограничивается только миром цифрового искусства, а со временем будет только расширяться.

- Как вы считаете, как глобальная токенизация влияет и будет влиять на искусство, в том числе цифровое?

О.П.: - Мне кажется, что сейчас на волне успеха NFT-маркетплейсов стало создаваться больше объектов цифрового искусства, заточенных именно на продажу через эти площадки, но это врядли как-то скажется на мире «чистого» искусства. Нам каждый год обещают, что оно вот-вот прекратит свое существование под давлением тех или иных обстоятельств. И каждый год ничего не происходит. Поэтому, скорее всего, арт-объекты, создаваемые непосредственно для NFT-маркетплейсов, займут определенную (возможно, даже довольно большую) долю на рынке искусства, но это не приведет к его тотальной трансформации.

Р.Т.: - Взаимодействие современного искусства и цифрового финансового мира упростилось до предела. На то, чтобы создать на NFT-маркетплейсе новый лот, сегодня уходит не больше 10 минут. Кроме того, здесь нет никаких проблем в том, чтобы продавать и покупать арт-объекты за криптовалюту. Для тех, кто вращается в этой сфере, это не сложнее, чем среднестатистическому обывателю оплатить коммунальные услуги через банковское приложение, так что сегодня это ни в коем случае не хайп, а вполне привычный, эффективный, если не сказать рутинный инструмент торговли большим количеством предметов цифрового искусства. И есть все основания полагать, что в ближайшие несколько лет этот рынок будет только увеличиваться.

0
4 комментария
zx80

лабс вакарс!
учитывая личность Олега Пинчука, было интересно услышать его мнение.

Действительно, NFT стал " рутинный инструмент торговли большим количеством предметов цифрового искусства".
Что же касается самой торговли - это все же именно что хайп
(ради заработка на ажиотаже).
Сегодня любая_хрень преобразуется в NFT и торгуется на хайпе.
Что же касается действительно произведений искусства - они так и висят без движения на маркетплейсах.

Ответить
Развернуть ветку
Triatoris Max

Не может иметь ценность то что не имеет ценности, хоть сто раз его "искусством" назови

Ответить
Развернуть ветку
ED

Спорно. Искусство крайне субъективно - красота в глазах смотрящего

Ответить
Развернуть ветку
Triatoris Max

тут про деньги, а не про красоту.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда